Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4120/2014) Администрации города Нижневартовска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2014 по делу N А75-451/2014 (судья Дроздов А.Н.)
по заявлению Администрации города Нижневартовска (ОГРН 1028600965942, ИНН 8603032896)
к Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нижневартовску
об оспаривании постановления N 86 ХУ 005392 от 19.12.2013 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Нижневартовска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нижневартовску - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Администрации города Нижневартовска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд к отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нижневартовску (далее - административный орган, Отдел) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 19.12.2013 N 86 ХУ005392.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2014 по делу N А75-451/2014 в удовлетворении заявления Администрации города Нижневартовска отказано в полном объеме.
Судебный акт мотивирован наличием оснований для привлечения Администрации к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Администрацией были приняты все меры по соблюдению требований, установленных ГОСТ Р 50597-93, профинансированы все работы по нанесению дорожной разметки на всех пешеходных переходах, что подтверждается актами выполненных работ. Нанесение дорожной разметки может производиться любым материалом, в том числе краской (эмаль), имеющей сертификат соответствия. В период с 01.11.2013 по 31.12.2013 разметка не могла быть восстановлена из-за погодных условий. Податель жалобы считает, что отсутствие на пешеходных переходах разметки не может повлечь за собой угрозу безопасности движения пешеходов, поскольку имелись установленные дорожные знаки "Пешеходный переход". Администрация не была уведомлена о проведении в отношении нее проверки.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Заявлений, ходатайств, отводов и самоотводов, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы, не поступило.
От Отдела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.11.2013 в ходе контрольной проверки эксплуатационного состояния пешеходных переходов, расположенных на: пересечении улиц 60 лет Октября -Проспект Победы; на ул. 60 лет Октября в районе д. 18/1 и 51; ул. Мира 4П в районе домов NN 23, 33, 63 и 83; ул. Маршала Жукова в районе домов N 7 и 26; ул. Пермская в районе домов NN 2 и 3; ул. Интернациональная в районе домов NN 10, 23, 18А ТЦ "Кинг", 49; ул. Дзержинского в районе домов NN 17 и 19; ул. Спортивная в районе дома N 13/2; ул. Дружбы Народов в районе дома N 33; ул. Нефтяников в районе домов NN 3, 66, 72; ул. Ханты-Мансийская в районе домов NN 20А, 37; ул. Омская в районе дома 4А, установлены факты нарушений правил содержания дорог, выразившиеся в отсутствии на указанных пешеходных переходах дорожных разметок 1.14.1, что не отвечает требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, установленным пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), а также пункту 6.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).
Усмотрев в действиях администрации состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 17.12.2013 N 86 НН000018А.
Постановлением от 19.12.2013 по делу об административном правонарушении N 86 ХУ 005392 администрация признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и подлежащим отмене, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим требованием.
20.03.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Отделом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лицо, осуществляющего содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 2 названного закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Полномочия в области дорожной деятельности администрации определены пунктом 5 части 1 статьи 6 Устава города Нижневартовска, в связи с чем Администрация является надлежащим субъектом рассматриваемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-93 указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В силу пункта 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93, разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.
Пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при отсутствии снега на покрытии).
Согласно пункту 4.2.3. ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки изменяется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Представленные материалы административного дела (акт проверки от 19.11.2013, фототаблица, постановление 86 ХУ 005392 от 19.12.2013, протокол 86 НН 000018А от 17.12.2013 об административном правонарушении), подтверждают факт отсутствия дорожной разметки 1.14.1 на пешеходных переходах.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Администрацией требований правил дорожного движения, а также обеспечения безопасности дорожного движения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Администрация в апелляционной жалобе ссылается на то, что ей были приняты все меры по соблюдению требований, установленных ГОСТ Р 50597-93, профинансированы все работы по нанесению дорожной разметки на всех пешеходных переходах, что подтверждается актами выполненных работ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод, поскольку финансирование работ по нанесению разметки не свидетельствует о принятии Администрацией всех мер по недопущению административного правонарушения. Поскольку к моменту проверку дорожной разметки не имелось, то Администрация является лицом, которое допустило несоблюдение правил дорожного движения, а значит подлежит привлечению к административной ответственности.
При этом апелляционный суд отмечает, что Администрация должна была принять меры к тому, чтобы в любое время года и при любой температуре воздуха дорожная разметка на дорожном полотне была видна. Администрация вправе чаще проводить конкурс на выполнение дорожной разметки, использовать иной материал, а не краску, для выполнения разметки и другое.
Администрация ссылается на то, что нанесение дорожной разметки может производиться любым материалом, в том числе краской (эмаль), имеющей сертификат соответствия.
Действительно в силу пункта 5.1 ГОСТ Р 51256-2011 разметка может выполняться разными способами: краской (эмалью), термопластиком и холодным пластиком, полимерными лентами и другое.
Однако в рассматриваемом случае именно на Администрации лежит ответственность по выбору правильного способа нанесения, который являлся бы наиболее эффективным с учетом дорожного полотна, погодных условий и иных условий.
При этом административным органом Обществу вменяется в вину отсутствие дорожной разметки, а не выбранный способ ее нанесения.
Податель жалобы считает, что отсутствие на пешеходных переходах разметки не может повлечь за собой угрозу безопасности движения пешеходов, поскольку имелись установленные дорожные знаки "Пешеходный переход".
В силу пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением.
В соответствии с пунктом 6.1.2. ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации, Технические средства организации дорожного движения. Правила, применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-сг) (ред. от 12.11.2010) разметка, наносимая на усовершенствованное покрытие дорог и элементы дорожных сооружений, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р51256.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221.
Все требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Учитывая приведенные нормы действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предоставлено право выбора: либо нанесение дорожной разметки, либо установка дорожного знака. В рассматриваемом случае нанесение дорожной разметки является необходимым и обязательным условием выполнения требований правил дорожного движения и ее отсутствие может повлечь неблагоприятные последствия для жизни и здоровья людей.
Податель жалобы ссылается на нарушение административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Апелляционным судом данный довод отклоняется.
Приказом МВД России от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пункт 7.3 Наставления предусматривает право службы дорожной инспекции и организации движения составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии со статьей 10.2 указанных Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог осуществляется посредством проведения различных проверок.
На основании пункта 10.2. вышеуказанного Наставления контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения:
- - комплексной проверки дорог и улиц;
- - специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов);
- - контрольных проверок;
- -повседневного надзора.
Повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков и производится инспекторами дорожно-патрульной службы и государственными инспекторами дорожного надзора.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, полиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, 19.11.2013 Отделом проводился повседневный надзор за содержанием улично-дорожной сети города Нижневартовска на соответствие стандартам, техническим нормам и иным требованиям нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а не проверка деятельности Администрации. В результате данного надзора и было выявлено правонарушение, которое явилось основанием для привлечения Администрации к административной ответственности.
Поскольку в порядке Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка в отношении Администрации не производилась, то не имелось и оснований для уведомления о проведении проверки. Как указано ранее, правонарушения были выявлены в результате осуществления повседневного надзора за состоянием дорог.
Иные доводы в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Администрации города Нижневартовска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2014 по делу N А75-451/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2014 N 08АП-4120/2014 ПО ДЕЛУ N А75-451/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. N 08АП-4120/2014
Дело N А75-451/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4120/2014) Администрации города Нижневартовска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2014 по делу N А75-451/2014 (судья Дроздов А.Н.)
по заявлению Администрации города Нижневартовска (ОГРН 1028600965942, ИНН 8603032896)
к Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нижневартовску
об оспаривании постановления N 86 ХУ 005392 от 19.12.2013 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Нижневартовска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нижневартовску - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Администрации города Нижневартовска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд к отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нижневартовску (далее - административный орган, Отдел) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 19.12.2013 N 86 ХУ005392.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2014 по делу N А75-451/2014 в удовлетворении заявления Администрации города Нижневартовска отказано в полном объеме.
Судебный акт мотивирован наличием оснований для привлечения Администрации к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Администрацией были приняты все меры по соблюдению требований, установленных ГОСТ Р 50597-93, профинансированы все работы по нанесению дорожной разметки на всех пешеходных переходах, что подтверждается актами выполненных работ. Нанесение дорожной разметки может производиться любым материалом, в том числе краской (эмаль), имеющей сертификат соответствия. В период с 01.11.2013 по 31.12.2013 разметка не могла быть восстановлена из-за погодных условий. Податель жалобы считает, что отсутствие на пешеходных переходах разметки не может повлечь за собой угрозу безопасности движения пешеходов, поскольку имелись установленные дорожные знаки "Пешеходный переход". Администрация не была уведомлена о проведении в отношении нее проверки.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Заявлений, ходатайств, отводов и самоотводов, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы, не поступило.
От Отдела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.11.2013 в ходе контрольной проверки эксплуатационного состояния пешеходных переходов, расположенных на: пересечении улиц 60 лет Октября -Проспект Победы; на ул. 60 лет Октября в районе д. 18/1 и 51; ул. Мира 4П в районе домов NN 23, 33, 63 и 83; ул. Маршала Жукова в районе домов N 7 и 26; ул. Пермская в районе домов NN 2 и 3; ул. Интернациональная в районе домов NN 10, 23, 18А ТЦ "Кинг", 49; ул. Дзержинского в районе домов NN 17 и 19; ул. Спортивная в районе дома N 13/2; ул. Дружбы Народов в районе дома N 33; ул. Нефтяников в районе домов NN 3, 66, 72; ул. Ханты-Мансийская в районе домов NN 20А, 37; ул. Омская в районе дома 4А, установлены факты нарушений правил содержания дорог, выразившиеся в отсутствии на указанных пешеходных переходах дорожных разметок 1.14.1, что не отвечает требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, установленным пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), а также пункту 6.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).
Усмотрев в действиях администрации состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 17.12.2013 N 86 НН000018А.
Постановлением от 19.12.2013 по делу об административном правонарушении N 86 ХУ 005392 администрация признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и подлежащим отмене, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим требованием.
20.03.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Отделом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лицо, осуществляющего содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 2 названного закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Полномочия в области дорожной деятельности администрации определены пунктом 5 части 1 статьи 6 Устава города Нижневартовска, в связи с чем Администрация является надлежащим субъектом рассматриваемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-93 указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В силу пункта 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93, разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.
Пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при отсутствии снега на покрытии).
Согласно пункту 4.2.3. ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки изменяется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Представленные материалы административного дела (акт проверки от 19.11.2013, фототаблица, постановление 86 ХУ 005392 от 19.12.2013, протокол 86 НН 000018А от 17.12.2013 об административном правонарушении), подтверждают факт отсутствия дорожной разметки 1.14.1 на пешеходных переходах.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Администрацией требований правил дорожного движения, а также обеспечения безопасности дорожного движения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Администрация в апелляционной жалобе ссылается на то, что ей были приняты все меры по соблюдению требований, установленных ГОСТ Р 50597-93, профинансированы все работы по нанесению дорожной разметки на всех пешеходных переходах, что подтверждается актами выполненных работ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод, поскольку финансирование работ по нанесению разметки не свидетельствует о принятии Администрацией всех мер по недопущению административного правонарушения. Поскольку к моменту проверку дорожной разметки не имелось, то Администрация является лицом, которое допустило несоблюдение правил дорожного движения, а значит подлежит привлечению к административной ответственности.
При этом апелляционный суд отмечает, что Администрация должна была принять меры к тому, чтобы в любое время года и при любой температуре воздуха дорожная разметка на дорожном полотне была видна. Администрация вправе чаще проводить конкурс на выполнение дорожной разметки, использовать иной материал, а не краску, для выполнения разметки и другое.
Администрация ссылается на то, что нанесение дорожной разметки может производиться любым материалом, в том числе краской (эмаль), имеющей сертификат соответствия.
Действительно в силу пункта 5.1 ГОСТ Р 51256-2011 разметка может выполняться разными способами: краской (эмалью), термопластиком и холодным пластиком, полимерными лентами и другое.
Однако в рассматриваемом случае именно на Администрации лежит ответственность по выбору правильного способа нанесения, который являлся бы наиболее эффективным с учетом дорожного полотна, погодных условий и иных условий.
При этом административным органом Обществу вменяется в вину отсутствие дорожной разметки, а не выбранный способ ее нанесения.
Податель жалобы считает, что отсутствие на пешеходных переходах разметки не может повлечь за собой угрозу безопасности движения пешеходов, поскольку имелись установленные дорожные знаки "Пешеходный переход".
В силу пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением.
В соответствии с пунктом 6.1.2. ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации, Технические средства организации дорожного движения. Правила, применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-сг) (ред. от 12.11.2010) разметка, наносимая на усовершенствованное покрытие дорог и элементы дорожных сооружений, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р51256.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221.
Все требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Учитывая приведенные нормы действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предоставлено право выбора: либо нанесение дорожной разметки, либо установка дорожного знака. В рассматриваемом случае нанесение дорожной разметки является необходимым и обязательным условием выполнения требований правил дорожного движения и ее отсутствие может повлечь неблагоприятные последствия для жизни и здоровья людей.
Податель жалобы ссылается на нарушение административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Апелляционным судом данный довод отклоняется.
Приказом МВД России от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пункт 7.3 Наставления предусматривает право службы дорожной инспекции и организации движения составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии со статьей 10.2 указанных Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог осуществляется посредством проведения различных проверок.
На основании пункта 10.2. вышеуказанного Наставления контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения:
- - комплексной проверки дорог и улиц;
- - специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов);
- - контрольных проверок;
- -повседневного надзора.
Повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков и производится инспекторами дорожно-патрульной службы и государственными инспекторами дорожного надзора.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, полиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, 19.11.2013 Отделом проводился повседневный надзор за содержанием улично-дорожной сети города Нижневартовска на соответствие стандартам, техническим нормам и иным требованиям нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а не проверка деятельности Администрации. В результате данного надзора и было выявлено правонарушение, которое явилось основанием для привлечения Администрации к административной ответственности.
Поскольку в порядке Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка в отношении Администрации не производилась, то не имелось и оснований для уведомления о проведении проверки. Как указано ранее, правонарушения были выявлены в результате осуществления повседневного надзора за состоянием дорог.
Иные доводы в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Администрации города Нижневартовска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2014 по делу N А75-451/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)