Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании представителей заявителя Зиновьевой М.П. по доверенности от 28.07.2008, Паршиной Е.С. по доверенности от 28.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.11.2008 по делу N А31-2560/2008, принятое судом в составе судьи Егоровой О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы, администрации города Костромы,
о признании решения незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство" (далее - заявитель, Общество, ООО "Подсобное хозяйство") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент) об отказе в предоставлении в собственность Обществу земельного участка площадью 53454,74 кв. м, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1, и обязании Департамента заключить с заявителем договор купли-продажи указанного земельного участка.
Определением от 05.08.2008 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Костромы (далее - Администрация) и Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 14.11.2008 в удовлетворении требований Общества отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Подсобное хозяйство" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и неправильное применение норм материального права, просит решение от 14.11.2008 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению Общества, в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие наличие в г. Костроме генерального плана, утвержденного в установленном законом порядке. Решение Исполнительного комитета Костромского областного Совета народных депутатов от 31.03.1989 N 68 "О проекте генерального плана города Костромы" и решение Исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 N 634 "Об утверждении проекта детальной планировки Ленинского района" не могут быть признаны действующей градостроительной документацией, поскольку решение Костромского областного Совета народных депутатов об утверждении по согласованию с Госкомархстроем РСФСР генерального плана, разработанного в 1988 году, не представлено, а проект детальной планировки мог быть разработан только на основании утвержденного генерального плана поселения. Также отсутствие утвержденного генерального плана г. Костромы подтверждается письмом председателя Думы г. Костромы от 22.10.2008 N 01-04/1140.
Кроме того, заявитель полагает, что вышеназванный проект детальной планировки не мог быть разработан на основании генерального плана г. Костромы, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 15.05.1967 N 339, так как на момент принятия Исполнительным комитетом Костромского городского районного Совета народных депутатов решения от 25.07.1991 N 634 об утверждении проекта детальной планировки указанный генеральный план утратил силу в связи с вступлением в силу Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов ВСН 38-82, утвержденной приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 N 379 (далее - Инструкция 1982 года), сократившей срок действия генеральных планов с 25-30 лет до 20 лет.
В связи с этим ООО "Подсобное хозяйство" считает недоказанным вывод суда о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в производственно-коммунальной зоне города. В то же время документы, представленные Обществом, подтверждают факт включения данного участка в состав земель сельскохозяйственного использования в составе земель поселений. Изменение целевого назначения земельного участка в установленном порядке не осуществлялось.
Также ООО "Подсобное хозяйство" указывает на отсутствие предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Норма пункта 14 постановления Администрации от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, животноводства и огородничества только в аренду на срок до одного года противоречит ЗК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент возражает против удовлетворения апелляционной жалобы Общества Администрация в отзыве на апелляционную жалобу оценивает доводы Общества как необоснованные, просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, полагает, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах производственно-коммунальной зоны подтверждается материалами дела: генеральным планом города и проектом детальной планировки Ленинского района г. Костромы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 26.02.2008 до 05.03.2008.
Департамент, Администрация и Комитет явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела и перерыве в судебном заседании извещены надлежащим образом. Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Общество, надлежащим образом извещенное о перерыве в судебном заседании, явку своих представителей в апелляционный суд 05.03.2008 не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела завершено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Подсобное хозяйство" является собственником зданий свинокомплекса общей площадью 761,8 кв. м инв. N 1-2804, лит. Г, Г1, Г2, и кормохранилища общей площадью 382,3 кв. м инв. N 1-2804, лит. В, расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1. Запись о регистрации права собственности внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.10.2004.
На основании постановления Администрации от 07.12.2005 N 3635 и договора аренды от 13.09.2006 N 1.6830.3 Обществу в аренду для использования в целях животноводства передан земельный участок из земель поселений площадью 53587,87 кв. м по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1. Срок аренды с 07.12.2005 до 07.11.2006. Пунктом 2.3 договора аренды предусмотрена его автоматическая пролонгация на неопределенный срок.
11.09.2007 ООО "Подсобное хозяйство" обратилось в Департамент с заявлением от 04.09.2007 о предоставлении указанного земельного участка в собственность с целью использования его для животноводства.
26.12.2007 Комиссия по земельным вопросам на территории г. Костромы, учитывая намерения правообладателя земельного участка о перепрофилировании деятельности предприятия и соблюдении ограничений в использовании территории, частично входящей в прибрежную защитную полосу и водоохранную зону Горьковского водохранилища и реки Костромы, посчитала возможной подготовку положительного заключения по продаже в собственность земельного участка по ул. Запрудня, 1, для животноводства.
Письмом от 11.06.2008 N 1-11/781 Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Костромы в ответ на запрос Департамента сообщило, что действующим генеральным планом города и проектом детальной планировки Ленинского района в соответствии с функциональным зонированием территории города для размещения объектов животноводства определены территории сельскохозяйственных угодий. Согласно указанной градостроительной документации земельный участок по ул. Запрудня, 1, расположен в границах производственно-коммунальной зоны, предназначенной для размещения промышленных предприятий и складских объектов.
Принимая во внимание названное письмо, Департамент письмом от 16.06.2008 N 4271/з проинформировал Общество об отсутствии оснований для предоставления вышеназванного земельного участка в собственность для животноводства.
Считая данный отказ незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Подсобное хозяйство", суд первой инстанции исходил из того, что согласно генеральному плану г. Костромы, проекту детальной планировки Ленинского района и ситуационному плану города испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах производственно-коммунальной зоны, в которой размещено предприятие - судоверфь им. Комсомольской правды, III класса вредности с санитарно-защитной зоной 300 метров. Поэтому он не может быть предоставлен в собственность ООО "Подсобное хозяйство" для целей животноводства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
Наличие у ООО "Подсобное хозяйство" права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1 подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.10.2004 серия 44-АА N 266117 и N 266118 (т. 1 л.д. 30-31).
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления этих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка на праве собственности принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего кодекса в месячный срок со дня поступления соответствующего заявления. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", постановлению администрации Костромской области от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", распоряжение земельными участками, расположенными на территории г. Костромы и находящимися в неразграниченной государственной собственности, в том числе принятие решения по вопросу о предоставлении их для строительства, осуществляется Департаментом.
Как следует из письма Департамента от 16.06.2008 N 4271/з (т. 1 л.д. 71), основанием для отказа в предоставлении Обществу в собственность земельного участка для животноводства является нахождение данного участка в границах производственно-коммунальной зоны, предназначенной для размещения промышленных предприятий и складских объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований определяется при проведении территориального планирования.
Часть 1 статьи 18 ГрК РФ относит генеральный план к документам территориального планирования.
Генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), на которых, в частности, отображаются границы земель различных категорий (части 4, 6 статьи 23 ГрК РФ). Также необходимость отражения на генеральном плане территориальных функциональных зон была предусмотрена пунктом 3.8 Инструкции 1982 года, разделом 2 Инструкций по составлению проектов планировки и застройки городов СН 345-66, утвержденной Госстроем СССР 23.03.1966 (далее - Инструкция 1966 года).
Уточнение планировочной структуры поселения осуществляется на проектах детальной планировки, разрабатываемых на основании генерального плана (пункт 2.2, раздел 4 Инструкции 1966 года, пункт 3.2, раздел 6 Инструкции 1982 года, статья 42 ГрК РФ).
Факт нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 53454,74 кв. м в границах зоны промышленных предприятий, а именно: земель, предназначенных для размещения судоверфи имени Комсомольской правды, подтверждается представленной Администрацией выкопировкой из проекта детальной планировки Ленинского района, утвержденного решением Исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 N 634.
Доводы ООО "Подсобное хозяйство" о недопустимости данного доказательства отклоняются. Решение Костромского областного Совета народных депутатов об утверждении по согласованию с Госкомархстроем РСФСР генерального плана г. Костромы, разработанного в 1988 году, действительно отсутствует в материалах дела. В то же время на момент утверждения проекта детальной планировки не истек срок действия генерального плана г. Костромы, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 15.05.1967 N 339, поскольку согласно пункту 2.3 Инструкции 1966 года расчетный срок генерального плана составляет 25-30 лет.
Вывод Общества об автоматическом уменьшении срока действия генерального плана города в связи с вступлением в силу Инструкции 1982 года необоснован. Указанная Инструкция не содержит норм об изменении срока генеральных планов, разработанных и утвержденных до 01.07.1983.
Разработка в 1988 году проекта генерального плана не может однозначно свидетельствовать об истечении срока генерального плана 1967 года на момент утверждения проекта детальной планировки Ленинского района г. Костромы.
Письмо председателя Думы г. Костромы от 22.10.2008 N 01-04/1140 (т. 2 л.д. 104) подтверждает отсутствие генерального плана именно на дату составления этого письма.
Предоставление Обществу испрашиваемого земельного участка в аренду для животноводства доказательством изменения границ производственной зоны не является.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 35 ГрК РФ, пунктом 7 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Использование указанных земель для животноводства не предусмотрено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для признания незаконным решения Департамента об отказе в предоставлении в собственность ООО "Подсобное хозяйство" земельного участка площадью 53454,74 кв. м по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1. В связи с этим решение суда первой инстанции от 14.11.2008 является правомерным.
Вопрос о соответствии положений пункта 14 постановления Администрации от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" нормам ЗК РФ не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку названный пункт основанием оспариваемого решения Департамента не является.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Костромской области от 14.11.2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Подсобное хозяйство" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению от 11.12.2008 N 29 и платежному поручению от 12.01.2009 N 1 за рассмотрение апелляционной жалобы с указанием неправильных реквизитов, должна быть возвращена Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.11.2008 по делу N А31-2560/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство" (ОГРН 1044408628164, ИНН 4401047797, место нахождения: г. Кострома, ул. Запрудня, 1; почтовый адрес: г. Кострома, ул. Юношеская, 1, офис 128) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.12.2008 N 29 и платежному поручению от 12.01.2009 N 1.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В.ЛЫСОВА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2009 ПО ДЕЛУ N А31-2560/2008
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2009 г. по делу N А31-2560/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
при участии в судебном заседании представителей заявителя Зиновьевой М.П. по доверенности от 28.07.2008, Паршиной Е.С. по доверенности от 28.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.11.2008 по делу N А31-2560/2008, принятое судом в составе судьи Егоровой О.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы, администрации города Костромы,
о признании решения незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство" (далее - заявитель, Общество, ООО "Подсобное хозяйство") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент) об отказе в предоставлении в собственность Обществу земельного участка площадью 53454,74 кв. м, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1, и обязании Департамента заключить с заявителем договор купли-продажи указанного земельного участка.
Определением от 05.08.2008 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Костромы (далее - Администрация) и Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 14.11.2008 в удовлетворении требований Общества отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Подсобное хозяйство" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и неправильное применение норм материального права, просит решение от 14.11.2008 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению Общества, в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие наличие в г. Костроме генерального плана, утвержденного в установленном законом порядке. Решение Исполнительного комитета Костромского областного Совета народных депутатов от 31.03.1989 N 68 "О проекте генерального плана города Костромы" и решение Исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 N 634 "Об утверждении проекта детальной планировки Ленинского района" не могут быть признаны действующей градостроительной документацией, поскольку решение Костромского областного Совета народных депутатов об утверждении по согласованию с Госкомархстроем РСФСР генерального плана, разработанного в 1988 году, не представлено, а проект детальной планировки мог быть разработан только на основании утвержденного генерального плана поселения. Также отсутствие утвержденного генерального плана г. Костромы подтверждается письмом председателя Думы г. Костромы от 22.10.2008 N 01-04/1140.
Кроме того, заявитель полагает, что вышеназванный проект детальной планировки не мог быть разработан на основании генерального плана г. Костромы, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 15.05.1967 N 339, так как на момент принятия Исполнительным комитетом Костромского городского районного Совета народных депутатов решения от 25.07.1991 N 634 об утверждении проекта детальной планировки указанный генеральный план утратил силу в связи с вступлением в силу Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов ВСН 38-82, утвержденной приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 N 379 (далее - Инструкция 1982 года), сократившей срок действия генеральных планов с 25-30 лет до 20 лет.
В связи с этим ООО "Подсобное хозяйство" считает недоказанным вывод суда о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в производственно-коммунальной зоне города. В то же время документы, представленные Обществом, подтверждают факт включения данного участка в состав земель сельскохозяйственного использования в составе земель поселений. Изменение целевого назначения земельного участка в установленном порядке не осуществлялось.
Также ООО "Подсобное хозяйство" указывает на отсутствие предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Норма пункта 14 постановления Администрации от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, животноводства и огородничества только в аренду на срок до одного года противоречит ЗК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент возражает против удовлетворения апелляционной жалобы Общества Администрация в отзыве на апелляционную жалобу оценивает доводы Общества как необоснованные, просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, полагает, что нахождение испрашиваемого земельного участка в границах производственно-коммунальной зоны подтверждается материалами дела: генеральным планом города и проектом детальной планировки Ленинского района г. Костромы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 26.02.2008 до 05.03.2008.
Департамент, Администрация и Комитет явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела и перерыве в судебном заседании извещены надлежащим образом. Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Общество, надлежащим образом извещенное о перерыве в судебном заседании, явку своих представителей в апелляционный суд 05.03.2008 не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела завершено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Подсобное хозяйство" является собственником зданий свинокомплекса общей площадью 761,8 кв. м инв. N 1-2804, лит. Г, Г1, Г2, и кормохранилища общей площадью 382,3 кв. м инв. N 1-2804, лит. В, расположенных по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1. Запись о регистрации права собственности внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.10.2004.
На основании постановления Администрации от 07.12.2005 N 3635 и договора аренды от 13.09.2006 N 1.6830.3 Обществу в аренду для использования в целях животноводства передан земельный участок из земель поселений площадью 53587,87 кв. м по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1. Срок аренды с 07.12.2005 до 07.11.2006. Пунктом 2.3 договора аренды предусмотрена его автоматическая пролонгация на неопределенный срок.
11.09.2007 ООО "Подсобное хозяйство" обратилось в Департамент с заявлением от 04.09.2007 о предоставлении указанного земельного участка в собственность с целью использования его для животноводства.
26.12.2007 Комиссия по земельным вопросам на территории г. Костромы, учитывая намерения правообладателя земельного участка о перепрофилировании деятельности предприятия и соблюдении ограничений в использовании территории, частично входящей в прибрежную защитную полосу и водоохранную зону Горьковского водохранилища и реки Костромы, посчитала возможной подготовку положительного заключения по продаже в собственность земельного участка по ул. Запрудня, 1, для животноводства.
Письмом от 11.06.2008 N 1-11/781 Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Костромы в ответ на запрос Департамента сообщило, что действующим генеральным планом города и проектом детальной планировки Ленинского района в соответствии с функциональным зонированием территории города для размещения объектов животноводства определены территории сельскохозяйственных угодий. Согласно указанной градостроительной документации земельный участок по ул. Запрудня, 1, расположен в границах производственно-коммунальной зоны, предназначенной для размещения промышленных предприятий и складских объектов.
Принимая во внимание названное письмо, Департамент письмом от 16.06.2008 N 4271/з проинформировал Общество об отсутствии оснований для предоставления вышеназванного земельного участка в собственность для животноводства.
Считая данный отказ незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Подсобное хозяйство", суд первой инстанции исходил из того, что согласно генеральному плану г. Костромы, проекту детальной планировки Ленинского района и ситуационному плану города испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах производственно-коммунальной зоны, в которой размещено предприятие - судоверфь им. Комсомольской правды, III класса вредности с санитарно-защитной зоной 300 метров. Поэтому он не может быть предоставлен в собственность ООО "Подсобное хозяйство" для целей животноводства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
Наличие у ООО "Подсобное хозяйство" права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1 подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.10.2004 серия 44-АА N 266117 и N 266118 (т. 1 л.д. 30-31).
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления этих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка на праве собственности принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего кодекса в месячный срок со дня поступления соответствующего заявления. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", постановлению администрации Костромской области от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы", распоряжение земельными участками, расположенными на территории г. Костромы и находящимися в неразграниченной государственной собственности, в том числе принятие решения по вопросу о предоставлении их для строительства, осуществляется Департаментом.
Как следует из письма Департамента от 16.06.2008 N 4271/з (т. 1 л.д. 71), основанием для отказа в предоставлении Обществу в собственность земельного участка для животноводства является нахождение данного участка в границах производственно-коммунальной зоны, предназначенной для размещения промышленных предприятий и складских объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований определяется при проведении территориального планирования.
Часть 1 статьи 18 ГрК РФ относит генеральный план к документам территориального планирования.
Генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), на которых, в частности, отображаются границы земель различных категорий (части 4, 6 статьи 23 ГрК РФ). Также необходимость отражения на генеральном плане территориальных функциональных зон была предусмотрена пунктом 3.8 Инструкции 1982 года, разделом 2 Инструкций по составлению проектов планировки и застройки городов СН 345-66, утвержденной Госстроем СССР 23.03.1966 (далее - Инструкция 1966 года).
Уточнение планировочной структуры поселения осуществляется на проектах детальной планировки, разрабатываемых на основании генерального плана (пункт 2.2, раздел 4 Инструкции 1966 года, пункт 3.2, раздел 6 Инструкции 1982 года, статья 42 ГрК РФ).
Факт нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 53454,74 кв. м в границах зоны промышленных предприятий, а именно: земель, предназначенных для размещения судоверфи имени Комсомольской правды, подтверждается представленной Администрацией выкопировкой из проекта детальной планировки Ленинского района, утвержденного решением Исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 N 634.
Доводы ООО "Подсобное хозяйство" о недопустимости данного доказательства отклоняются. Решение Костромского областного Совета народных депутатов об утверждении по согласованию с Госкомархстроем РСФСР генерального плана г. Костромы, разработанного в 1988 году, действительно отсутствует в материалах дела. В то же время на момент утверждения проекта детальной планировки не истек срок действия генерального плана г. Костромы, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 15.05.1967 N 339, поскольку согласно пункту 2.3 Инструкции 1966 года расчетный срок генерального плана составляет 25-30 лет.
Вывод Общества об автоматическом уменьшении срока действия генерального плана города в связи с вступлением в силу Инструкции 1982 года необоснован. Указанная Инструкция не содержит норм об изменении срока генеральных планов, разработанных и утвержденных до 01.07.1983.
Разработка в 1988 году проекта генерального плана не может однозначно свидетельствовать об истечении срока генерального плана 1967 года на момент утверждения проекта детальной планировки Ленинского района г. Костромы.
Письмо председателя Думы г. Костромы от 22.10.2008 N 01-04/1140 (т. 2 л.д. 104) подтверждает отсутствие генерального плана именно на дату составления этого письма.
Предоставление Обществу испрашиваемого земельного участка в аренду для животноводства доказательством изменения границ производственной зоны не является.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 35 ГрК РФ, пунктом 7 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Использование указанных земель для животноводства не предусмотрено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для признания незаконным решения Департамента об отказе в предоставлении в собственность ООО "Подсобное хозяйство" земельного участка площадью 53454,74 кв. м по адресу: г. Кострома, ул. Запрудня, 1. В связи с этим решение суда первой инстанции от 14.11.2008 является правомерным.
Вопрос о соответствии положений пункта 14 постановления Администрации от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" нормам ЗК РФ не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку названный пункт основанием оспариваемого решения Департамента не является.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Костромской области от 14.11.2008 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Подсобное хозяйство" - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению от 11.12.2008 N 29 и платежному поручению от 12.01.2009 N 1 за рассмотрение апелляционной жалобы с указанием неправильных реквизитов, должна быть возвращена Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.11.2008 по делу N А31-2560/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство" (ОГРН 1044408628164, ИНН 4401047797, место нахождения: г. Кострома, ул. Запрудня, 1; почтовый адрес: г. Кострома, ул. Юношеская, 1, офис 128) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.12.2008 N 29 и платежному поручению от 12.01.2009 N 1.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В.ЛЫСОВА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)