Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Данилиной Олеси Викторовны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.05.2014 по делу N А54-2584/2013 (судья Картошкина Е.А.),
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Нестеров Роман Васильевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, обществу с ограниченной ответственностью "АварКом", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области об установлении Управлением Росреестра по Рязанской области с 01.01.2010 по 31.12.2013 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Владимирская, д. 1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2008, а именно: 1 572 700 руб., понуждении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области) внести изменения в государственной кадастр недвижимости посредством исключения из государственного кадастра недвижимости с 01.01.2010 по 31.12.2013 сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60, в размере 8 046 422 руб. 40 коп., и удельного показателя в размере 5 525 руб. 63 коп., и внесения изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2010 по 31.12.2013 в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60 в размере 1 572 700 руб. (с учетом уточнения).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Рязанской области, Данилину Олесю Викторовну, администрацию города Рязани, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Решением арбитражного суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Данилина Олеся Викторовна обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает неверным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку на момент разрешения судом настоящего спора установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2013, утвержденная постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2013, вступившего в законную силу с 01.01.2014. Указывает, что изменение кадастровой стоимости в связи с принятием нового постановления, утвердившего результаты кадастровой оценки, применяемых с 01.01.2014, были учтены истцом в его заявлении об уточнении исковых требований, ИП Нестеров Р.В. просил внести изменения за период, предшествующий принятию новой кадастровой оценки. Ссылается на то, что установление новой кадастровой оценки с 01.01.2014 не является препятствием для исчисления налоговых выплат на основании сведений кадастра о кадастровой стоимости за период с 01.01.2010 по 31.12.2013, также как не может являться препятствием для внесения изменения в сведения кадастра, распространяющего свое действие на период, не относящийся к установленной кадастровой стоимости, применяемой с 01.01.2014.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.04.2005 (т. 1, л.д. 16) индивидуальный предприниматель Нестеров Роман Васильевич является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60, категория земель: земли поселений, общей площадью 1456,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Владимирская, 1.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" были утверждены: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области (приложение N 1 к постановлению), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению), средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Рязанской области (приложение N 3 к постановлению).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области были утверждены по состоянию на 01 января 2008 года. Постановление вступило в силу с 01 января 2010 года.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составила 8 046 422 руб. 40 коп., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т. 1, л.д. 17-18).
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 07.12.2012 N 44/12, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:0060 по состоянию на 01 января 2010 года составила 1 441 600 руб.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с иском.
В процессе рассмотрения спора, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, истец представил отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 N 118/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:0060 по состоянию на 01 января 2008 года составила 1 572 700 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом. В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Как следует из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Как предусмотрено пунктами 1 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования земель учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Так как заявленное истцом требование рассматривается по правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, то в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства рыночной стоимости земельного участка должен представить истец.
В данном случае в обоснование действительной рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 N 118/13, согласно которому по состоянию на 01 января 2008 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:0060 составила 1 572 700 руб.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11 разъяснил, что статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Вместе с тем, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01 января 2008 года. Постановление вступило в силу с 01 января 2009 года.
В качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка истец представил отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 N 118/13, которым определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2008 года - 1 572 700 руб.
Сформулированная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.06.2013 года N 10761/11 правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III. I Закона об оценочной деятельности.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а применяться новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная в размере рыночной стоимости, должна с момента вступления в законную силу решения суда.
Однако в период рассмотрения дела постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 N 10-п утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01 января 2013 года: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области (приложение N 1 к постановлению), средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению). Постановление от 14.10.2013 N 10-п вступило в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2013 N 441 пункты 1, 2, 3, 6 постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" признаны утратившими силу с 01 января 2014 года.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора утвержденная постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 62:29:0150002:0060 не действует.
Определением от 22.01.2013 N ВАС-15853/12 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, разъяснил, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется; в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
Постановлением Минимущества Рязанской области от 14.10.2013 N 10-п "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области", утверждена новая кадастровая стоимость (по состоянию на 01.01.2013) земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и спорного земельного участка.
С учетом изложенного апелляционным судом отклоняются как несостоятельные доводы жалобы о том, что установление новой кадастровой оценки с 01.01.2014 не является препятствием для исчисления налоговых выплат на основании сведений кадастра о кадастровой стоимости за период с 01.01.2010 по 31.12.2013, также как не может являться препятствием для внесения изменения в сведения кадастра, распространяющего свое действие на период, не относящийся к установленной кадастровой стоимости, применяемой с 01.01.2014.
Истцу в рамках настоящего дела необходимо доказать действительную рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года.
На основании статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Так как кадастровая стоимость спорного земельного участка в государственном кадастре недвижимости установлена по состоянию на 01 января 2013 года, отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 N 118/13, в котором рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2008 года, то есть на иную дату, не может быть принят судом в качестве доказательства, подтверждающего несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил исковые требования без удовлетворения.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки могут быть оспорены в судебном порядке, а судебное решение становится обязательным к применению после его вступления в законную силу, удовлетворение заявленных требований не преследует цели восстановления нарушенных прав истца.
Вынесение судебного акта об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2008 года, не согласуется с принципом исполнимости судебных актов в (статья 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьи 16, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поскольку как указано выше, при утверждении уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость, не может быть внесена в кадастр.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.05.2014 по делу N А54-2584/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2014 ПО ДЕЛУ N А54-2584/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 г. по делу N А54-2584/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Данилиной Олеси Викторовны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.05.2014 по делу N А54-2584/2013 (судья Картошкина Е.А.),
установил:
следующее.
Индивидуальный предприниматель Нестеров Роман Васильевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, обществу с ограниченной ответственностью "АварКом", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области об установлении Управлением Росреестра по Рязанской области с 01.01.2010 по 31.12.2013 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Владимирская, д. 1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2008, а именно: 1 572 700 руб., понуждении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области) внести изменения в государственной кадастр недвижимости посредством исключения из государственного кадастра недвижимости с 01.01.2010 по 31.12.2013 сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60, в размере 8 046 422 руб. 40 коп., и удельного показателя в размере 5 525 руб. 63 коп., и внесения изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2010 по 31.12.2013 в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60 в размере 1 572 700 руб. (с учетом уточнения).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Рязанской области, Данилину Олесю Викторовну, администрацию города Рязани, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Решением арбитражного суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Данилина Олеся Викторовна обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает неверным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку на момент разрешения судом настоящего спора установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2013, утвержденная постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2013, вступившего в законную силу с 01.01.2014. Указывает, что изменение кадастровой стоимости в связи с принятием нового постановления, утвердившего результаты кадастровой оценки, применяемых с 01.01.2014, были учтены истцом в его заявлении об уточнении исковых требований, ИП Нестеров Р.В. просил внести изменения за период, предшествующий принятию новой кадастровой оценки. Ссылается на то, что установление новой кадастровой оценки с 01.01.2014 не является препятствием для исчисления налоговых выплат на основании сведений кадастра о кадастровой стоимости за период с 01.01.2010 по 31.12.2013, также как не может являться препятствием для внесения изменения в сведения кадастра, распространяющего свое действие на период, не относящийся к установленной кадастровой стоимости, применяемой с 01.01.2014.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.04.2005 (т. 1, л.д. 16) индивидуальный предприниматель Нестеров Роман Васильевич является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:60, категория земель: земли поселений, общей площадью 1456,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Владимирская, 1.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" были утверждены: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области (приложение N 1 к постановлению), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению), средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Рязанской области (приложение N 3 к постановлению).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области были утверждены по состоянию на 01 января 2008 года. Постановление вступило в силу с 01 января 2010 года.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составила 8 046 422 руб. 40 коп., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т. 1, л.д. 17-18).
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 07.12.2012 N 44/12, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:0060 по состоянию на 01 января 2010 года составила 1 441 600 руб.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с иском.
В процессе рассмотрения спора, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, истец представил отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 N 118/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:0060 по состоянию на 01 января 2008 года составила 1 572 700 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом. В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Как следует из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Как предусмотрено пунктами 1 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования земель учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Так как заявленное истцом требование рассматривается по правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, то в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства рыночной стоимости земельного участка должен представить истец.
В данном случае в обоснование действительной рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 N 118/13, согласно которому по состоянию на 01 января 2008 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0150002:0060 составила 1 572 700 руб.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11 разъяснил, что статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Вместе с тем, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01 января 2008 года. Постановление вступило в силу с 01 января 2009 года.
В качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка истец представил отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 N 118/13, которым определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2008 года - 1 572 700 руб.
Сформулированная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.06.2013 года N 10761/11 правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III. I Закона об оценочной деятельности.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а применяться новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная в размере рыночной стоимости, должна с момента вступления в законную силу решения суда.
Однако в период рассмотрения дела постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 N 10-п утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01 января 2013 года: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области (приложение N 1 к постановлению), средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению). Постановление от 14.10.2013 N 10-п вступило в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 19.12.2013 N 441 пункты 1, 2, 3, 6 постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" признаны утратившими силу с 01 января 2014 года.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора утвержденная постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 62:29:0150002:0060 не действует.
Определением от 22.01.2013 N ВАС-15853/12 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, разъяснил, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется; в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
Постановлением Минимущества Рязанской области от 14.10.2013 N 10-п "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области", утверждена новая кадастровая стоимость (по состоянию на 01.01.2013) земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и спорного земельного участка.
С учетом изложенного апелляционным судом отклоняются как несостоятельные доводы жалобы о том, что установление новой кадастровой оценки с 01.01.2014 не является препятствием для исчисления налоговых выплат на основании сведений кадастра о кадастровой стоимости за период с 01.01.2010 по 31.12.2013, также как не может являться препятствием для внесения изменения в сведения кадастра, распространяющего свое действие на период, не относящийся к установленной кадастровой стоимости, применяемой с 01.01.2014.
Истцу в рамках настоящего дела необходимо доказать действительную рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года.
На основании статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Так как кадастровая стоимость спорного земельного участка в государственном кадастре недвижимости установлена по состоянию на 01 января 2013 года, отчет индивидуального предпринимателя Драницына Александра Александровича от 27.11.2013 N 118/13, в котором рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2008 года, то есть на иную дату, не может быть принят судом в качестве доказательства, подтверждающего несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил исковые требования без удовлетворения.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки могут быть оспорены в судебном порядке, а судебное решение становится обязательным к применению после его вступления в законную силу, удовлетворение заявленных требований не преследует цели восстановления нарушенных прав истца.
Вынесение судебного акта об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2008 года, не согласуется с принципом исполнимости судебных актов в (статья 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьи 16, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поскольку как указано выше, при утверждении уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость, не может быть внесена в кадастр.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.05.2014 по делу N А54-2584/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)