Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3740/2014

Требование: О предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой установлено, что в администрацию поступило заявление инвалида I группы о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако ему было отказано в предоставлении участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N 33-3740/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Козловой Н.В.,
судей Киньягуловой Т.М., Анфиловой Т.Л.,
с участием прокурора Гареевой Э.Р.,
при секретаре К.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Октябрьский РБ А. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2013 года, которым постановлено:
Признать отказ администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан в предоставлении Л.Р. земельного участка для индивидуального жилищного строительства - незаконным, обязать администрацию городского округа г. Октябрьский предоставить Л.Р. в аренду без проведения аукциона земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Октябрьский РБ в интересах Л.Р. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Октябрьский РБ и просил признать отказ Администрации городского округа г. Октябрьский РБ в предоставлении Л.Р. земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным, обязать Администрацию городского округа г. Октябрьский предоставить Л.Р. в аренду без проведения аукциона земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г. Октябрьский РБ.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Октябрьский по обращению Л.Р. была проведена проверка соблюдения Администрацией городского округа г. Октябрьский РБ порядка предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, по результатам которой установлено, что дата в Администрацию городского округа г. Октябрьский РБ поступило заявление инвалида I группы Л.Р. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-Ф "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в г. Октябрьский.
дата Л.Р. отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что заявитель не подпадает под категорию граждан, которым бесплатно предоставляется земельный участок по индивидуальное жилищное строительство, предусмотренную ст. 2.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Статьей 39 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
По смыслу ст. 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, правовой акт, регулирующий льготный порядок приобретения земельных участков в отношении граждан, являющихся инвалидами органами государственной власти Республики Башкортостан не разработан и не принят, что не может являться основанием для ущемления прав граждан, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Отказ Администрации городского округа г. Октябрьский РБ в реализации преимущественного права Л.Р., на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, свидетельствует о невыполнении государством своих обязательств по социальной поддержке инвалидов.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Л.Р. является инвалидом I группы, то есть по состоянию здоровья и иным уважительным причинам не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Октябрьский РБ А. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Апелляционное представление прокурора г. Октябрьский Янгирова И.К. отозвано до начала судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Администрации городского округа г. Октябрьский РБ А., выслушав представителя Администрации городского округа г. Октябрьский РБ А., представителя Л.Р. - Л.А., прокурора Гарееву Э.Р., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, дата Л.Р. обратилась в Администрацию городского округа г. Октябрьский РБ с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-Ф "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (л.д. 12).
Согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы N ... N ... от дата Л.Р. является инвалидом первой группы (л.д. 6).
Согласно письму Администрации городского округа г. Октябрьский РБ N ... от дата Л.Р. отказано в бесплатном предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 13 - 14).
Рассматривая требования и признавая отказ Администрации городского округа г. Октябрьский РБ в предоставлении Л.Р. земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным, возлагая обязанность на Администрацию городского округа г. Октябрьский РБ предоставить Л.Р. в аренду без проведения аукциона земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г. Октябрьский РБ, суд первой инстанции исходил из того, что Л.Р. относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из искового заявления, прокурор предъявил требования об обязании Администрации городского округа г. Октябрьский РБ предоставить Л.Р. в аренду без проведения аукциона земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа г. Октябрьский РБ, где в качестве правового основания приводит положения ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Л.Р. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости Л.Р. в улучшении жилищных условий.
Согласно справке МБУ Комитет по жилищной политике городского округа г. Октябрьский РБ N ... от дата Л.Р. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.
Согласно договору социального найма жилого помещения N ... от дата Администрация городского округа г. Октябрьский РБ передала Л.Р. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 44,1 кв. м по адресу: РБ, адрес.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата Л.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... по адресу: адрес.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата Л.Р. является собственником жилого дома общей площадью 42,1 кв. м по адресу: адрес.
Кроме того, ни Земельным кодексом РФ, ни Законом РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" N 59-з от 05 января 2004 года не предусмотрены случаи преимущественного права инвалидов, в том числе инвалидов I группы на получение земельных участков в аренду без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора г. Октябрьский РБ в интересах Л.Р. к Администрации городского округа г. Октябрьский РБ о предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2013 года отменить и вынести по делу новое решение.
В удовлетворении иска прокурора г. Октябрьский РБ в интересах Л.Р. к Администрации городского округа г. Октябрьский РБ о предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства отказать.

Председательствующий
Н.В.КОЗЛОВА

Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
Т.Л.АНФИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)