Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 24.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2633/2015

Требование: О признании бездействия незаконным, признании отказа в предоставлении земельного участка в долевую собственность незаконным.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истца, ответчик незаконно не выдал схему расположения земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу N 33-2633/2015


Судья: Давыдов Д.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГО г. Уфа РБ на решение Калининского районного суда г. Уфы РБ от дата, которым постановлено:
признать бездействие администрации ГО г. Уфа связанное с невыдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории незаконным.
Обязать администрацию ГО г. Уфа утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу адрес, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в установленный законом месячный срок, с даты вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказ Администрации ГО г. Уфа в передаче земельного участка, расположенного по адресу адрес, в долевую собственность Г.А., Г.А., Г.Р. и Г.Т. за плату и обязании Администрацию ГО г. Уфа передать земельный участок, расположенный по адресу адрес, в долевую собственность Г.А., Г.А., Г.Р. и Г.Т. за плату отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия

установила:

Д., действующая в интересах несовершеннолетних Г.А., Г.А., Г.Т., Г.Р., обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка; признании отказа в предоставлении земельного участка в долевую собственность за плату незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его истцам с предложением о заключении.
В обоснование исковых требований указала, что дата было зарегистрировано право общей долевой собственности Г.А., Г.А., Г.Т., Г.Р. на жилой дом по адресу адрес
дата истцы обратились к Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о формировании расположенного под данным домом земельного участка и предоставлении данного участка в их долевую собственность за плату, однако Письмом N... от дата истцам было отказано со ссылкой на нахождение испрашиваемого земельного участка во втором поясе санитарной охраны водозаборов р. Уфы.
Просила суд признать незаконным бездействие Администрации ГО г. Уфа РБ по утверждению и выдаче Г.А., Г.А., Г.Т., Г.Р. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресуадрес; в качестве способа устранения нарушенного права - обязать ответчика в месячный срок со дня вступления в законную силу решения утвердить и выдать истцам вышеуказанную схему. Также просила суд признать незаконным отказ Администрации ГО адрес РБ, выраженный в Письме Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ N... от дата в передаче в долевую собственность истцов за плату земельного участка по адресу адрес в качестве способа устранения нарушенного права - обязать ответчика в двухнедельный срок со дня представления истцами кадастрового паспорта земельного участка по адресу адрес подготовить проект договора его купли-продажи и направить данный проект Г.А., Г.А., Г.Т., Г.Р. с предложением о заключении.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация ГО г. Уфа РБ просит данное решение отменить, считает его незаконным, полагает, что в удовлетворении исковых требований надлежало отказать в полном объеме, так как в своем заявлении истцы просили ответчика не выдать им схему расположения земельного участка, а сформировать его, в то время как такая обязанность у Администрации ГО г. Уфа РБ отсутствует. Также указала, что порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте урегулирован Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", утвержденным Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа РБ от 29 июня 2012 года N 2984. Данным Регламентом предусмотрено, что муниципальную услугу по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте осуществляет Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ на основании соответствующего обращения заявителя. С таким заявлением истцы в Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ не обращались, отказа в предоставлении данной муниципальной услуги не получали.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации ГО г. Уфа Б., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Д. - Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено, что Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N... от дата утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес", разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" в дата, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения адрес РБ (л.д. 48-54).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что дата было зарегистрировано право общей долевой собственности Г.А., Г.А., Г.Т., Г.Р. на жилой дом общей площадью... по адресу адрес, по... доле за каждым (л.д. 22-24, 11, 41-44).
Земельный участок по данному адресу, ранее имевший кадастровый номер N..., в настоящее время переведен в статус "аннулированный" в связи с неосуществлением государственной регистрации права на него в течение 2 лет со дня постановки участка на кадастровый учет (л.д. 76-77).
дата истцы обратились к Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о формировании расположенного по адресу N... земельного участка и предоставлении данного участка в их долевую собственность, однако Письмом N... от дата истцам было отказано со ссылкой на нахождение испрашиваемого земельного участка во втором поясе санитарной охраны водозаборов адрес (л.д. 13-14).
Разрешая требования истцов в части признания незаконным бездействия Администрации ГО г. Уфа РБ по утверждению и выдаче им схемы расположения земельного участка, возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На основании ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
К числу таких уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, сведения о которых подлежат обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости, относятся, в частности, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости).
Ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
На основании ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При этом сведения о земельном участке подлежат внесению на основании межевого плана.
Исходя из приведенных положений правовых норм, появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав привязано к моменту постановки его на кадастровый учет. До прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
На основании ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ст. 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
По смыслу ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела усматривается, что истцы заинтересованы в законном владении и пользовании земельным участком по адресу адрес на котором расположен принадлежащий им на праве собственности жилой дом и который в настоящее время на кадастровом учете не значится.
По своей сути заявление истцов от дата содержало 2 требования:
- - о формировании земельного участка, являвшемся необходимым условием для признания земельного участка недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и соответственно, объектом гражданских прав;
- - о предоставлении уже сформированного земельного участка на праве собственности.
При таких обстоятельствах, ответчику по получении заявления следовало в месячный срок, то есть до дата, выдать истцам схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (что предоставило бы им возможность осуществить дальнейшие действия по формированию земельного участка, предполагающие обеспечение выполнения кадастровых работ и обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета).
Данная обязанность Администрацией ГО г. Уфа РБ не исполнена, N... от дата заявителям разъяснена лишь невозможность предоставления земельного участка по адресу адрес в собственность; требования же истцов о формировании данного объекта по существу вообще не разрешены.
Ссылка ответчика на то, что данный участок не может быть предоставлен в частную собственность, не свидетельствует об отсутствии у истцов права приобрести указанное имущество на ином законном основании (в частности, на праве аренды).
Вместе с тем, несовершением Администрацией ГО г. Уфа РБ находящихся в ее компетенции отдельных действий по формированию земельного участка (а именно, по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории) были созданы препятствия к осуществлению данного права истцами.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что данное бездействие Администрации ГО г. Уфа РБ надлежит признать незаконным, обязать ответчика утвердить и выдать такую схему в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.
С данными выводами судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку они основаны на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
С выводами суда об отказе в удовлетворении требований истцов в части признания отказа Администрации ГО г. Уфа РБ в передаче земельного участка в их долевую собственность незаконным, возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения судебная коллегия также полагает возможным согласиться, так как из анализа ст. 34 ЗК РФ следует, что утверждение схемы расположения земельного участка является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка, с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории. При этом вопрос о возможности предоставления земельного участка подлежит рассмотрению после составления и утверждения схемы расположения участка.
На основании изложенного, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка может быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке, выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка
При таких обстоятельствах, поскольку данные действия до настоящего времени не совершены, предоставление земельного участка в собственность истцов являлось бы преждевременным в любом случае.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание следующее.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
В силу ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По общему правилу, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (ст. 28 ЗК РФ).
В частности, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
На основании ст. 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.
В силу ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
На основании ст. 65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании п. 2.3.2.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
Согласно п. 1.4 данных Правил, ЗСО (зоны санитарной охраны) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Как следует из п. 1.13 Правил, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
По смыслу 1.17 Правил, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Таким образом, само по себе отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями ныне действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зоны санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом. Земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.
В соответствии с п. 2.3.2.1 Правил, границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Таким образом, зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Так, материалами дела подтверждено, что Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N... от дата утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес", разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" в дата, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения адрес РБ (л.д. 48-54).
Настоящее Распоряжение утверждает границы зоны санитарной охраны источников водоснабжения адрес и описание этих границ в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Данное Распоряжение не отменено, в установленном порядке утратившим законную силу не признано, в том числе вступившим в действие после его принятия законодательством - СанПиН 2.1.4.1110-02, ВК РФ.
Из данного Распоряжения, а также представленной в материалы дела карты - схемы следует, что земельный участок по адресу адрес (который в настоящее время объектом права не является и будет признан таковым только после его постановки на кадастровый учет) находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения адрес (л.д. 55-57).
Таким образом, земельный участок по адресу адрес находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения адрес, в связи с чем данный участок ограничен в обороте и в силу ст. 27 ЗК РФ не может быть предоставлен в частную собственность даже после постановки его на кадастровый учет. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан N... от дата, установившее принадлежность спорного земельного участка к данной территориальной зоне, является действующим, подлежащим применению. Данных о том, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее, отменены, суду не представлено и судом не добыто. Действующим законодательством РФ не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что Администрация ГО г. Уфа РБ, отказывая в предоставлении указанного участка в собственность истцов действовала в точном соответствии с законом, прав и законных интересов Г.А., Г.А., Г.Т., Г.Р. не нарушила, в связи с чем в удовлетворении заявленных ими требований о признании данного отказа незаконным, равно как и производных от них требований о возложении на ответчика обязанности в двухнедельный срок со дня представления истцами кадастрового паспорта земельного участка по адресу адрес подготовить проект договора его купли-продажи и направить данный проект Г.А., Г.А., Г.Т., Г.Р. с предложением о заключении, надлежит отказать.
Таким образом, с постановленным по делу решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в своем заявлении истцы просили ответчика не выдать им схему расположения земельного участка, а сформировать его, в то время как такая обязанность у Администрации ГО г. Уфа РБ отсутствует, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Из материалов дела усматривается, что истцам необходим сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок по адресу адрес, для дальнейшего оформления на него гражданских прав.
При этом, по своей правовой природе формирование земельного участка - это комплекс организационных действий и работ, направленных на индивидуализацию земельного участка как объекта гражданских прав и предполагающее, в частности, проведение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка по инициативе заявителя.
Однако без выдаваемой органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка заявитель лишен возможности как обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка после проведения кадастровых работ, так и возможности впоследствии оформить какое-либо предусмотренное законом вещное право на данное имущество.
При таких обстоятельствах, выдачу такой схемы в данном случае следует рассматривать как составную часть процесса формирования земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что муниципальную услугу по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте осуществляет Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ на основании соответствующего обращения заявителя (с которым истцы в данном случае не обращались), не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Ст. 36 ЗК РФ возлагает обязанность по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории именно на орган местного самоуправления.
Из п. 1.2, 2.1, 2.2 Положения об Управлении по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 21 ноября 2012 года N 11/23 следует, что Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление) является функциональным органом местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан и входит в структуру Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), подчиняется главе Администрации.
Целью деятельности Управления является выполнение функций от имени муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и Администрации по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами.
Задачей Управления является осуществление права владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами: земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, актами главы Администрации и настоящим Положением.
Таким образом, Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ осуществляет свою деятельность от имени муниципального образования городского округа г. Уфа РБ и исключительно по его поручению, в связи с чем истцы адресовали соответствующее заявление именно ответчику, который был обязан разрешить его в установленном законом порядке, но не сделал этого.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда г. Уфы РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО г. Уфа РБ - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ф.ЖЕЛЕЗНОВ

Судьи
О.В.СМИРНОВА
Т.Е.ФРОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)