Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмидько Е.Ю.,
при участии представителей сторон:
- от истца - Леонтьева М.В. по доверенности от 29.05.2012 N 33 АА 0542463 сроком на три года;
- от ответчика - не явился, извещен (уведомление N 54889);
- от третьих лиц - не явились, извещены (уведомления N 54890, 54911, 54891, 54892),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрация города Владимира, г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.09.2013 по делу N А11-2847/2013, принятое судьей Киселевой М.Ф. по иску Владимирского областного союза потребительских обществ, г. Владимир (ОГРН 1033303400184), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, г. Владимир (ОГРН 1027700485757), при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, г. Владимир, администрации города Владимира, г. Владимир, общества с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС", г. Воронеж, администрации Владимирской области, г. Владимир, об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:014017:67, 33:22:014017:20, 33:06:030115:4, 33:06:030108:6, 33:22:014017:16, 33:22:032036:7, 33:22:024211:25 в размере, равном их рыночной стоимости и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости,
- Владимирский областной союз потребительских обществ (далее - Владкоопсоюз) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, равной его рыночной стоимости в размере 11 774 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2260 кв. м с кадастровым номером 33:22:014017:20, равной его рыночной стоимости в размере 4 353 000 руб.
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2137 кв. м с кадастровым номером 33:06:030115:4, равной его рыночной стоимости в размере 1 223 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 585 кв. м с кадастровым номером 33:06:030108:6, равной его рыночной стоимости в размере 335 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 15 215 кв. м с кадастровым номером 33:22:014017:16, равной его рыночной стоимости в размере 13 173 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5849 кв. м с кадастровым номером 33:22:032036:7, равной его рыночной стоимости в размере 21 101 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9570 кв. м с кадастровым номером 33:22:024211:25, равной его рыночной стоимости в размере 9 724 000 руб.;
- - об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельных участках:
- - с кадастровым номером 33:22:014017:67, площадью 9842 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 11 774 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:22:014017:20, площадью 2260 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 4 353 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:06:030115:4, площадью 2137 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 1 223 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:06:030108:6, площадью 585 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 335 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:22:014017:16, площадью 15 215 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 13 173 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:22:032036:7, площадью 5849 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 21 101 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:22:024211:25, площадью 9570 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 9 724 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, администрация города Владимира, администрация Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС".
Решением от 26.09.2013 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что отчет N 33-18 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области по состоянию на 01.01.2012 содержит однозначный вывод о том, что "для расчета кадастровой стоимости использовались методы и приемы, основанные на рыночных ценах земель, и можно сделать заключение о соответствии полученной кадастровой стоимости рыночным ценам земельных участков", данный отчет прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков.
Полагает, что установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка определена верно, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что взыскание 28 000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение искового заявления является необоснованным.
Владимирский областной союз потребительских обществ в отзыве на апелляционную жалобу просил решение Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 23.03.2012 N 13637 аренды земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 145, для содержания здания склада.
Срок аренды в пункте 2.1 договора определен с 15.03.2012 по 31.12.2015.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:014017:67 составляет 26 691 208 руб. 74 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-10/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, по состоянию на 01.01.2012 составляет 11 774 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-6 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-10/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 17.10.2005 N 9353 аренды земельного участка площадью 2260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, расположенного по адресу: участок находится примерно в 50 м по направлению на юг от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 145, для содержания площадки для открытого хранения.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 18.03.2005 по 31.12.2015.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:014017:20 составляет 6 106 746 руб.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-11/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 2260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, по состоянию на 01.01.2012 составляет 4 353 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-3 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-11/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 2260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 02.06.2009 N 12409 аренды земельного участка площадью 2137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, мкр. Оргтруд, ул. Октябрьская, д. 14, для содержания помещений магазина.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 14.05.2008 по 01.03.2017.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:06:030115:4 составляет 11 022 047 руб. 64 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-16/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 2137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 223 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-2 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-16/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 2137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 26.08.2008 N 12099 аренды земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, мкр. Оргтруд, ул. Рабочая, д. 2а, для содержания здания магазина.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 14.05.2008 по 01.12.2016.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:06:030108:6 составляет 2 884 904 руб. 10 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-15/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6, по состоянию на 01.01.2012 составляет 335 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-1 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-15/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 27.04.2006 N 9352 аренды земельного участка площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, расположенного по адресу: местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира - нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Владимирская область г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 143, для содержания зданий и сооружений по оказанию ритуальных услуг.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 18.03.2005 по 31.12.2015.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:014017:16 составляет 42 193 020 руб. 80 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-13 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, по состоянию на 01.01.2012 составляет 13 173 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-7 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-13 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 11.07.1994 N 436/0794 аренды земельного участка с кадастровым номером 33:22:032036:7, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, ул. Воровского, д. 14, 16, для содержания административного здания.
Срок аренды определен в пункте 1.4 договора и составляет 40 лет.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:032036:7 составляет 73 512 805 руб. 56 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-14/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 5849 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032036:7, по состоянию на 01.01.2012 составляет 21 101 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-4 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-14/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 5849 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032036:7, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 14.09.2005 N 9280 аренды земельного участка площадью 9570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, ул. 16 лет Октября, д. 2а, для содержания зданий и сооружений.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 05.09.2005 по 01.04.2010.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:024211:25 составляет 101 101 690 руб. 80 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-12/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 9570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, по состоянию на 01.01.2012 составляет 9 724 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-5 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-12/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 9570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Владимирский областной союз потребительских обществ, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:014017:67, 33:22:014017:20, 33:06:030115:4, 33:06:030108:6, 33:22:014017:16, 33:22:032036:7, 33:22:024211:25, их рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлены в материалы дела отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Согласно представленному Владимирским областным союзом потребительских обществ отчету от 15.02.2013 N 13/02-10/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, составляет 11 774 000 руб.
В соответствии с представленным Владимирским областным союзом потребительских обществ отчетом от 15.02.2013N 13/02-11/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 2260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, составляет 4 353 000 руб.
Согласно представленному Владимирским областным союзом потребительских обществ отчету от 15.02.2013 N 13/02-16/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 2137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, составляет 1 223 000 руб.
Из представленного Владимирским областным союзом потребительских обществ отчета от 15.02.2013 N 13/02-15/зу следует, что рыночная стоимость земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6, составляет 335 000 руб.
В соответствии с представленным Владимирским областным союзом потребительских обществ отчетом от 15.02.2013 N 13/02-13/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, составляет 13 173 000 руб.
Согласно представленному Владимирским областным союзом потребительских обществ отчету от 15.02.2013 N 13/02-14/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 5849 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032036:7, составляет 21 101 000 руб.
Из представленного Владимирским областным союзом потребительских обществ отчета от 15.02.2013 N 13/02-12/зу видно, что рыночная стоимость земельного участка площадью 9570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, составляет 9 724 000 руб.
Данные отчеты соответствуют требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (экспертные заключения от 20.02.2013 N 0025-НП/13-6, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-3, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-2, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-1, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-7, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-4, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-5).
Ответчик, третьи лица в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили в материалы дела доказательства того, что результаты этих отчетов не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недостоверными.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведенную оценку и составленные отчеты, пришел к выводу, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в соответствии с представленными истцом отчетами.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения указанной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что взыскание 28 000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение искового заявления является необоснованным, не принимается судом апелляционной инстанции.
По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в размере 4000 руб. (подпункт 4 пункта 4 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку требования заявлены в отношении 6 различных земельных участков и в отношении требования неимущественного характера, суд пришел к правильному выводу о сумме государственной пошлины в размере 28 000 руб., которые по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возмещаются лицам, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, со стороны, проигравшей дело.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.09.2013 по делу N А11-2847/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира, г. Владимир, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2014 ПО ДЕЛУ N А11-2847/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2014 г. по делу N А11-2847/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмидько Е.Ю.,
при участии представителей сторон:
- от истца - Леонтьева М.В. по доверенности от 29.05.2012 N 33 АА 0542463 сроком на три года;
- от ответчика - не явился, извещен (уведомление N 54889);
- от третьих лиц - не явились, извещены (уведомления N 54890, 54911, 54891, 54892),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрация города Владимира, г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.09.2013 по делу N А11-2847/2013, принятое судьей Киселевой М.Ф. по иску Владимирского областного союза потребительских обществ, г. Владимир (ОГРН 1033303400184), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, г. Владимир (ОГРН 1027700485757), при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, г. Владимир, администрации города Владимира, г. Владимир, общества с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС", г. Воронеж, администрации Владимирской области, г. Владимир, об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:014017:67, 33:22:014017:20, 33:06:030115:4, 33:06:030108:6, 33:22:014017:16, 33:22:032036:7, 33:22:024211:25 в размере, равном их рыночной стоимости и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости,
установил:
- Владимирский областной союз потребительских обществ (далее - Владкоопсоюз) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, равной его рыночной стоимости в размере 11 774 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2260 кв. м с кадастровым номером 33:22:014017:20, равной его рыночной стоимости в размере 4 353 000 руб.
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2137 кв. м с кадастровым номером 33:06:030115:4, равной его рыночной стоимости в размере 1 223 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 585 кв. м с кадастровым номером 33:06:030108:6, равной его рыночной стоимости в размере 335 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 15 215 кв. м с кадастровым номером 33:22:014017:16, равной его рыночной стоимости в размере 13 173 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5849 кв. м с кадастровым номером 33:22:032036:7, равной его рыночной стоимости в размере 21 101 000 руб.;
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9570 кв. м с кадастровым номером 33:22:024211:25, равной его рыночной стоимости в размере 9 724 000 руб.;
- - об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельных участках:
- - с кадастровым номером 33:22:014017:67, площадью 9842 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 11 774 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:22:014017:20, площадью 2260 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 4 353 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:06:030115:4, площадью 2137 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 1 223 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:06:030108:6, площадью 585 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 335 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:22:014017:16, площадью 15 215 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 13 173 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:22:032036:7, площадью 5849 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 21 101 000 руб.;
- - с кадастровым номером 33:22:024211:25, площадью 9570 кв. м, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 9 724 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, администрация города Владимира, администрация Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС".
Решением от 26.09.2013 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что отчет N 33-18 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области по состоянию на 01.01.2012 содержит однозначный вывод о том, что "для расчета кадастровой стоимости использовались методы и приемы, основанные на рыночных ценах земель, и можно сделать заключение о соответствии полученной кадастровой стоимости рыночным ценам земельных участков", данный отчет прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков.
Полагает, что установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка определена верно, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что взыскание 28 000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение искового заявления является необоснованным.
Владимирский областной союз потребительских обществ в отзыве на апелляционную жалобу просил решение Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 23.03.2012 N 13637 аренды земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 145, для содержания здания склада.
Срок аренды в пункте 2.1 договора определен с 15.03.2012 по 31.12.2015.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:014017:67 составляет 26 691 208 руб. 74 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-10/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, по состоянию на 01.01.2012 составляет 11 774 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-6 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-10/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 17.10.2005 N 9353 аренды земельного участка площадью 2260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, расположенного по адресу: участок находится примерно в 50 м по направлению на юг от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 145, для содержания площадки для открытого хранения.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 18.03.2005 по 31.12.2015.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:014017:20 составляет 6 106 746 руб.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-11/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 2260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, по состоянию на 01.01.2012 составляет 4 353 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-3 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-11/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 2260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 02.06.2009 N 12409 аренды земельного участка площадью 2137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, мкр. Оргтруд, ул. Октябрьская, д. 14, для содержания помещений магазина.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 14.05.2008 по 01.03.2017.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:06:030115:4 составляет 11 022 047 руб. 64 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-16/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 2137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 223 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-2 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-16/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 2137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 26.08.2008 N 12099 аренды земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, мкр. Оргтруд, ул. Рабочая, д. 2а, для содержания здания магазина.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 14.05.2008 по 01.12.2016.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:06:030108:6 составляет 2 884 904 руб. 10 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-15/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6, по состоянию на 01.01.2012 составляет 335 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-1 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-15/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 27.04.2006 N 9352 аренды земельного участка площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, расположенного по адресу: местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира - нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Владимирская область г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 143, для содержания зданий и сооружений по оказанию ритуальных услуг.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 18.03.2005 по 31.12.2015.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:014017:16 составляет 42 193 020 руб. 80 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-13 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, по состоянию на 01.01.2012 составляет 13 173 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-7 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-13 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 11.07.1994 N 436/0794 аренды земельного участка с кадастровым номером 33:22:032036:7, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, ул. Воровского, д. 14, 16, для содержания административного здания.
Срок аренды определен в пункте 1.4 договора и составляет 40 лет.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:032036:7 составляет 73 512 805 руб. 56 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-14/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 5849 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032036:7, по состоянию на 01.01.2012 составляет 21 101 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-4 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-14/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 5849 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032036:7, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Между администрацией города Владимира (арендодателем) и Владимирским областным союзом потребительских обществ (арендатором) подписан договор от 14.09.2005 N 9280 аренды земельного участка площадью 9570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, расположенного по адресу: Владимирская область г. Владимир, ул. 16 лет Октября, д. 2а, для содержания зданий и сооружений.
Срок аренды определен в пункте 2.1 договора с 05.09.2005 по 01.04.2010.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:024211:25 составляет 101 101 690 руб. 80 коп.
Согласно отчету от 15.02.2013 N 13/02-12/зу об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному оценщиками ООО ЦДРК "Центр Делового Развития и Консалтинга "ТРАСТ", рыночная стоимость земельного участка площадью 9570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, по состоянию на 01.01.2012 составляет 9 724 000 руб.
Из экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки" от 20.02.2013 N 0025-НП/13-5 следует, что отчет от 15.02.2013 N 13/02-12/зу об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 9570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ; федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Владимирский областной союз потребительских обществ, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:014017:67, 33:22:014017:20, 33:06:030115:4, 33:06:030108:6, 33:22:014017:16, 33:22:032036:7, 33:22:024211:25, их рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлены в материалы дела отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Согласно представленному Владимирским областным союзом потребительских обществ отчету от 15.02.2013 N 13/02-10/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 9842 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:67, составляет 11 774 000 руб.
В соответствии с представленным Владимирским областным союзом потребительских обществ отчетом от 15.02.2013N 13/02-11/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 2260 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:20, составляет 4 353 000 руб.
Согласно представленному Владимирским областным союзом потребительских обществ отчету от 15.02.2013 N 13/02-16/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 2137 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030115:4, составляет 1 223 000 руб.
Из представленного Владимирским областным союзом потребительских обществ отчета от 15.02.2013 N 13/02-15/зу следует, что рыночная стоимость земельного участка площадью 585 кв. м, с кадастровым номером 33:06:030108:6, составляет 335 000 руб.
В соответствии с представленным Владимирским областным союзом потребительских обществ отчетом от 15.02.2013 N 13/02-13/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 15 215 кв. м, с кадастровым номером 33:22:014017:16, составляет 13 173 000 руб.
Согласно представленному Владимирским областным союзом потребительских обществ отчету от 15.02.2013 N 13/02-14/зу рыночная стоимость земельного участка площадью 5849 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032036:7, составляет 21 101 000 руб.
Из представленного Владимирским областным союзом потребительских обществ отчета от 15.02.2013 N 13/02-12/зу видно, что рыночная стоимость земельного участка площадью 9570 кв. м, с кадастровым номером 33:22:024211:25, составляет 9 724 000 руб.
Данные отчеты соответствуют требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (экспертные заключения от 20.02.2013 N 0025-НП/13-6, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-3, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-2, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-1, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-7, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-4, от 20.02.2013 N 0025-НП/13-5).
Ответчик, третьи лица в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили в материалы дела доказательства того, что результаты этих отчетов не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недостоверными.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведенную оценку и составленные отчеты, пришел к выводу, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в соответствии с представленными истцом отчетами.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения указанной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что взыскание 28 000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение искового заявления является необоснованным, не принимается судом апелляционной инстанции.
По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в размере 4000 руб. (подпункт 4 пункта 4 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку требования заявлены в отношении 6 различных земельных участков и в отношении требования неимущественного характера, суд пришел к правильному выводу о сумме государственной пошлины в размере 28 000 руб., которые по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возмещаются лицам, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, со стороны, проигравшей дело.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.09.2013 по делу N А11-2847/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира, г. Владимир, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)