Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2015 N 08АП-5321/2015 ПО ДЕЛУ N А70-12818/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2015 г. N 08АП-5321/2015

Дело N А70-12818/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-5321/2015, 08АП-5322/2015) Администрации город Тюмени и Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25 марта 2015 года по делу N А70-12818/2014 (судья Макаров С.Л.), принятое по иску открытого акционерного общества "Сбербанк России" к Администрации город Тюмени и Департаменту имущественных отношений Тюменской области об обязании сформировать земельный участок,
третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области, ТМУП ЖКХ "Север",
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
- от Администрации города Тюмени - представитель Вахлов Д.С. (удостоверение, по доверенности),
- от открытого акционерного общества "Сбербанк России" - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
- от ТМУП ЖКХ "Север" - представитель не явился, извещены надлежащим образом;

- установил:

открытое акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России", истец) обратилось с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) к Администрации город Тюмени и Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Администрация, Департамент, ответчики) об обязании сформировать земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0218006:226 и 72:23:0218006:219 в единый земельный участок под многоквартирным домом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, расположенным по адресу: город Тюмень ул. Мориса Тореза, 1 и город Тюмень, ул. Мориса Тореза, 1/1.
Решением от 25.03.2015 по делу N А70-12818/2014 Арбитражный суд Тюменской области исковые требования ОАО "Сбербанк России" удовлетворил, обязав Администрацию и Департамент в течение трех месяцев, с момента вступления настоящего решения в законную силу, сформировать единый земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Тюмень ул. Мориса Тореза, 1 со встроенно-пристроенным нежилым помещением: город Тюмень, ул. Мориса Тореза, 1/1, за счет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218006:226 и 72:23:0218006:219.
С Администрации в пользу ОАО "Сбербанк России" в лице Тюменского отделения N 29 взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
С Департамента в пользу ОАО "Сбербанк России" в лице Тюменского отделения N 29 взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и Департамент обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что поскольку государственная собственность на земельный участок, занятый многоквартирным домом не разграничена, то Администрация не обладает соответствующими полномочиями по распоряжению спорными землями, в том числе по образованию земельных участков. Настаивает на неприменении судом пункта 3 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 01.03.2015, согласно которому образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Обращает внимание на то, что судом не дана надлежащая оценка распоряжению Департамента имущественных отношений Тюменской области от 17.04.2009 N 389-пг "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Мориса Тореза,1".
Департамент в апелляционной жалобе на означенное решение суда первой инстанции также ссылается на неприменение судом пункта 3 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации. Отмечает, что судом не учтены положения статей 5, 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области". Полагает, что удовлетворенные судом требования истца не исполнимы, поскольку в компетенцию Департамента не входят полномочия (с участием собственника или без его участия) по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося в собственности муниципального образования.
В порядке статьи 262 АПК РФ истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области, треть лицо) в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области оставляет вопрос рассмотрения апелляционных жалоб на усмотрения коллегии. В отзыве также содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя третьего лица, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей Департамента, ОАО "Сбербанк России", ТМУП ЖКХ "Север", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении (часть 3 статьи 156, часть 1 статьи 266 АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителя Администрации, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2015 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, истец является собственником (л.д. 13) нежилого помещения, общей площадью 467,3 кв. м, расположенного по адресу: город Тюмень, ул. Мориса Тореза, 1/1, которое входит в состав, а также занимает часть первого этажа многоквартирного дома по адресу: город Тюмень ул. Мориса Тореза, 1.
Многоквартирный жилой дом со встроено - пристроенными нежилыми помещениями расположен на земельном участке, который поставлен на государственный кадастровый учет 07.07.2005 декларативно (т.е. границы земельного участка не установлены) под номером 72:23:0218006:226 (л.д. 19), сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Нежилое помещение расположено на земельном участке, который поставлен на государственный кадастровый учет 06.07.2005 декларативно (т.е. границы земельного участка не установлены) под номером 72:23:0218006:219 (л.д. 18). Правообладатель земельного указан - муниципальное образование г. Тюмень.
11.08.2014 истец обратился к Администрации с письмом (л.д. 11) в котором просил объединить земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0218006:226 и 72:23:0218006:219 с целью дальнейшего оформления права долевой собственности на объединенный земельный участок всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Письмом Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени ответчику сообщено о том, что Земельным кодексом РФ не предусмотрен порядок объединения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и общей долевой собственности (л.д. 12).
Также истец обращался к Департаменту с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным домом в г. Тюмени, по ул. Мориса Тореза, 1, в чем ему было отказано (л.д. 50) по тому основанию, что у департамента отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиками апелляционных жалоб, при оценке доводов которых суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
Понятие многоквартирного дома изложено в пункте п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, согласно которого многоквартирным домом признается "совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством".
Учитывая то обстоятельство, что нежилое помещение, общей площадью 467,3 кв. м, находящееся по адресу: город Тюмень, ул. Мориса Тореза, 1/1, пристроено, а также занимает часть первого этажа многоквартирного дома по адресу: город Тюмень ул. Мориса Тореза, 1, обоснованным является вывод суда о том, что дом по адресу: город Тюмень ул. Мориса Тореза, 1 является многоквартирным домом со встроенно-пристроенным помещением площадью 467,3 кв. м, расположенным по адресу: город Тюмень, ул. Мориса Тореза, 1/1, для целей определения общим имуществом находящегося под ним единого земельного участка, в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 11.2. Земельного Кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственному кадастре недвижимости": 1. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии со ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Учитывая, что многоквартирный дом по адресу: город Тюмень ул. Мориса Тореза, 1 со встроенно-пристроенным помещением площадью 467,3 кв. м, расположенным по адресу: город Тюмень, ул. Мориса Тореза, 1/1, расположен одновременно на земельном участке, поставленном на государственный кадастровый учет 07.07.2005 декларативно (т.е. границы земельного участка не установлены) под номером 72:23:0218006:226 (л.д. 19), и земельном участке, поставленном на государственный кадастровый учет 06.07.2005 декларативно (т.е. границы земельного участка не установлены) под номером 72:23:0218006:219 (л.д. 18) коллегия поддерживает позицию суда о том, что единый земельный участок, под данным многоквартирным домом, фактически не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
Пунктом 66 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года разъяснено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 вводного закона, по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Пунктом 67 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Формирование земельного участка под многоквартирным домом город Тюмень ул. Мориса Тореза, 1 со встроенно-пристроенным помещением площадью 467,3 кв. м, расположенным по адресу: город Тюмень, ул. Мориса Тореза, 1/1, возможно только за счет публичных земельный участков: земельного участка находящегося в муниципальной собственности (кадастровый номер 72:23:0218006:219), и земельного участка, право собственности на который, не разграничено (кадастровый номер 72:23:0218006:226).
В соответствии со ст. 1 Закона Тюменской области N 125 от 26 декабря 2014 года, к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления городского округа город Тюмень по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории), за исключением полномочий по распоряжению земельными участками: 1) для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; 2) для размещения нестационарных торговых объектов; 3) для установки и эксплуатации рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте имущественных отношений Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 29 сентября 2006 г. N 222-п, Департамент имущественных отношений Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, осуществляющим проведение в Тюменской области единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений путем формирования оптимальной структуры областной собственности, осуществления приватизации государственного имущества Тюменской области, организации учета государственного имущества Тюменской области и его оценки, управления и распоряжения государственным имуществом Тюменской области и контроля за его использованием. В соответствии с пунктом 2.45 данного Положения, к компетенции Департамента имущественных отношений Тюменской области также относится обеспечение формирования земельных участков, в том числе выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков и постановка их на государственный кадастровый учет, а также утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 4.3. Постановления Конституционного Суд РФ N 12-П от 28.05.2010 года изложено, что положение части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации. Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
В ситуации, когда земельный участок под многоквартирным домом подлежит формированию за счет публичных земельных участков, распоряжение которыми отнесено к компетенции разных публичных образований, обязанность по формированию такого участка, является общим обязательством данных публичных образований, поскольку праву собственников помещений на получение такого земельного участка в общую долевую собственность, установленное частью 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, корреспондирует обязанность соответствующих публичных образований сформировать и передать данный участок.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии препятствий для Администрации и Департамента совершить необходимые действия по формированию единого земельного участка под многоквартирным домом город Тюмень ул. Мориса Тореза, 1 со встроенно-пристроенным помещением площадью 467,3 кв. м, расположенным по адресу: город Тюмень, ул. Мориса Тореза, 1/1.
Оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.
В качестве основания для отмены принятого по делу решения ответчики ссылаются на пункта 3 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, вступивший в силу 01.03.2015, согласно которому образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Между тем, указанные доводы не могут явиться основанием для отмены или изменения обжалуемого ответчика судебного акта, поскольку не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а также они не были заявлены в суде первой инстанции.
При этом, коллегия отмечает, что пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 6 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Исходя из положений статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации и статьи 4 АПК РФ, образование земельного участка в судебном порядке производится в случае препятствия заинтересованному лицу в формировании земельного участка.
В настоящем случае иск об образовании земельного участка является надлежащим способом защиты нарушенного права, который предусмотрен законом (статья 12 ГК РФ, статья 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации). Характер нарушенного права соответствует избранному истцом способу защиты, направлен на его восстановление.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация и Департамент освобождены от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчиков по делу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 25 марта 2015 года по делу N А70-12818/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Е.Н.КУДРИНА

Судьи
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Д.Г.РОЖКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)