Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 октября 2014 года в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2014 года по делу N А55-3039/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самары (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН 1046300581590, ИНН 6317053595), г. Самара,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент управления имуществом) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестр по Самарской области) от 07.11.2013 N 01/581/2013-941 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Современная, с кадастровым номером 63:01:0252002:1270, площадью 1882 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная; об обязании регистрационного органа устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект (т. 1 л.д. 3-8).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2014 по делу N А55-3039/2014 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от 07.11.2013 N 01/581/2013-941 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Самара на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Современная, с кадастровым номером 63:01:0252002:1270, площадью 1882 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента управления имуществом городского округа Самара, путем осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - ул. Современная, с кадастровым номером: 63:01:0252002:1270, площадью 1 882 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная (т. 1 л.д. 160-162).
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 3-6).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 19-25).
Департамент управления имуществом апелляционные жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на них (т. 2 л.д. 38-45).
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 рассмотрение апелляционных жалоб отложено (т. 2 л.д. 59).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 в составе суда произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Бажана П.В., в связи с нахождением судьи Рогалевой Е.М. в ежегодном оплачиваемом отпуске.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на них и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 24.09.2013 Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в целях проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - ул. Современная, с кадастровым номером: 63:01:0252002:1270, площадью 1 882 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная.
07.11.2013 сообщением N 01/581/2013-941 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало Департаменту управления имуществом городского округа Самара в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с тем, что последним не представлены документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности, на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на испрашиваемом земельном участке, а также не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав (т. 1 л.д. 9-12).
Считая отказ незаконным, и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судом первой инстанции установлено, что право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - улица Современная было зарегистрировано в установленном Законом порядке, что подтверждается имеющимся в материалах настоящего дела Свидетельством от 11.04.2012 63-АЗ N 045266 "О государственной регистрации права" (т. 1 л.д. 13).
Согласно данному Свидетельству объект дорожного хозяйства - ул. Современная, с кадастровым номером: 63:01:0252002:0:27, площадью 197 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная, в границах ул. Литвинова до ул. Зубчаниновское шоссе, является муниципальной собственностью.
Данный объект учтен в Реестре муниципального имущества на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 2712.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлен перечень и порядок разграничения имущества на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Современная за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относится к землям, принадлежащим муниципальному образованию - городской округа Самара.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент управления имуществом выполняет функции собственника названной автомобильной дороги и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для ее эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства - улица Современная, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, что указанные документы на государственную регистрацию Департаментом управления имуществом городского округа Самара были представлены, что подтверждается Распиской от 24.09.2013 N 63-63-01/581/2013 в получении документов на государственную регистрацию (т. 1 л.д. 17).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления Росреестра по Самарской области, что кадастровый паспорт земельного участка не подтверждает нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Из содержания имеющегося в данном деле Кадастрового паспорта следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства - улица Современная.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что из имеющихся в материалах дела документов следует, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку Министерства имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества, подлежат отклонению.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность граждан.
В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога введена в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1941 году, указанное сооружение имеет протяженность 197 м, а с учетом вспомогательных параметров (проезжая часть, тротуары, территория озеленения, осветительные опоры) ее площадь составляет 1882 кв. м.
Данные характеристики подтверждены техническим паспортом, который учитывался при государственной регистрации права.
Нормы отвода земель определялись на основании "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, впоследствии статьей 25 Закона N 257-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
Испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит статьям 17 - 20, 30.1 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя. Департамент управления имуществом городского округа Самара в соответствии со статьей 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2014 по делу N А55-28460/2013.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина управлением и министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2014 года по делу N А55-3039/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-3039/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А55-3039/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 октября 2014 года в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2014 года по делу N А55-3039/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самары (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН 1046300581590, ИНН 6317053595), г. Самара,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент управления имуществом) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестр по Самарской области) от 07.11.2013 N 01/581/2013-941 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Современная, с кадастровым номером 63:01:0252002:1270, площадью 1882 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная; об обязании регистрационного органа устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект (т. 1 л.д. 3-8).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2014 по делу N А55-3039/2014 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от 07.11.2013 N 01/581/2013-941 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Самара на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Современная, с кадастровым номером 63:01:0252002:1270, площадью 1882 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента управления имуществом городского округа Самара, путем осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - ул. Современная, с кадастровым номером: 63:01:0252002:1270, площадью 1 882 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная (т. 1 л.д. 160-162).
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 3-6).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 19-25).
Департамент управления имуществом апелляционные жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на них (т. 2 л.д. 38-45).
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 рассмотрение апелляционных жалоб отложено (т. 2 л.д. 59).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 в составе суда произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Бажана П.В., в связи с нахождением судьи Рогалевой Е.М. в ежегодном оплачиваемом отпуске.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на них и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 24.09.2013 Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в целях проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - ул. Современная, с кадастровым номером: 63:01:0252002:1270, площадью 1 882 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная.
07.11.2013 сообщением N 01/581/2013-941 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало Департаменту управления имуществом городского округа Самара в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, в связи с тем, что последним не представлены документы, позволяющие однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности, на которое зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Самара, на испрашиваемом земельном участке, а также не представлением документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав (т. 1 л.д. 9-12).
Считая отказ незаконным, и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судом первой инстанции установлено, что право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства - улица Современная было зарегистрировано в установленном Законом порядке, что подтверждается имеющимся в материалах настоящего дела Свидетельством от 11.04.2012 63-АЗ N 045266 "О государственной регистрации права" (т. 1 л.д. 13).
Согласно данному Свидетельству объект дорожного хозяйства - ул. Современная, с кадастровым номером: 63:01:0252002:0:27, площадью 197 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Современная, в границах ул. Литвинова до ул. Зубчаниновское шоссе, является муниципальной собственностью.
Данный объект учтен в Реестре муниципального имущества на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 2712.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлен перечень и порядок разграничения имущества на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Современная за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относится к землям, принадлежащим муниципальному образованию - городской округа Самара.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент управления имуществом выполняет функции собственника названной автомобильной дороги и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для ее эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства - улица Современная, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, что указанные документы на государственную регистрацию Департаментом управления имуществом городского округа Самара были представлены, что подтверждается Распиской от 24.09.2013 N 63-63-01/581/2013 в получении документов на государственную регистрацию (т. 1 л.д. 17).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления Росреестра по Самарской области, что кадастровый паспорт земельного участка не подтверждает нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831. Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Из содержания имеющегося в данном деле Кадастрового паспорта следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства - улица Современная.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что из имеющихся в материалах дела документов следует, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку Министерства имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества, подлежат отклонению.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность граждан.
В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога введена в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1941 году, указанное сооружение имеет протяженность 197 м, а с учетом вспомогательных параметров (проезжая часть, тротуары, территория озеленения, осветительные опоры) ее площадь составляет 1882 кв. м.
Данные характеристики подтверждены техническим паспортом, который учитывался при государственной регистрации права.
Нормы отвода земель определялись на основании "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, впоследствии статьей 25 Закона N 257-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
Испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит статьям 17 - 20, 30.1 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя. Департамент управления имуществом городского округа Самара в соответствии со статьей 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2014 по делу N А55-28460/2013.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина управлением и министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2014 года по делу N А55-3039/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)