Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Порчуляна Владимира Андреевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 мая 2014 года
по делу N А60-45486/2013,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.
по иску Порчуляна Владимира Андреевича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области)
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Порчулян Владимир Андреевич (истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Росреестра по Свердловской области, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области (ответчики) о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 341 кв. м, кадастровым номером 66:56:0110012:31, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, д. 25А, стр. 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 380 897 руб.
Решением суда от 11.05.2014 признана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0110012:31, площадью 341 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, д. 25А, стр. 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 380 897 руб. С каждого из ответчиков в пользу истца в возмещение судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, взыскано по 8 000 руб., во взыскании остальной части судебных расходов отказано.
Истец и ответчики обжаловали решение в апелляционном порядке.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование указывает, что на территории г. Н. Тагил была проведена переоценка кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Нижний Тагил" в соответствии с приказом министерства от 20.12.2013 N 3016 по состоянию на 10.08.2013. С вступлением в действие 20.01.2014 приказа министерства N 3106 в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости, сведениям о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в ГКН на основании Постановления N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", присвоен статус "архивные", что исключает возможность их изменения. Настаивает на том, что действующим законодательством не предусмотрено внесение каких-либо изменений в архивные сведения, содержащиеся в ГКН. Ссылаясь на то, что на дату принятия судом решения от 11.05.2014 по делу N А60-45486/2013 о признании кадастровой стоимости земельного участка 66:56:0110012:31 равной его рыночной по состоянию на 01.01.2010, в ГКН уже были внесены новые сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка, исполнение судебного акта приведет к нарушению ст. 4 Закона о кадастре, п. 57 Порядка и статей 24.11, 24.19 Закона об оценке. Кроме того, ответчик не согласен с удовлетворением судом в полном объеме требований истца о взыскании судебных расходов на оплату услуг адвоката. В обоснование последнего довода заявитель жалобы ссылается на сложившуюся судебную практику по данной категории дел.
Управлению Росреестра по Свердловской области в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований истцу отказать. Ссылаясь на Приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93, Приказ Росреестра от 26.12.2011 N П/531, заявитель жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по делу ввиду передачи полномочий по кадастровому учету, в том числе по определению кадастровой стоимости земельных участков в ведение ФГБУ. Кроме того, заявитель жалобы не согласен с применением судом ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в контексте Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" к требованию истца о взыскании судебных расходов по делу, так как спор не имел денежного характера.
Порчулян В.А. в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части отказа истцу во взыскании с ответчиков 45 000 руб. расходов по оплате услуг оценщика и услуг по экспертизе отчета оценки. В обоснование указывает, что понесенные истцом расходы непосредственно связаны с рассматриваемым делом, понесены исключительно в связи с предъявленным иском, явились основными доказательствами по делу, ссылается на судебную практику.
Истец направил отзывы на апелляционные жалобы ответчиков со ссылкой на несостоятельность изложенных в них доводов.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд не находит оснований для отмены (изменения) решения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником земельного участка площадью 341 кв. м с кадастровым номером 66:56:0110012:31, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, д. 25А, стр. 2 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2011 серия 66 АД N 842286) кадастровая стоимость которого определена в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010 и составила 2 676 969 руб. 35 коп.
Ссылаясь на то, что указанная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как следует из положений п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение размера рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Уральский центр развития земельных отношений" от 18.10.2013 N О/66-13-09-002, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет - 380 897 руб.
Согласно экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Самоурегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29.10.2013 N 209-ЕК указанный выше отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Сопоставив размер кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 695-ПП, и рыночной стоимости земельного участка, которая не опровергнута лицами, участвующими в деле, суд установил существенное превышение кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости.
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно установил, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, ввиду чего правомерно удовлетворил требования и признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0110012:31, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 380 897 руб.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 органом кадастрового учета, осуществлявшим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось Управление Росреестра.
Наделение кадастровой палаты полномочиями, перераспределение функций между органами и учреждениями государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется Росреестром.
В своей деятельности кадастровая палата руководствуется правовыми актами указанной федеральной службы.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необоснованном привлечении Управление Росреестра к участию в деле в качестве ответчика, подлежат отклонению.
Ссылка кадастровой палаты на невозможность исполнения судебного акта также отклоняется.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
При этом, согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42) в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Решением суда первой инстанции от 11.05.2014 по данному делу кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2010 и утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
На момент обращения в суд с иском эта стоимость являлась действующей и применялась. Приказ министерства от 20.12.2013 N 3106 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил" по состоянию на 10.08.2013 вступил в действие 27.12.2013. Правительство Свердловской области Постановлением от 28.04.2014 N 333-ПП внесло изменения в Постановление N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", которое вступило в действие с 13.05.2014. Таким образом, на дату принятия судом оспариваемого решения кадастровая стоимость спорного земельного участка являлись действующей, следовательно, требования истца правомерно удовлетворены.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка ответчиков на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку напрямую ни названный Порядок, ни Закон о кадастре, ни Закон об оценочной деятельности не содержат запрета на изменение сведений, имеющих статус "архивных", но подлежащих применению, отсутствие технической возможности по внесению таких сведений не может быть признано основанием для неисполнения вступившего в законную силу судебного акта.
При этом изменению в государственном кадастре недвижимости подлежат именно сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, которые в настоящее время имеют статус "архивные", оснований для изменения актуальной кадастровой стоимости, то есть внесенной по состоянию на более позднюю дату (10.08.2013), не имеется.
Таким образом, исполнение ответчиком решения и внесение в ГКН сведений об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка не противоречит закону.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчиков понесенные истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.27 НК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. Исходя из содержания указанной нормы закона, данная льгота предоставляется только при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой.
Таким образом, освобождение государственного органа, органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет на основании ст. 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных расходов, предусмотренный ст. 110 АПК РФ.
Принимая решение об удовлетворении иска в части взыскания с ответчиков судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 12 000 руб., суд первой инстанции руководствовался положениями статей 106, 110 АПК РФ и представленными истцом доказательствами.
При возмещении расходов на оплату услуг представителя лицо, требующее такое возмещение, должно доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказать их чрезмерность, т.е. обосновать, какая сумма расходов, по его мнению, является по аналогичной категории дел разумной (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О, п. 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121).
Факт реального оказания адвокатом Уткиной Е.В. истцу юридических услуг, подтвержден квитанцией адвокатской палаты N 7 серия АБ N 001561 от 21.01.2014 на сумму 12 000 руб., согласно которой в стоимость услуг вошли: юридическая консультация по вопросу признания кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, составление искового заявления и представление интересов в Арбитражном суде Свердловской области.
Протоколами судебного заседания и судебным актом, принятым по делу, подтвержден факт участия адвоката Уткиной Е.В.
Поскольку в рассматриваемом деле истец доказал размер понесенных расходов на оплату услуг представителя и относимость их к настоящему судебному делу, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные им доказательства, суд первой инстанции требования о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой представителя, удовлетворил в заявленном размере.
Доказательств чрезмерности взысканной суммы ответчиками не представлено. Апелляционный суд не установил оснований считать взысканную судом первой инстанции сумму на оплату услуг представителя неразумной.
Суд первой инстанции с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта ответчиками, руководствуясь разъяснениями, данными в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", начислил проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму (4 000 руб. государственная пошлина по иску + 12 000 руб. расходов, понесенных истцом на оплату услуг адвоката) исходя из ставки рефинансирования Банка России 8,25% годовых с момента принятия решения судом.
Довод Управления Росреестра о том, что спор не содержит в себе денежных требований, поэтому отсутствуют основания для применения ст. 395 ГК РФ в рассматриваемом споре, не соответствует разъяснениям, данным в указанном выше Постановлении N 22.
Довод жалобы истца о неправомерном отказе суда во взыскании с ответчиков 45 000 руб. расходов по оплате услуг оценщика и услуг по экспертизе отчета оценки, апелляционным судом рассмотрении отклонен.
По смыслу ст. 106 АПК РФ возмещению подлежат расходы, понесенные стороной в связи с совершением процессуальных действий после возбуждения дела в суде.
Иное толкование данной нормы означало бы необоснованное возложение на сторону, не в пользу которой вынесен судебный акт, всех расходов, понесенных стороной в связи со сбором доказательств, и означало бы возможность произвольного представления в суд доказательств безотносительно обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 65 АПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 65, п. 2 ч. 5 ст. 125 АПК РФ при обращении в арбитражный суд лицо обязано указать обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и представить подтверждающие эти обстоятельства доказательства. Тем самым, заявленные истцом расходы - в части оплаты услуг оценщика и экспертного совета - понесены им во исполнение обязанности по предоставлению доказательств в обоснование исковых требований. Компенсация данных расходов не может быть возложена на иного участника арбитражного процесса.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 11.05.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2014 по делу N А60-45486/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2014 N 17АП-8395/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-45486/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. N 17АП-8395/2014-ГК
Дело N А60-45486/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Порчуляна Владимира Андреевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 мая 2014 года
по делу N А60-45486/2013,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.
по иску Порчуляна Владимира Андреевича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области)
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Порчулян Владимир Андреевич (истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Росреестра по Свердловской области, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области (ответчики) о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 341 кв. м, кадастровым номером 66:56:0110012:31, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, д. 25А, стр. 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 380 897 руб.
Решением суда от 11.05.2014 признана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0110012:31, площадью 341 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, д. 25А, стр. 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 380 897 руб. С каждого из ответчиков в пользу истца в возмещение судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, взыскано по 8 000 руб., во взыскании остальной части судебных расходов отказано.
Истец и ответчики обжаловали решение в апелляционном порядке.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование указывает, что на территории г. Н. Тагил была проведена переоценка кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Нижний Тагил" в соответствии с приказом министерства от 20.12.2013 N 3016 по состоянию на 10.08.2013. С вступлением в действие 20.01.2014 приказа министерства N 3106 в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости, сведениям о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в ГКН на основании Постановления N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", присвоен статус "архивные", что исключает возможность их изменения. Настаивает на том, что действующим законодательством не предусмотрено внесение каких-либо изменений в архивные сведения, содержащиеся в ГКН. Ссылаясь на то, что на дату принятия судом решения от 11.05.2014 по делу N А60-45486/2013 о признании кадастровой стоимости земельного участка 66:56:0110012:31 равной его рыночной по состоянию на 01.01.2010, в ГКН уже были внесены новые сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка, исполнение судебного акта приведет к нарушению ст. 4 Закона о кадастре, п. 57 Порядка и статей 24.11, 24.19 Закона об оценке. Кроме того, ответчик не согласен с удовлетворением судом в полном объеме требований истца о взыскании судебных расходов на оплату услуг адвоката. В обоснование последнего довода заявитель жалобы ссылается на сложившуюся судебную практику по данной категории дел.
Управлению Росреестра по Свердловской области в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований истцу отказать. Ссылаясь на Приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93, Приказ Росреестра от 26.12.2011 N П/531, заявитель жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по делу ввиду передачи полномочий по кадастровому учету, в том числе по определению кадастровой стоимости земельных участков в ведение ФГБУ. Кроме того, заявитель жалобы не согласен с применением судом ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в контексте Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" к требованию истца о взыскании судебных расходов по делу, так как спор не имел денежного характера.
Порчулян В.А. в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части отказа истцу во взыскании с ответчиков 45 000 руб. расходов по оплате услуг оценщика и услуг по экспертизе отчета оценки. В обоснование указывает, что понесенные истцом расходы непосредственно связаны с рассматриваемым делом, понесены исключительно в связи с предъявленным иском, явились основными доказательствами по делу, ссылается на судебную практику.
Истец направил отзывы на апелляционные жалобы ответчиков со ссылкой на несостоятельность изложенных в них доводов.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд не находит оснований для отмены (изменения) решения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником земельного участка площадью 341 кв. м с кадастровым номером 66:56:0110012:31, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, д. 25А, стр. 2 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2011 серия 66 АД N 842286) кадастровая стоимость которого определена в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010 и составила 2 676 969 руб. 35 коп.
Ссылаясь на то, что указанная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как следует из положений п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение размера рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Уральский центр развития земельных отношений" от 18.10.2013 N О/66-13-09-002, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет - 380 897 руб.
Согласно экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Самоурегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 29.10.2013 N 209-ЕК указанный выше отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Сопоставив размер кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 695-ПП, и рыночной стоимости земельного участка, которая не опровергнута лицами, участвующими в деле, суд установил существенное превышение кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости.
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно установил, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, ввиду чего правомерно удовлетворил требования и признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0110012:31, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 380 897 руб.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 органом кадастрового учета, осуществлявшим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось Управление Росреестра.
Наделение кадастровой палаты полномочиями, перераспределение функций между органами и учреждениями государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется Росреестром.
В своей деятельности кадастровая палата руководствуется правовыми актами указанной федеральной службы.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необоснованном привлечении Управление Росреестра к участию в деле в качестве ответчика, подлежат отклонению.
Ссылка кадастровой палаты на невозможность исполнения судебного акта также отклоняется.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
При этом, согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42) в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Решением суда первой инстанции от 11.05.2014 по данному делу кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2010 и утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
На момент обращения в суд с иском эта стоимость являлась действующей и применялась. Приказ министерства от 20.12.2013 N 3106 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил" по состоянию на 10.08.2013 вступил в действие 27.12.2013. Правительство Свердловской области Постановлением от 28.04.2014 N 333-ПП внесло изменения в Постановление N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", которое вступило в действие с 13.05.2014. Таким образом, на дату принятия судом оспариваемого решения кадастровая стоимость спорного земельного участка являлись действующей, следовательно, требования истца правомерно удовлетворены.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка ответчиков на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку напрямую ни названный Порядок, ни Закон о кадастре, ни Закон об оценочной деятельности не содержат запрета на изменение сведений, имеющих статус "архивных", но подлежащих применению, отсутствие технической возможности по внесению таких сведений не может быть признано основанием для неисполнения вступившего в законную силу судебного акта.
При этом изменению в государственном кадастре недвижимости подлежат именно сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, которые в настоящее время имеют статус "архивные", оснований для изменения актуальной кадастровой стоимости, то есть внесенной по состоянию на более позднюю дату (10.08.2013), не имеется.
Таким образом, исполнение ответчиком решения и внесение в ГКН сведений об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка не противоречит закону.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчиков понесенные истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.27 НК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. Исходя из содержания указанной нормы закона, данная льгота предоставляется только при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой.
Таким образом, освобождение государственного органа, органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет на основании ст. 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных расходов, предусмотренный ст. 110 АПК РФ.
Принимая решение об удовлетворении иска в части взыскания с ответчиков судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 12 000 руб., суд первой инстанции руководствовался положениями статей 106, 110 АПК РФ и представленными истцом доказательствами.
При возмещении расходов на оплату услуг представителя лицо, требующее такое возмещение, должно доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказать их чрезмерность, т.е. обосновать, какая сумма расходов, по его мнению, является по аналогичной категории дел разумной (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О, п. 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121).
Факт реального оказания адвокатом Уткиной Е.В. истцу юридических услуг, подтвержден квитанцией адвокатской палаты N 7 серия АБ N 001561 от 21.01.2014 на сумму 12 000 руб., согласно которой в стоимость услуг вошли: юридическая консультация по вопросу признания кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, составление искового заявления и представление интересов в Арбитражном суде Свердловской области.
Протоколами судебного заседания и судебным актом, принятым по делу, подтвержден факт участия адвоката Уткиной Е.В.
Поскольку в рассматриваемом деле истец доказал размер понесенных расходов на оплату услуг представителя и относимость их к настоящему судебному делу, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные им доказательства, суд первой инстанции требования о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой представителя, удовлетворил в заявленном размере.
Доказательств чрезмерности взысканной суммы ответчиками не представлено. Апелляционный суд не установил оснований считать взысканную судом первой инстанции сумму на оплату услуг представителя неразумной.
Суд первой инстанции с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта ответчиками, руководствуясь разъяснениями, данными в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", начислил проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму (4 000 руб. государственная пошлина по иску + 12 000 руб. расходов, понесенных истцом на оплату услуг адвоката) исходя из ставки рефинансирования Банка России 8,25% годовых с момента принятия решения судом.
Довод Управления Росреестра о том, что спор не содержит в себе денежных требований, поэтому отсутствуют основания для применения ст. 395 ГК РФ в рассматриваемом споре, не соответствует разъяснениям, данным в указанном выше Постановлении N 22.
Довод жалобы истца о неправомерном отказе суда во взыскании с ответчиков 45 000 руб. расходов по оплате услуг оценщика и услуг по экспертизе отчета оценки, апелляционным судом рассмотрении отклонен.
По смыслу ст. 106 АПК РФ возмещению подлежат расходы, понесенные стороной в связи с совершением процессуальных действий после возбуждения дела в суде.
Иное толкование данной нормы означало бы необоснованное возложение на сторону, не в пользу которой вынесен судебный акт, всех расходов, понесенных стороной в связи со сбором доказательств, и означало бы возможность произвольного представления в суд доказательств безотносительно обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 65 АПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 65, п. 2 ч. 5 ст. 125 АПК РФ при обращении в арбитражный суд лицо обязано указать обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и представить подтверждающие эти обстоятельства доказательства. Тем самым, заявленные истцом расходы - в части оплаты услуг оценщика и экспертного совета - понесены им во исполнение обязанности по предоставлению доказательств в обоснование исковых требований. Компенсация данных расходов не может быть возложена на иного участника арбитражного процесса.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 11.05.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2014 по делу N А60-45486/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)