Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области:
представителей заявителя - Климова В.А., действующего на основании доверенности от 24.04.2015, Шороховой И.С., действующей на основании доверенности от 29.09.2014,
представителя ответчика - Пегановой С.В., действующей на основании выписки из приказа от 14.06.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старый город"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2015 по делу N А82-15288/2014, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старый город" (ИНН: 7608019784, ОГРН: 1127608001070)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Плещеево озеро" (ИНН: 7608002798, ОГРН: 1027601054458)
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности,
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Старый город" (далее - заявитель, Общество, ООО "Старый город") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Плещеево озеро" (далее - ответчик, Учреждение, ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро") от 26.09.2014 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Определением суда первой инстанции от 03.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Старый город" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права. Общество полагает, что в данном случае у Учреждения отсутствовали правовые основания для выдачи предписания от 26.09.2014.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы заявителя и третьего лица изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 01.09.2014 по 26.09.2014 на основании распоряжения от 26.08.2014 N 016.14 ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро" проведена проверка в отношении ООО "Старый город" по вопросу соблюдения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах.
В ходе проверки установлено, что ООО "Старый город" ведет строительство офисных зданий на земельных участках с кадастровым номером 76:18:010212:127, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные и офисные здания и помещения, общей площадью 2841 кв. м по адресу г. Переславль-Залесский, Ярославская область, ул. Советская д. 33, и с кадастровым номером 76:18:010212:125, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные и офисные здания и помещения, общей площадью 1742 кв. м по адресу г. Переславль-Залесский, Ярославская область, ул. Советская д. 37. Оба земельных участка находятся в охранной зоне национального парка "Плещеево озеро". При этом Учреждением установлено, что у Общества отсутствует согласование социально-экономической деятельности и проектной документации с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере окружающей среды Минприроды России.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.09.2014 N 016.14 (т. 1 л.д. 12-13).
26.09.2014 по результатам проведенной проверки Учреждением ООО "Старый город" выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которому Обществу в срок до 01.12.2014 необходимо согласовать социально-экономическую деятельность и проектную документацию с Департаментом на земельных участках с кадастровыми номерами: 76:18:010212:127 и 76:18:010212:125, расположенных по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Советская, д. 33, 37, входящих в охранную зону национального парка "Плещеево озеро" (т. 1 л.д. 9).
Полагая, что выданное Учреждением предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Старый город" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.98 N 777 "О национальном парке "Плещеево озеро" создан Национальный парк "Плещеево озеро".
Частью 10 статьи 2 Закона N 33-ФЗ установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 14.08.2002 N 551 в соответствии с Законом от N 33-ФЗ, Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.93 N 769, установлена охранная зона национального парка "Плещеево озеро" и утверждено положение об охранной зоне национального парка.
Из положения об охранной зоне национального парка "Плещеево озеро" усматривается, что в состав охранной зоны национального парка включены земельные участки собственников, владельцев и пользователей Переславского муниципального округа и города Переславля-Залесского общей площадью 58,4 тыс. га.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона 33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в том числе:
а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту "д" части 2 статьи 15 Закона N 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Частью 4 статьи 15 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации являются объектами государственной экологической экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 утверждено "Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы" (далее - Положение N 698).
Согласно указанному Положению государственная экологическая экспертиза осуществляется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения N 698 установлено, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников этого Министерства и его территориальных органов.
Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минприроды России от 15.07.2011 N 633 (далее - Положение N 633), является структурным подразделением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Департамент при выполнении возложенных на него задач и функций осуществляет работы в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе, рассмотрение и согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях национальных парков и их охранных зон (пункты 2.5, 3.2, 4.10 Положения N 633).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что хозяйствующие субъекты обязаны согласовывать с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды вопросы социально-экономической деятельности, а также получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В то же время, как установлено ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро", в нарушение вышеизложенных требований законодательства, ООО "Старый город" осуществляло работы по строительству офисных зданий на земельных участках с кадастровым номером 76:18:010212:127 и кадастровым номером 76:18:010212:125, расположенных по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Советская, д. 33, 37, входящих в охранную зону национального парка "Плещеево озеро", при отсутствии согласования социально-экономической деятельности и проектной документации с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание, обязывающее Общество выполнить соответствующее согласование основано на положениях действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Старый город" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
При подаче апелляционной жалобы Общество по платежному поручению от 25.02.2015 N 58 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2014 по делу N А82-15288/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старый город" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Старый город" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.02.2015 N 58.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2015 N 02АП-2339/2015 ПО ДЕЛУ N А82-15288/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. по делу N А82-15288/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области:
представителей заявителя - Климова В.А., действующего на основании доверенности от 24.04.2015, Шороховой И.С., действующей на основании доверенности от 29.09.2014,
представителя ответчика - Пегановой С.В., действующей на основании выписки из приказа от 14.06.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старый город"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2015 по делу N А82-15288/2014, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старый город" (ИНН: 7608019784, ОГРН: 1127608001070)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Плещеево озеро" (ИНН: 7608002798, ОГРН: 1027601054458)
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности,
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Старый город" (далее - заявитель, Общество, ООО "Старый город") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Плещеево озеро" (далее - ответчик, Учреждение, ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро") от 26.09.2014 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Определением суда первой инстанции от 03.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Старый город" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права. Общество полагает, что в данном случае у Учреждения отсутствовали правовые основания для выдачи предписания от 26.09.2014.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы заявителя и третьего лица изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 01.09.2014 по 26.09.2014 на основании распоряжения от 26.08.2014 N 016.14 ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро" проведена проверка в отношении ООО "Старый город" по вопросу соблюдения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах.
В ходе проверки установлено, что ООО "Старый город" ведет строительство офисных зданий на земельных участках с кадастровым номером 76:18:010212:127, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные и офисные здания и помещения, общей площадью 2841 кв. м по адресу г. Переславль-Залесский, Ярославская область, ул. Советская д. 33, и с кадастровым номером 76:18:010212:125, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные и офисные здания и помещения, общей площадью 1742 кв. м по адресу г. Переславль-Залесский, Ярославская область, ул. Советская д. 37. Оба земельных участка находятся в охранной зоне национального парка "Плещеево озеро". При этом Учреждением установлено, что у Общества отсутствует согласование социально-экономической деятельности и проектной документации с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере окружающей среды Минприроды России.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.09.2014 N 016.14 (т. 1 л.д. 12-13).
26.09.2014 по результатам проведенной проверки Учреждением ООО "Старый город" выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которому Обществу в срок до 01.12.2014 необходимо согласовать социально-экономическую деятельность и проектную документацию с Департаментом на земельных участках с кадастровыми номерами: 76:18:010212:127 и 76:18:010212:125, расположенных по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Советская, д. 33, 37, входящих в охранную зону национального парка "Плещеево озеро" (т. 1 л.д. 9).
Полагая, что выданное Учреждением предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Старый город" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.98 N 777 "О национальном парке "Плещеево озеро" создан Национальный парк "Плещеево озеро".
Частью 10 статьи 2 Закона N 33-ФЗ установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 14.08.2002 N 551 в соответствии с Законом от N 33-ФЗ, Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.93 N 769, установлена охранная зона национального парка "Плещеево озеро" и утверждено положение об охранной зоне национального парка.
Из положения об охранной зоне национального парка "Плещеево озеро" усматривается, что в состав охранной зоны национального парка включены земельные участки собственников, владельцев и пользователей Переславского муниципального округа и города Переславля-Залесского общей площадью 58,4 тыс. га.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона 33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в том числе:
а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту "д" части 2 статьи 15 Закона N 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Частью 4 статьи 15 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации являются объектами государственной экологической экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 утверждено "Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы" (далее - Положение N 698).
Согласно указанному Положению государственная экологическая экспертиза осуществляется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения N 698 установлено, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников этого Министерства и его территориальных органов.
Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минприроды России от 15.07.2011 N 633 (далее - Положение N 633), является структурным подразделением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Департамент при выполнении возложенных на него задач и функций осуществляет работы в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе, рассмотрение и согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях национальных парков и их охранных зон (пункты 2.5, 3.2, 4.10 Положения N 633).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что хозяйствующие субъекты обязаны согласовывать с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды вопросы социально-экономической деятельности, а также получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В то же время, как установлено ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро", в нарушение вышеизложенных требований законодательства, ООО "Старый город" осуществляло работы по строительству офисных зданий на земельных участках с кадастровым номером 76:18:010212:127 и кадастровым номером 76:18:010212:125, расположенных по адресу: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Советская, д. 33, 37, входящих в охранную зону национального парка "Плещеево озеро", при отсутствии согласования социально-экономической деятельности и проектной документации с Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание, обязывающее Общество выполнить соответствующее согласование основано на положениях действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Старый город" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
При подаче апелляционной жалобы Общество по платежному поручению от 25.02.2015 N 58 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2014 по делу N А82-15288/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старый город" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Старый город" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.02.2015 N 58.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)