Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ИП Чернышова Валерия Николаевича: не явился, извещен,
от администрации Можайского муниципального района: Казакова И.Я. по доверенности от 30.12.2014 N 546,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чернышова Валерия Николаевича на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2014 года по делу N А41-66493/14, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Чернышова Валерия Николаевича (ИНН 262602607103) к администрации Можайского муниципального района Московской области (ИНН 5028003963, ОГРН 1025003472097) о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
индивидуальный предприниматель Чернышов Валерий Николаевич (далее - заявитель, ИП Чернышов В.Н.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконными бездействия администрации Можайского муниципального района Московской области по организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды земельных участков:
1) на 49 лет земельного участка площадью 9290 кв. м, расположенного в границах сельского поселения Горетовское по адресу: Московская область, д. Красновидово, категория земель: "земли особо охраняемых территорий и объектов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов рекреационного назначения и организации зоны отдыха";
2) на 49 лет земельного участка площадью 1836 кв. м, расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Вилейка, категория земель: "земли населенных пунктов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов производственного, складского и общественно-делового назначения";
3) на 49 лет земельного участка с видом разрешенного использования - "для строительства объектов общественно-делового значения", расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Полосухина, площадью 1600 кв. м из категории земель - "земли населенных пунктов";
- и обязать администрацию Можайского муниципального района Московской области провести торги по продаже прав аренды на земельные участки:
1) на 49 лет земельного участка площадью 9290 кв. м, расположенного в границах сельского поселения Горетовское по адресу: Московская область, д. Красновидово, категория земель: "земли особо охраняемых территорий и объектов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов рекреационного назначения и организации зоны отдыха";
2) на 49 лет земельного участка площадью 1836 кв. м, расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Вилейка, категория земель: "земли населенных пунктов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов производственного, складского и общественно-делового назначения";
3) на 49 лет земельного участка с видом разрешенного использования - "для строительства объектов общественно-делового значения", расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Полосухина, площадью 1600 кв. м из категории земель - "земли населенных пунктов".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ИП Чернышов В.Н. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в газете "Новая жизнь" от 25.06.2014 N 47 (13178) были опубликованы сообщения о предстоящем предоставлении в аренду:
1) на 49 лет земельного участка площадью 9290 кв. м, расположенного в границах сельского поселения Горетовское по адресу: Московская область, д. Красновидово, категория земель: "земли особо охраняемых территорий и объектов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов рекреационного назначения и организации зоны отдыха";
2) на 49 лет земельного участка площадью 1836 кв. м, расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Вилейка, категория земель: "земли населенных пунктов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов производственного, складского и общественно-делового назначения";
3) на 49 лет земельного участка с видом разрешенного использования - "для строительства объектов общественно-делового значения", расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Полосухина, площадью 1600 кв. м из категории земель - "земли населенных пунктов".
ИП Чернышов В.Н. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему этих трех земельных участков в аренду на 49 лет, а в случае получения нескольких заявлений, с просьбой провести торги по продаже права аренды.
Письмом от 21.07.2014 N 2052/ч администрация уведомила заявителя, что публикация в газете "Новая жизнь" N 47 (13178) о предоставлении в аренду земельных участков дана в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ, в целях информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (л.д. 6).
Ссылаясь на то, что бездействие администрации нарушает права и законные интересы заявителя, индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией запланировано проведение работ по формированию и образованию земельных участков, после завершения которых, будут проведены торги на право заключить договор аренды, в связи с чем не усмотрел незаконного бездействия.
Обжалуя решение суда первой инстанции, предприниматель указывает, что формирование земельного участка является частью процедуры организации торгов, в связи с чем полагает, что администрацией допущено бездействие по организации торгов на право предоставления спорных земельных участков в аренду.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации Можайского муниципального района возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя администрации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей на момент обращения заявителя в арбитражный суд, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 2 указанной статьи установлено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 названного Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из смысла указанных норм следует, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
Исходя из системного толкования предусмотренных законом стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования, а не одновременно с ним.
Публикация сведения о предоставлении земельного участка признана обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, если имеется только одна заявка.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 АПК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Следовательно, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.
Как следует из представленного в материалы дела письма администрации от 04.08.2014 N 2052/4, на 2015 год запланировано проведение работ по формированию и образованию земельных участков, после завершения которых, будут проведены торги на право заключить договор аренды (л.д. 44).
Учитывая, что проведение аукциона (торгов) по продаже права аренды земельных участков возможно после проведения работ по формированию и образованию земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, бездействие по проведению торгов со стороны администрации до проведения кадастровых работ не может быть признано незаконным.
Поскольку доказательств, свидетельствующих именно о незаконности бездействия администрации, нарушающее права и законные интересы заявителя, ИП Чернышов В.Н. суду не представил, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2014 года по делу N А41-66493/14 оставить без изменения. Апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2015 N 10АП-18987/2014 ПО ДЕЛУ N А41-66493/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. по делу N А41-66493/14
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ИП Чернышова Валерия Николаевича: не явился, извещен,
от администрации Можайского муниципального района: Казакова И.Я. по доверенности от 30.12.2014 N 546,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чернышова Валерия Николаевича на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2014 года по делу N А41-66493/14, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Чернышова Валерия Николаевича (ИНН 262602607103) к администрации Можайского муниципального района Московской области (ИНН 5028003963, ОГРН 1025003472097) о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
индивидуальный предприниматель Чернышов Валерий Николаевич (далее - заявитель, ИП Чернышов В.Н.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконными бездействия администрации Можайского муниципального района Московской области по организации и проведению торгов на право заключения договоров аренды земельных участков:
1) на 49 лет земельного участка площадью 9290 кв. м, расположенного в границах сельского поселения Горетовское по адресу: Московская область, д. Красновидово, категория земель: "земли особо охраняемых территорий и объектов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов рекреационного назначения и организации зоны отдыха";
2) на 49 лет земельного участка площадью 1836 кв. м, расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Вилейка, категория земель: "земли населенных пунктов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов производственного, складского и общественно-делового назначения";
3) на 49 лет земельного участка с видом разрешенного использования - "для строительства объектов общественно-делового значения", расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Полосухина, площадью 1600 кв. м из категории земель - "земли населенных пунктов";
- и обязать администрацию Можайского муниципального района Московской области провести торги по продаже прав аренды на земельные участки:
1) на 49 лет земельного участка площадью 9290 кв. м, расположенного в границах сельского поселения Горетовское по адресу: Московская область, д. Красновидово, категория земель: "земли особо охраняемых территорий и объектов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов рекреационного назначения и организации зоны отдыха";
2) на 49 лет земельного участка площадью 1836 кв. м, расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Вилейка, категория земель: "земли населенных пунктов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов производственного, складского и общественно-делового назначения";
3) на 49 лет земельного участка с видом разрешенного использования - "для строительства объектов общественно-делового значения", расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Полосухина, площадью 1600 кв. м из категории земель - "земли населенных пунктов".
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ИП Чернышов В.Н. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в газете "Новая жизнь" от 25.06.2014 N 47 (13178) были опубликованы сообщения о предстоящем предоставлении в аренду:
1) на 49 лет земельного участка площадью 9290 кв. м, расположенного в границах сельского поселения Горетовское по адресу: Московская область, д. Красновидово, категория земель: "земли особо охраняемых территорий и объектов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов рекреационного назначения и организации зоны отдыха";
2) на 49 лет земельного участка площадью 1836 кв. м, расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Вилейка, категория земель: "земли населенных пунктов", с установленным видом разрешенного использования - "для строительства объектов производственного, складского и общественно-делового назначения";
3) на 49 лет земельного участка с видом разрешенного использования - "для строительства объектов общественно-делового значения", расположенного в границах городского поселения Можайск по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Полосухина, площадью 1600 кв. м из категории земель - "земли населенных пунктов".
ИП Чернышов В.Н. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему этих трех земельных участков в аренду на 49 лет, а в случае получения нескольких заявлений, с просьбой провести торги по продаже права аренды.
Письмом от 21.07.2014 N 2052/ч администрация уведомила заявителя, что публикация в газете "Новая жизнь" N 47 (13178) о предоставлении в аренду земельных участков дана в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ, в целях информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (л.д. 6).
Ссылаясь на то, что бездействие администрации нарушает права и законные интересы заявителя, индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией запланировано проведение работ по формированию и образованию земельных участков, после завершения которых, будут проведены торги на право заключить договор аренды, в связи с чем не усмотрел незаконного бездействия.
Обжалуя решение суда первой инстанции, предприниматель указывает, что формирование земельного участка является частью процедуры организации торгов, в связи с чем полагает, что администрацией допущено бездействие по организации торгов на право предоставления спорных земельных участков в аренду.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации Можайского муниципального района возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя администрации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей на момент обращения заявителя в арбитражный суд, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 2 указанной статьи установлено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 названного Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из смысла указанных норм следует, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
Исходя из системного толкования предусмотренных законом стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования, а не одновременно с ним.
Публикация сведения о предоставлении земельного участка признана обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, если имеется только одна заявка.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 АПК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Следовательно, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.
Как следует из представленного в материалы дела письма администрации от 04.08.2014 N 2052/4, на 2015 год запланировано проведение работ по формированию и образованию земельных участков, после завершения которых, будут проведены торги на право заключить договор аренды (л.д. 44).
Учитывая, что проведение аукциона (торгов) по продаже права аренды земельных участков возможно после проведения работ по формированию и образованию земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, бездействие по проведению торгов со стороны администрации до проведения кадастровых работ не может быть признано незаконным.
Поскольку доказательств, свидетельствующих именно о незаконности бездействия администрации, нарушающее права и законные интересы заявителя, ИП Чернышов В.Н. суду не представил, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2014 года по делу N А41-66493/14 оставить без изменения. Апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)