Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.03.2014 N 3-6/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. N 3-6/14



Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Т" об оспаривании пункта 2.7 постановления Администрации Приморского края от 16 февраля 2007 г. N 43-па (ред. от 13 января 2014 г.) "Об утверждении Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством",
установил:

Постановлением Администрации Приморского края от 16 февраля 2007 г. N 43-па утверждено Положение о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством (далее - Положение). Постановление опубликовано в официальных источниках опубликования "Приморская газета", N 13 (75) от 23 февраля 2007 г. и "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края", N 5 от 22 февраля 2007 г.
Постановлением Администрации Приморского края от 13 ноября 2013 г. N 407-па, опубликованным в "Приморской газете" 15 ноября 2013 г., N 109(840), Постановление N 43-па дополнено пунктом 2.7 следующего содержания:
"2.7. Особенности рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях.
В случае поступления заявления о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, уполномоченный орган в 20-дневный срок со дня поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Орган местного самоуправления на основании обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в соответствии с документацией по планировке территории, в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в 14-дневный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка публикует информацию о предоставлении такого земельного участка в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Заявители, заинтересованные в предоставлении земельного участка, указанного в информационном сообщении, опубликованном в соответствии с абзацем пятым пункта 2.7 настоящего Положения, в течение трех дней со дня публикации обращаются в уполномоченный орган с заявлениями. Заявления должны соответствовать требованиям, установленным в пунктах 2.4, 2.5 настоящего Положения.
В случае поступления в течение трех дней со дня публикации в уполномоченный орган заявлений, указанных в абзаце шестом пункта 2.7 настоящего Положения, предоставление такого земельного участка заявителям осуществляется в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
В случае отсутствия иных заявлений уполномоченный орган в 14-дневный срок со дня поступления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю, указанному в абзаце третьем пункта 2.7 настоящего Положения, в собственность за плату или бесплатно либо в аренду и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в 7-дневный срок со дня принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду."
Текст пункта 2.7 приведен в редакции Постановления Администрации Приморского края от 13.01.2014 N 1-па, опубликованного в "Приморской газете" от 21 января 2014 г. N 5 (870).

В обоснование заявления указано, что норма, закрепленная в абзацах 5, 6 и 7 пункта 2.7 Положения, в части сроков опубликования информации о предоставлении земельных участков (14 дней) и сроков подачи заявлений заинтересованными лицами (3 дня с момента опубликования) в их совокупности не соответствует срокам предоставления земельных участков, установленным пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ (двухнедельный срок). Кроме того, по мнению заявителя, установленный трехдневный срок для подачи заинтересованными лицами заявлений в порядке, установленном абзацем 6 пункта 2.7 Положения, является недостаточным для соблюдения принципа публичности и прозрачности процедуры предоставления земельного участка, в то время как увеличение этого срока приведет к нарушению срока предоставления земельного участка, установленного пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка путем проведения аукциона после выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета за счет заявителя, при том, что заявитель может не стать победителем аукциона, является нарушением пункта 5 статьи 34 ЗК РФ и может привести к нарушению имущественных прав заявителя.
В соответствии с пунктом 2.7 Положения одно лицо (заявитель) осуществляет формирование земельного участка, постановку его на кадастровый учет, в то время как иным лицам, изъявившим желание получить данный земельный участок, достаточно только подать заявление, дождавшись окончания процедуры формирования земельного участка. В связи с этим, по мнению заявителя, пункт 2.7 Положения нарушает принцип равенства участников данных правоотношений, гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителя, орган неверно определил стадию, на которой необходимо информировать население о предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, что не позволяет соблюсти баланс интересов заявителя и иных лиц, заинтересованных в предоставлении одного и того же участка. Порядок возмещения заявителю расходов, понесенных в связи с формированием и постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка, в случае, если заявитель не стал победителем торгов, Положением не предусмотрен.
По указанным основаниям ООО "Т" просит признать недействующим пункт 2.7 Положения, как не соответствующий требованиям Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Т" заявление поддержал. Пояснил также, что ООО "Т" в силу уставной деятельности заинтересовано в приобретении в собственность и в аренду земельных участков, поэтому применение пункта 2.7 Положения может привести к нарушению прав заявителя, в том числе имущественных.
Представитель Администрации Приморского края с заявлением не согласился. Пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Администрацией Приморского края в пределах своей компетенции в соответствии со статьями 28 и 34 ЗК РФ и статьей 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае". Оспариваемые заявителем нормы пункта 2.7 Положения регулируют порядок предоставления земельных участков, которые не сформированы на момент подачи заявления о их предоставлении. Данный порядок разработан в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, которой предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Этим принципам разработанная в пункте 2.7 Положения процедура предоставления земельных участков соответствует. Проведение торгов в случае поступления в течение трех дней с момента публикации информации заявлений от других претендентов соответствует принципу земельного законодательства, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ). В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем, целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления, органом государственной власти максимальной цены за объект торгов.
Кроме того, пояснил, что у Администрации Приморского края и департамента земельных и имущественных отношений Приморского края отсутствует финансовая возможность оплачивать проведение кадастровых работ и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, не сформированного на момент подачи заявления о его предоставлении.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего пункт 2.7 Положения противоречащим нормам Земельного кодекса РФ, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление ООО "Т" подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 Конституции Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Частью 6(1) статьи 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" установление процедур и критериев предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, отнесено к компетенции органа исполнительной власти Приморского края в соответствии с действующим законодательством.
В силу положений Устава Приморского края Администрация Приморского края является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Приморского края (статья 42).
Таким образом, Постановление от 16 февраля 2007 г. N 43-па (ред. от 13 января 2014 г.) "Об утверждении Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством" принято Администрацией Приморского края в соответствии со своей компетенцией.
Пунктом 2.7 Положения предусмотрен порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, т.е. не сформированного на момент подачи заявления о его предоставлении.
Данным пунктом установлена обязанность уполномоченного органа информировать граждан о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка для целей, не связанных со строительством, а также установлено, что в случае поступления заявлений от заинтересованных лиц предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с разделом 4 Положения (с проведением торгов).
Пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Включение в оспариваемый нормативный правовой акт норм о публикации информации о предоставлении земельного участка и о предоставлении участка с проведением торгов при наличии двух и более претендентов на него само по себе закону не противоречит и соответствует принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, установленных пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ.
В то же время нормоположения оспариваемого пункта о выполнении процедур по информированию, выявлению заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц и реализации участка на торгах после того, как в отношении испрашиваемого земельного участка выполнены за счет заявителя кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет, нельзя признать соответствующими закону.
Из содержания пунктов 4 и 5 статьи 34 ЗК РФ следует, что после выдачи заявителю утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Возможность выставления на торги земельного участка после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспечено выполнение кадастровых работ и осуществлен государственный кадастровый учет, нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрена.
Напротив, анализ положений статей 30 - 32, 38 ЗК РФ, регулирующих порядок предоставления земельных участков, в том числе на торгах, свидетельствует о том, что формирование земельного участка, включая выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета, в отношении которого принято решение о проведении торгов, производится за счет государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов. В случае, когда выполнение кадастровых работ и постановка участка на государственный кадастровый учет производится за счет заявителя, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка производится до выполнения таких работ (пункт 3 статьи 31, пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
Нормы, предоставляющей органу государственной власти право возлагать обязанность по формированию земельного участка на заинтересованное в его предоставлении лицо в случае предоставления земельного участка с проведением торгов, Земельный кодекс РФ не содержит.
Доводы представителя ООО "Т" о нарушении принципов равенства и справедливости в случае принятия решения о проведении торгов в отношении земельного участка, кадастровые работы по которому оплачены заявителем, являются обоснованными.
Правомерными являются и доводы заявления о несоответствии установленных абзацами 5, 6, 7 пункта 2.7 Положения срока опубликования информации о предоставлении земельных участков (14 дней со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка) и срока подачи заявлений заинтересованными лицами (3 дня со дня публикации) в их совокупности сроку предоставления земельного участка, установленному пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ (двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка).
Оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку предусмотренный пунктом 2.7 Положения порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, представляет собой единую процедуру, признанию недействующим подлежит весь данный пункт, а не его отдельные абзацы.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим, суд учитывает пояснения представителя Администрации Приморского края и представленные им документы, свидетельствующие о том, что на основании пункта 2.7 Положения приняты распоряжения о предоставлении земельных участков посредством аукциона, т.е. на основании данного пункта реализовывались права граждан и организаций. В связи с этим суд полагает возможным признать пункт 2.7 Положения недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Т" удовлетворить.
Пункт 2.7 Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 16 февраля 2007 г. N 43-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 13 января 2014 г. N 1-па), признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном источнике опубликования - "Приморской газете".
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Приморский краевой суд.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)