Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2015 N 12АП-9914/2014 ПО ДЕЛУ N А57-12207/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2015 г. по делу N А57-12207/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "13" января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" января 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей С.А. Жаткиной, Т.В. Волковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевой Н.И.,
в судебное заседание явились:
- Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Шатунова О.Г., доверенность от 28.01.2013, N 64/2013-06;
- Представитель общества с ограниченной ответственностью "Автотрасса" Шершнев С.А., доверенность от 09.01.2015, б/н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области" (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 августа 2014 года по делу N А57-12207/2014, (судья Елистратов К.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автотрасса" (г. Вольск, Саратовская область)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области"), управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области,
третьи лица: комитет по управлению имуществом Саратовской области, Правительство Саратовской области, администрация Вольского муниципального района, общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице филиала в г. Саратове, МРИИФНС N 3 по Саратовской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:42:010417:15, общей площадью 7707 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Вольск, ул. Здравоохранения, д. 41, равной его рыночной стоимости в размере 3 870 000 рублей,

установил:

В Арбитражный суд поступило исковое заявление ООО "Автотрасса", г. Вольск Саратовской области, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области", г. Саратов, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:42:010417:15, общей площадью 7707 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Саратовская область г. Вольск, ул. Здравоохранения, д. 41, равной его рыночной стоимости в размере 3 870 000 рублей.
Об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, внести в государственный кадастр недвижимости изменения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:42:010417:15, общей площадью 7707 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Саратовская область г. Вольск, ул. Здравоохранения, д. 41, установленную по состоянию на 02.06.2012, равной его рыночной стоимости в размере 3 870 000 рублей.
Решением суда от 22.08.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:42:010417:15, общей площадью 7707 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Саратовская область г. Вольск, ул. Здравоохранения, д. 41, равной его рыночной стоимости в размере 3 870 000 рублей. Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:42:010417:15, общей площадью 7707 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Саратовская область г. Вольск, ул. Здравоохранения, д. 41, его рыночную стоимости в размере 3 870 000 рублей.
Дополнительным решением от 10.12.2014 в удовлетворении исковых требований ООО "Автотрасса", г. Вольск Саратовской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр), г. Саратов, отказано.
Не согласившись с решением суда от 22.08.2014 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец Общество с ограниченной ответственностью "Автотрасса" (Истец) - является собственником земельного участка с кадастровым номером 64:42:010417:15, площадью 7 707 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Вольск, ул. Здравоохранения, д. 41, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 декабря 2005 года, серия АБ N 219889. Характеристики земельного участка принадлежащего Истцу, указаны в кадастровой выписке от 30 мая 2014 года N 64/201/2014-280935.
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 г N 989-Р, кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 12 573 893 рубля 43 копейки, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 30 мая 2014 года N 64/201/2014-280935.
Как видно из прилагаемых к настоящему исковому заявлению документов, кадастровая стоимость объектов оценки определялась на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки, что не противоречит пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4), утверждено Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508.
При этом перечень объектов, кадастровая стоимость которых была утверждена Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 г N 989-Р, был сформирован по состоянию на 02 июня 2012 года.
В досудебном порядке по инициативе истца была проведена рыночная оценка указанного земельного участка.
На основании отчета об оценки рыночной стоимости земельного участка от 01 апреля 2014 года N 0511-2014, изготовленного Обществом с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания", а также экспертного заключения от 16 мая 2014 года N 168, подготовленного саморегулируемой организацией оценщиков "Общество профессиональных экспертов и оценщиков", рыночная стоимость принадлежащего Истцу земельного участка по состоянию 02 июня 2012 года составила 3 870 000 (три миллиона восемьсот семьдесят тысяч) рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, Общество обратилось в суд настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно отчету об оценки рыночной стоимости земельного участка от 01 апреля 2014 года N 0511-2014, изготовленного Обществом с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания", а также экспертного заключения от 16 мая 2014 года N 168, подготовленного саморегулируемой организацией оценщиков "Общество профессиональных экспертов и оценщиков", рыночная стоимость принадлежащего Истцу земельного участка по состоянию 02 июня 2012 года составила 3 870 000 (три миллиона восемьсот семьдесят тысяч) рублей.
Представленное экспертное заключение от 16 мая 2014 года N 168, как правомерно отмечено судом первой инстанции, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость указанного земельного участка определена экспертом по состоянию на 02 июня 2012 года, т.е. на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
Анализ вышеизложенного позволяет прийти к выводу о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:42:010417:15 существенно превышает рыночную стоимость земельного участка.
Доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования в указанной части правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод о ненадлежащем ответчике судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 года наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик.
Учитывая, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 переданы полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик Управление Росреестра по Саратовской области является ненадлежащим ответчиком.
При таких обстоятельствах, доводы апеллянта - ФГБУ "ФКП Росреестра" об обратном являются необоснованными, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Иные доводы апеллянта также является несостоятельным, они опровергаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 августа 2014 года по делу N А57-12207/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.И.АНТОНОВА

Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
С.А.ЖАТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)