Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия" - до перерыва: представителя Семеновой Ю.В. (доверенность от 29.09.2014), после перерыва: представителя Воробьевой Н.В. (доверенность от 31.03.2015),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2014 года по делу N А55-23614/2014 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия", г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушения лесного законодательства от 02.07.2014 N 19 Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2014 года по делу N А55-23614/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт - удовлетворить требования ООО "АРС студия". Податель жалобы ссылаясь, что границы земельного участка, арендуемого Обществом не установлены, указывает на отсутствие доказательств установления металлического забора в границах арендуемого Обществом участка. Заявитель также указывает в жалобе на отсутствие металлического забора в перечне основных средств Общества.
В материалы дела поступил отзыв Министерства на апелляционную жалобу общества, в котором заинтересованное лицо просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2014 года по делу N А55-23614/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, Министерство извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованного лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 25.03.2015 до 01.04.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представитель подателя жалобы, присутствовавший в судебном заседании, был извещен о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела между ФГУ "Самарский лесхоз" и ООО фирма "АРС студия" на основании протоколов о результатах лесного конкурса заключены договоры аренды участка лесного фонда от 10.10.2001 N 79, N 82, от 10.01.2006 N 309, для осуществления культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом РФ.
В соответствии с актами приема - передачи участков лесного фонда от 2006 года ООО фирма "АРС студия" приняло участки лесного фонда в кварталах Самарского лесничества сроком на 49 лет.
Указанные договоры аренды прошли государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Самарской области.
Руководствуясь ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, на основании распоряжения от 11.06.2014 N 313 Министерством проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лесного законодательства в отношении ООО "АРС студия" с целью исполнения ранее выданного предписания N 09 от 07.04.2014 на лесном участке Самарского лесничества, квартала N 53 и N 80.
По факту выявленных нарушений государственным лесным инспектором в присутствии директора ООО "АРС студия" Савинова П.В. составлен акт проверки от 02.07.2014 N 17/В-35 и вынесено оспариваемое заявителем предписание от 02.07.2014 N 19 об устранении нарушения лесного хозяйства.
Не согласившись с предписанием N 19 от 02.07.2014, составленным на основании акта проверки от 02.07.2014, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок организации и проведения проверки регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение).
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ.
Переданные отдельные полномочия Российской Федерации по организации и осуществлению функций государственного управления в области лесных отношений реализуются Министерством в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528.
Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 полномочия по государственному лесному и пожарному надзору на территории Самарской области возложены на Министерство.
Согласно п. 2.2 положения о Министерстве, в рамках закрепленных предметов ведения, министерство осуществляет полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение реализации положений Лесного кодекса РФ осуществляется при осуществлении государственного лесного надзора (ст. 96 ЛК РФ).
Из части 3 статьи 96 ЛК РФ следует, что должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.
Предписание выдано полномочным лицом в пределах его компетенции.
Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Согласно материалам дела, в ходе проведения проверки 02.07.2014 государственным лесным инспектором Самарского лесничества установлено следующее.
ООО фирма "АРС студия" использует лесные участки, имеющие местоположения: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 53, участок площадью 1,88 га, квартал N 53, участок площадью 0,64 га, квартал N 80 в культурно-оздоровительных целях, на основании договоров аренды участков лесного фонда от 10.10.2001 N 79, от 10.01.2006 N 309, от 10.10.2001 N 82.
В квартале N 80 Самарского лесничества доступ на лесной участок, арендованный заявителем по договору N 82 аренды участка лесного фонда от 10.10.2001 перекрыт, огорожен забором из профнастила высотой 2,5 метра.
Указанное обстоятельство подтверждается осуществленной в ходе проведения проверки фотосъемкой, материалы которой имеются в материалах дела. Представленные фототаблицы, подтверждающие факт размещения ООО фирма "АРС студия" ограждения на арендованном лесном участке Самарского лесничества, квартал N 80, выдел 8 признаны судом надлежащим доказательством.
Министерством сделан вывод о том, что ООО фирма "АРС студия" совершено правонарушение, выразившееся в установление ограждения в виде забора, препятствующие свободному доступу на лесной участок со стороны лесного массива.
Предписанием N 19 от 02.07.2014, составленным на основании акта проверки от 02.07.2014, заявителю предписано убрать ограждение лесного участка, находящегося в аренде. Срок исполнения предписания до 07.11.2014.
Указанное предписание заявителем не исполнено. Доказательств обратного суду не представлено.
По условиям п. 4.3 договора N 82 аренды лесного участка арендатор обязан не допускать нарушений прав других лесопользователей, граждан, организаций и исполнять обязанности, предусмотренные лесным законодательством РФ.
Как установлено частью 1 ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ст. 11 ЛК РФ, не допускается (ч. 6 ст. 11 ЛК РФ).
Согласно части 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Возведение арендатором на предоставленной территории забора, не является разрешенным объектом использования лесов, а также создает препятствия для свободного доступа к лесному участку и является нарушением требований лесного законодательства.
В связи с изложенным, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о нарушении Обществом требований части 8 статьи 11 ЛК РФ.
Ссылки Общества на ч. 5 ст. 11 ЛК РФ необоснованны.
Из содержания данной нормы следует, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
Однако, на основании ст. 53.5 ЛК РФ только органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Доводы, изложенные в заявлении ООО фирма "АРС студия" не могут являться основанием для признания недействительным предписания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 02.07.2014 N 19 об устранении нарушения лесного законодательства.
В ходе судебного разбирательства Министерство представило суду надлежащие доказательства соответствия оспариваемого предписания Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2008 N 294 и Положению о федеральном пожарном надзоре в лесах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Податель жалобы ссылаясь, что границы земельного участка, арендуемого Обществом не установлены, указывает на отсутствие доказательств установления металлического забора в границах арендуемого Обществом участка. Заявитель также указывает в жалобе на отсутствие металлического забора в перечне основных средств Общества.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
В заявлении ООО фирма "АРС студия" об оспаривании предписания, поступившим в суд, заявитель указал, что он стал использовать спорный участок с даты государственной регистрации договора аренды N 82 от 10.10.2001, спустя два года арендованный участок стал в заброшенном и замусоренном состоянии, в целях обеспечения пожарной безопасности ограждение произведено ООО фирма "АРС студия". Также из заявления следует, что площадь арендованного им участка составляет 2,2 га, а при отсутствии ограждения невозможно будет осуществлять контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах гражданами, а также соблюдением санитарных правил. Таким образом, заявитель подтвердил установку ограждения. Кроме того, присутствующий при составлении акта проверки от 02.07.2014 N 17/В-35 директор ООО фирма "АРС студия" Савинов П.В. каких-либо замечаний и объяснений не представил, факт установки ограждения Обществом не оспорил.
Оценивая данные пояснения Общества, материалы проверки, в совокупности с договором аренды участка лесного фонда N 82 от 10.10.2001 и приложенными к нему планово-картографическими материалами, отражающими границы участка лесного фонда (п. 1.2 Договора N 82 от 10.10.2001) подлинники которых обозревались апелляционным судом в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2014 года по делу N А55-23614/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2015 N 11АП-20026/2014 ПО ДЕЛУ N А55-23614/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N А55-23614/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия" - до перерыва: представителя Семеновой Ю.В. (доверенность от 29.09.2014), после перерыва: представителя Воробьевой Н.В. (доверенность от 31.03.2015),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2014 года по делу N А55-23614/2014 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия", г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "АРС студия" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушения лесного законодательства от 02.07.2014 N 19 Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2014 года по делу N А55-23614/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт - удовлетворить требования ООО "АРС студия". Податель жалобы ссылаясь, что границы земельного участка, арендуемого Обществом не установлены, указывает на отсутствие доказательств установления металлического забора в границах арендуемого Обществом участка. Заявитель также указывает в жалобе на отсутствие металлического забора в перечне основных средств Общества.
В материалы дела поступил отзыв Министерства на апелляционную жалобу общества, в котором заинтересованное лицо просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2014 года по делу N А55-23614/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, Министерство извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованного лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 25.03.2015 до 01.04.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представитель подателя жалобы, присутствовавший в судебном заседании, был извещен о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела между ФГУ "Самарский лесхоз" и ООО фирма "АРС студия" на основании протоколов о результатах лесного конкурса заключены договоры аренды участка лесного фонда от 10.10.2001 N 79, N 82, от 10.01.2006 N 309, для осуществления культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом РФ.
В соответствии с актами приема - передачи участков лесного фонда от 2006 года ООО фирма "АРС студия" приняло участки лесного фонда в кварталах Самарского лесничества сроком на 49 лет.
Указанные договоры аренды прошли государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Самарской области.
Руководствуясь ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, на основании распоряжения от 11.06.2014 N 313 Министерством проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лесного законодательства в отношении ООО "АРС студия" с целью исполнения ранее выданного предписания N 09 от 07.04.2014 на лесном участке Самарского лесничества, квартала N 53 и N 80.
По факту выявленных нарушений государственным лесным инспектором в присутствии директора ООО "АРС студия" Савинова П.В. составлен акт проверки от 02.07.2014 N 17/В-35 и вынесено оспариваемое заявителем предписание от 02.07.2014 N 19 об устранении нарушения лесного хозяйства.
Не согласившись с предписанием N 19 от 02.07.2014, составленным на основании акта проверки от 02.07.2014, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок организации и проведения проверки регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение).
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ.
Переданные отдельные полномочия Российской Федерации по организации и осуществлению функций государственного управления в области лесных отношений реализуются Министерством в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528.
Постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 полномочия по государственному лесному и пожарному надзору на территории Самарской области возложены на Министерство.
Согласно п. 2.2 положения о Министерстве, в рамках закрепленных предметов ведения, министерство осуществляет полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение реализации положений Лесного кодекса РФ осуществляется при осуществлении государственного лесного надзора (ст. 96 ЛК РФ).
Из части 3 статьи 96 ЛК РФ следует, что должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.
Предписание выдано полномочным лицом в пределах его компетенции.
Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Согласно материалам дела, в ходе проведения проверки 02.07.2014 государственным лесным инспектором Самарского лесничества установлено следующее.
ООО фирма "АРС студия" использует лесные участки, имеющие местоположения: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 53, участок площадью 1,88 га, квартал N 53, участок площадью 0,64 га, квартал N 80 в культурно-оздоровительных целях, на основании договоров аренды участков лесного фонда от 10.10.2001 N 79, от 10.01.2006 N 309, от 10.10.2001 N 82.
В квартале N 80 Самарского лесничества доступ на лесной участок, арендованный заявителем по договору N 82 аренды участка лесного фонда от 10.10.2001 перекрыт, огорожен забором из профнастила высотой 2,5 метра.
Указанное обстоятельство подтверждается осуществленной в ходе проведения проверки фотосъемкой, материалы которой имеются в материалах дела. Представленные фототаблицы, подтверждающие факт размещения ООО фирма "АРС студия" ограждения на арендованном лесном участке Самарского лесничества, квартал N 80, выдел 8 признаны судом надлежащим доказательством.
Министерством сделан вывод о том, что ООО фирма "АРС студия" совершено правонарушение, выразившееся в установление ограждения в виде забора, препятствующие свободному доступу на лесной участок со стороны лесного массива.
Предписанием N 19 от 02.07.2014, составленным на основании акта проверки от 02.07.2014, заявителю предписано убрать ограждение лесного участка, находящегося в аренде. Срок исполнения предписания до 07.11.2014.
Указанное предписание заявителем не исполнено. Доказательств обратного суду не представлено.
По условиям п. 4.3 договора N 82 аренды лесного участка арендатор обязан не допускать нарушений прав других лесопользователей, граждан, организаций и исполнять обязанности, предусмотренные лесным законодательством РФ.
Как установлено частью 1 ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ст. 11 ЛК РФ, не допускается (ч. 6 ст. 11 ЛК РФ).
Согласно части 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Возведение арендатором на предоставленной территории забора, не является разрешенным объектом использования лесов, а также создает препятствия для свободного доступа к лесному участку и является нарушением требований лесного законодательства.
В связи с изложенным, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о нарушении Обществом требований части 8 статьи 11 ЛК РФ.
Ссылки Общества на ч. 5 ст. 11 ЛК РФ необоснованны.
Из содержания данной нормы следует, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
Однако, на основании ст. 53.5 ЛК РФ только органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Доводы, изложенные в заявлении ООО фирма "АРС студия" не могут являться основанием для признания недействительным предписания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 02.07.2014 N 19 об устранении нарушения лесного законодательства.
В ходе судебного разбирательства Министерство представило суду надлежащие доказательства соответствия оспариваемого предписания Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2008 N 294 и Положению о федеральном пожарном надзоре в лесах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Податель жалобы ссылаясь, что границы земельного участка, арендуемого Обществом не установлены, указывает на отсутствие доказательств установления металлического забора в границах арендуемого Обществом участка. Заявитель также указывает в жалобе на отсутствие металлического забора в перечне основных средств Общества.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
В заявлении ООО фирма "АРС студия" об оспаривании предписания, поступившим в суд, заявитель указал, что он стал использовать спорный участок с даты государственной регистрации договора аренды N 82 от 10.10.2001, спустя два года арендованный участок стал в заброшенном и замусоренном состоянии, в целях обеспечения пожарной безопасности ограждение произведено ООО фирма "АРС студия". Также из заявления следует, что площадь арендованного им участка составляет 2,2 га, а при отсутствии ограждения невозможно будет осуществлять контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах гражданами, а также соблюдением санитарных правил. Таким образом, заявитель подтвердил установку ограждения. Кроме того, присутствующий при составлении акта проверки от 02.07.2014 N 17/В-35 директор ООО фирма "АРС студия" Савинов П.В. каких-либо замечаний и объяснений не представил, факт установки ограждения Обществом не оспорил.
Оценивая данные пояснения Общества, материалы проверки, в совокупности с договором аренды участка лесного фонда N 82 от 10.10.2001 и приложенными к нему планово-картографическими материалами, отражающими границы участка лесного фонда (п. 1.2 Договора N 82 от 10.10.2001) подлинники которых обозревались апелляционным судом в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2014 года по делу N А55-23614/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)