Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 11АП-18334/2014 ПО ДЕЛУ N А55-9708/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А55-9708/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Строй-Центр" - Порало В.И. (доверенность от 17.02.2014 N 0057),
представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 декабря 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-9708/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Строй-Центр" (ОГРН 1026300956274, ИНН 6316052630), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Департамент управления имуществом г.о. Самара,
о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о приватизации земельного участка,

установил:

открытое акционерное общество "Строй-Центр" (далее - заявитель, общество, ОАО "Строй-Центр") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) от 31.01.2014 N 12-4/0290/12 в удовлетворении заявления ОАО "Строй-центр" от 14.05.2012 о приватизации земельного участка площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4; обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Строй-центр" и направить в Департамент управления имуществом г. о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4 (т. 1 л.д. 6-9, 123-125).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен: Департамент управления имуществом г.о. Самара (т. 1 л.д. 130-131).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014 по делу N А55-9708/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 31.01.2014 N 12-4/0290/12 в удовлетворении заявления ОАО "Строй-центр" от 14.05.2012 о приватизации земельного участка площадью 5394 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная, д. 5, РСУ-4. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Строй-центр" путем направления в Департамент управления имуществом г.о. Самара обращения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5394 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная, д. 5, РСУ-4 (т. 1 л.д. 148-151).
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 3-8).
Общество и департамент отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей министерства и департамента, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя общества и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 14.05.2012 ОАО "Строй-Центр" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о приватизации земельного участка, площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4 (т. 1 л.д. 12).
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 31.01.2014 N 12-4/0290/12 отказало ОАО "Строй-Центр" в предоставлении в собственность за плату земельного участка занятого недвижимостью, принадлежащей ОАО "Строй-Центр" на праве собственности и необходимого для использования недвижимости по назначению - производственная база, площадью 5394,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная д. 5 РСУ-4 (т. 1 л.д. 13-15, 63-65).
Основанием для отказа послужило не предоставление заключения уполномоченного в сфере градостроительной деятельности органа местного самоуправления, подтверждающего необходимость рассматриваемого земельного участка площадью 5394 кв. м для использования под указанные нежилые здания.
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В городе Самара при приобретении земельного участка его цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области и утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно абзацу второму пункта 8 Перечня, в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке или имеются основания для отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка на основании и в порядке, которые установлены частью 12 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", заявителем представляется план-схема земельного участка, соответствующая требованиям, установленным пунктом 2.2 Порядка.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.1 Регламента, Министерством имущественных отношений Самарской области к обращению в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка прилагается копия заявления о предоставлении земельного участка, копия плана-схемы, сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (по месту нахождения земельного участка) о правах на земельные участки, расположенные по адресу, указанному в заявлении, по состоянию на 1992-1998 годы, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок.
Порядок постановки испрашиваемого в целях выкупа земельного участка на кадастровый учет регулируется Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
Согласно пункту 2.11. Порядка, после получения схемы расположения земельного участка министерство в 14-дневный срок организует выполнение в отношении данного земельного участка кадастровых работ. В 14-дневный срок с момента получения результатов кадастровых работ министерство обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, положения пунктов 2.11 - 2.13 указанного Порядка не применяются в случае, если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя.
В рассматриваемом случае в собственности у ОАО "Строй-Центр" по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Карьерная 5, РСУ-4, находятся следующие объекты недвижимого имущества:
1.Административное здание Литера А, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4617801:А//0001:02:0405:005:0:0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 63-АА N 312658 от 01.11.2001 (л.д. 87).
2. Производственное здание Литера Б, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4617802:Б//0001:02:0405:005:0:0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 63-АА N 312661 от 01.11.2001 (л.д. 88).
3. Нежилое здание (Гараж) Литера В, кадастровый (условный) номер:
63:01:000000:0000 (0)//1:4617803:В//001:02:0405:005:0:0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 63-АА N 312660 от 01.11.2001 (л.д. 89).
4. Производственное здание Литера Г, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4617804:Г//001:02:0405:005:0:05, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 63-АА N 312662 от 01.11.2001 (л.д. 86).
5. Производственное здание Литера Д, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4617805:Д//001:02:0405:005:0:0:6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 63-АА N 312659 от 01.11.2001 (л.д. 85).
6. Нежилое здание (Проходная) Литера Е, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4617806:Е//001:02:0405:005:0:0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 63-АА N 312633 от 01.11.2001 (л.д. 81).
7. Нежилое здание (Склад) Литера З, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4617807:З//001:02:0405:005:0:0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 63-АА N 312657 от 01.11.2001 (л.д. 83).
В пункте 3.2. Порядка имеется указание на то, что в случаях, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, земельные участки предоставляются заявителям в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 3.3 Порядка, при предоставлении земельного участка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара не позднее месячного срока с момента поступления обращения министерства об утверждении схемы расположения земельного участка направляет утвержденную схему расположения земельного участка в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
При направлении утвержденной схемы расположения земельного участка в адрес заявителя уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, направляет уведомление об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением ее копии в адрес министерства.
После получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара схемы расположения земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
После осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявитель подает в министерство уточненное заявление, указанное в приложении 1 к указанному Порядку, в котором указывает кадастровый номер земельного участка.
В течение двух рабочих дней с момента подачи уточненного заявления министерство в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает кадастровый паспорт земельного участка. При этом заявитель вправе представить кадастровый паспорт земельного участка самостоятельно. В этом случае запрос министерством не направляется.
В двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка министерство принимает решение о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка, в недельный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка министерство осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Договор купли-продажи или аренды земельного участка, если иное не установлено действующим законодательством, заключается исходя из рыночной оценки его стоимости проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Как следует из представленных документов, во исполнение требований законодательства к формированию пакета документов на выкуп земельного участка ОАО "Строй-Центр" направило такой пакет Министерству имущественных отношений Самарской области вместе со схемой расположения земельного участка.
Однако Министерство имущественных отношений Самарской области в нарушение действующего законодательства не направило в установленном порядке пакет документов в уполномоченный, орган местного самоуправления городского округа Самара для утверждения схемы расположения земельного участка, что создало ОАО "Строй-Центр" препятствие для реализации им права на выкуп земельного участка, на котором расположена недвижимость принадлежащая заявителю на праве собственности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, заявитель вправе самостоятельно обратиться в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным по утверждению схем расположения земельных участков, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Судом первой инстанции правильно указано, что утвержденная департаментом схема расположения земельного участка, в указанном Перечне не поименована, следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по предоставлению такого документа.
Оспариваемым отказом нарушаются права и законные интересы общества.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый заявителем отказ, оформленный письмом министерства от 31.01.2014 N 12-4/0290/12, является незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-9708/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)