Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Волковой М.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полегкой Д.И.,
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Ленда Анатолия Ивановича: Ленда А.И., лично;
- от индивидуального предпринимателя Донброва Константина Игнатьевича: Донброва К.И., лично;
- от общества с ограниченной ответственностью "Универсам": Лошмановой С.Ф., директора; Аверьяновой С.В., представителя по доверенности от 29.01.2014 N 07;
- от Правительства Хабаровского края: Савицкого А.В., представителя по доверенности от 25.03.2014 N 9.328-6423;
- от администрации города Хабаровска: Круковской П.В., представителя по доверенности от 25.02.2014 N 1.127-528;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсам", индивидуального предпринимателя Ленда Анатолия Ивановича, индивидуального предпринимателя Донброва Константина Игнатьевича
на решение от 10 июня 2014 года
по делу N А73-699/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Пичининой И.Е.,
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Универсам", индивидуального предпринимателя Ленда Анатолия Ивановича, индивидуального предпринимателя Донброва Константина Игнатьевича;
- к Правительству Хабаровского края, Администрации города Хабаровска
третье лицо: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
о признании права на приобретение в собственность земельного участка без проведения торгов.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Универсам" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, краевому государственному учреждению "Фонд имущества Хабаровского края" о признании права на приобретение в собственность земельного участка в г. Хабаровске примерно в 45 метрах по направлению на запад от ориентира нежилое здание, по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, дом 44 Хабаровского края, площадью 4 968 кв. м, кадастровый номер 27:23:0051001:1027, без проведения торгов.
В ходе рассмотрения дела судом Ленда А.И. и Донбров К.И. привлечены в качестве соистцов, в качестве ответчиков привлечены Правительство Хабаровского края и администрация г. Хабаровска. Министерство имущественных отношений Хабаровского края исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. КГКУ "Фонд имущества края" исключено из числа ответчиков.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Россисйкой Федерации ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. заявили об уточнении иска, просили признать за ними право на приобретение общей долевой собственности на земельный участок путем выкупа по цене, установленной администрацией при продаже земельных участков без проведения торгов, под существующий объект недвижимости.
Исковые требования основаны на положениях статей 33 - 36 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что собственники здания вправе приобрести смежный земельный участок в долевую собственность, необходимый для эксплуатации и реконструкции принадлежащего им объекта недвижимости, без проведения торгов.
Правительство Хабаровского края и Администрация города Хабаровска иск не признают, указывают, спорный земельный участок по заявлению общества сформирован в целях строительства (под реконструкцию здания универсама) без предварительного согласования, предоставление такого участка в собственность в силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно на торгах. Положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации применению не подлежат ввиду отсутствия на испрашиваемом истцами земельном участке принадлежащих им объектов недвижимого имущества.
Министерство имущественных отношений Хабаровского края поддерживает позицию ответчиков, полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Решением суда от 10 июня 2014 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. просят решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В подтверждение своей позиции ссылаются на то, что ранее приобретенный ими участок не отвечает в настоящее время нормативным требованиям для использования и эксплуатации существующего здания с учетом реконструкции. С администрацией города Хабаровска согласована подготовка документации по планировке территории в границах ул. Краснореченской - ул. Суворова - ул. Прогрессивной в Индустриальном районе г. Хабаровска (постановление от 14.04.2010 N 1145). Поэтому суду следовало применить статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставить истцам право выкупить смежный земельный участок без торгов для эксплуатации существующего здания.
Представители ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска и апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Представители Правительства Хабаровского края и Министерства имущественных отношений Хабаровского края в письменных отзывах и в судебном заседании возражают против удовлетворения иска и апелляционную жалобу просят отклонить. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 по делу N A55-16774/2007, земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, только в целях эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений. На спорном смежном земельном участке какие-либо здания, строения, сооружения, принадлежащие истцам на праве собственности, отсутствуют. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у истцов исключительного права приобрести спорный земельный участок в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельное законодательство не содержит правовой нормы, которая позволяла бы собственникам зданий для каких-либо целей (эксплуатация, реконструкция, строительство) приобретать без проведения торгов другие земельные участки, которые являются смежными по отношению к земельным участкам, занимаемым этими зданиями. В связи с отсутствием специального порядка предоставления земельных участков для реконструкции объектов капитального строительства, предоставление земельных участков для указанной цели осуществляется в порядке предоставления земельных участков для строительства, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно сделана ссылка на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, распространяющие свое действие на предоставление земельного участка под реконструкцию объекта капитального строительства.
Представитель администрации в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное. Указывает, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по распоряжению указанными земельными участками, собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков для капитального строительства (реконструкции капитального строительства). Спорный земельный участок по заявлению общества сформирован в целях строительства (под реконструкцию здания универсама) без предварительного согласования, представление такого участка в собственность в силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно на торгах. В порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истцы приобрели под существующий объект торговли сначала земельный участок с кадастровым номером 27:23:05 1001:0013, а после реконструкции магазина в 2009 году - дополнительный земельный участок с кадастровым номером 27:23:051001:80 под пристройку. С заявлением о предоставлении смежного земельного участка для целей, не связанных со строительством в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, истцы в администрацию не обращались.
Представитель министерства имущественных отношений в судебном заседании апелляционной инстанции не участвовал.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками трехэтажного здания под магазин с пристройкой общей площадью 9140,9 кв. м, инв. N 4180 лит. А,А1, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 44, и земельного участка с кадастровым номером 27:23:0051001:83 площадью 6651,7 кв. м.
Доля в объекте недвижимости ООО "Универсам" составляет 4346/10000, Донброва К.И. - 2827/10000, Ленда А.И. - 2827/10000, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.12.2010, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.02.2014.
Доля земельного участка ООО "Универсам" составляет 5658/10000, Донброва К.И. - 2171/10000, Ленда А.И. - 2171/10000. Земельный участок под объектом торговли с пристройкой после реконструкции магазина сформирован в 2009 году путем объединения двух земельных участков (с кадастровым номером 27:23:05 1001:0013 и 27:23:051001:80) площадью 5169,7 кв. м и площадью 1482 кв. м, приобретенных истцами у муниципального образования по договорам N 28 от 29.12.2003 и N 1298 от 30.01.2009.
На спорном смежном земельном участке с кадастровым номером 27:23:0051001:1027 какие-либо объекты недвижимого имущества, принадлежащие истцам на праве собственности, отсутствуют.
В целях получения разрешения на реконструкцию здания универсама в 2009 году истцы обращались в Администрацию города Хабаровска за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенной конструкции объекта капитального строительства - 3-х этажного магазина с пристройкой (литер А,А1; общей площадью 9140,9 кв. м, инв.N 4180), расположенного на земельном участке площадью 6 651,7 кв. м.
Постановлениями Администрации города Хабаровска от 22.09.2010 и 28.01.2011 в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта истцам было отказано.
В связи с планируемой реконструкцией объекта торговли по заявлению ООО "Универсам" Администрацией города Хабаровска издано постановление от 14.04.2010 N 1145 "О подготовке документации по планировке территории в границах ул. Краснореченской - ул. Суворова - ул. Прогрессивной в Индустриальном районе г. Хабаровска".
Постановлением Администрации города Хабаровска от 28.10.2011 N 3572 документация по планировке территории в пределах указанных улиц в Индустриальном районе г. Хабаровска на основании протокола публичных слушаний от 12.10.2011 N 12, заключения о результатах публичных слушаний, опубликованного в газете "Хабаровские вести" от 21.10.2011 N 120 (2427), была утверждена.
По обращению ООО "Универсам" об организации работ по формированию земельного участка для строительства капитального объекта без предварительного согласования места размещения объекта (реконструкции существующего здания магазина с пристройкой) Министерством имущественных отношений Хабаровского края принято распоряжение от 28.12.2012 N 2067, которым утверждена схема расположения земельного участка площадью 4968 кв. м, месторасположением: участок находится примерно в 45 метрах по направлению на запад от ориентира нежилое здание, расположенное за пределами участка; адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 44; разрешенный вид использования земельного участка - под реконструкцию объекта торгового назначения.
Земельный участок площадью 4968 кв. м поставлен на кадастровый учет 25.02.2013, согласно выписке из государственного кадастра недвижимости. Вид разрешенного использования - под реконструкцию объекта торгового назначения.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 15.08.2013 N 581-рп принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 27:23:0051001:1027 по ул. Краснореченской в г. Хабаровске для реконструкции объекта торгового назначения.
Ссылаясь на исключительное право приобретения спорного земельного участка под существующий объекта недвижимости без проведения торгов, ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцы реализовали право на приватизацию земельного участка под строением. На смежном участке, на который претендуют истцы, принадлежащих им объектов недвижимого имущества нет. В связи с этим законных оснований предоставить истцам участок в собственность без торгов на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации под реконструкцию существующего объекта торговли, судом не установлено.
Решая вопрос о законности принятого судом решения, апелляционная коллегия судей руководствуется следующим.
- В пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
- К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 того же Кодекса).
Как следует из обстоятельств дела, истцы намереваются осуществить реконструкцию принадлежащего им торгового центра за счет смежного участка.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса (статья 29 Кодекса).
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", статьи 1 Закона Хабаровского края от 29.11.2006 N 78, статьи 1 Закона Хабаровского края от 26.07.2007 N 125 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" осуществляется Правительством Хабаровского края в лице специально уполномоченных им органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск" наделены государственными полномочиями Хабаровского края по распоряжению земельными участками, за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для строительства объектов капитального строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также предоставлению земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по распоряжению указанными земельными участками, собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков для капитального строительства.
Смежный спорный земельный участок с кадастровым номером 27:23:0051001:1027 относится к неразграниченным по уровням собственности.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 28.12.2012 N 2067 утверждена схема расположения земельного участка площадью 4968 кв. м, разрешенный вид использования земельного участка - под реконструкцию объекта торгового назначения, участок поставлен на кадастровый учет 25.02.2013.
Порядок предоставления земельных участков для целей связанных со строительством капитальных объектов, регламентируется статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 1.2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории (пункт 2.1 части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется путем:
- - проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (подпункту 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации);
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подпункт 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации), то есть на торгах.
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Таким образом, действия администрации и правительства края о формировании земельного участка, информировании населения и выставление на торги соответствуют положениям вышеуказанных норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на применении которой настаивают истцы, регулируется порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
В рассматриваемом случае у истцов отсутствует исключительное право приобрести спорный земельный участок в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на этом участке не располагаются строения, собственниками которых являются истцы.
В связи с этим, спорный земельный участок для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов может быть предоставлен в собственность истцов не иначе, чем по результатам торгов.
В апелляционной жалобе ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. приводят доводы о том, что предоставленный ранее земельный участок под объект торговли с пристройкой не отвечает градостроительным нормативам для использования и эксплуатации существующего здания. В подтверждение этого обстоятельства истцы ссылаются на заключения экспертов.
Между тем, целью приобретения смежного земельного участка заявлена реконструкция (расширение объекта капитального строительства).
С заявлением о предоставлении смежного земельного участка для целей, не связанных со строительством в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, истцы в администрацию не обращались.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе возмещению не подлежат в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 июня 2014 года по делу N А73-699/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
М.О.ВОЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2014 N 06АП-3829/2014 ПО ДЕЛУ N А73-699/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. N 06АП-3829/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Волковой М.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полегкой Д.И.,
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Ленда Анатолия Ивановича: Ленда А.И., лично;
- от индивидуального предпринимателя Донброва Константина Игнатьевича: Донброва К.И., лично;
- от общества с ограниченной ответственностью "Универсам": Лошмановой С.Ф., директора; Аверьяновой С.В., представителя по доверенности от 29.01.2014 N 07;
- от Правительства Хабаровского края: Савицкого А.В., представителя по доверенности от 25.03.2014 N 9.328-6423;
- от администрации города Хабаровска: Круковской П.В., представителя по доверенности от 25.02.2014 N 1.127-528;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсам", индивидуального предпринимателя Ленда Анатолия Ивановича, индивидуального предпринимателя Донброва Константина Игнатьевича
на решение от 10 июня 2014 года
по делу N А73-699/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Пичининой И.Е.,
- по иску общества с ограниченной ответственностью "Универсам", индивидуального предпринимателя Ленда Анатолия Ивановича, индивидуального предпринимателя Донброва Константина Игнатьевича;
- к Правительству Хабаровского края, Администрации города Хабаровска
третье лицо: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
о признании права на приобретение в собственность земельного участка без проведения торгов.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Универсам" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, краевому государственному учреждению "Фонд имущества Хабаровского края" о признании права на приобретение в собственность земельного участка в г. Хабаровске примерно в 45 метрах по направлению на запад от ориентира нежилое здание, по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, дом 44 Хабаровского края, площадью 4 968 кв. м, кадастровый номер 27:23:0051001:1027, без проведения торгов.
В ходе рассмотрения дела судом Ленда А.И. и Донбров К.И. привлечены в качестве соистцов, в качестве ответчиков привлечены Правительство Хабаровского края и администрация г. Хабаровска. Министерство имущественных отношений Хабаровского края исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. КГКУ "Фонд имущества края" исключено из числа ответчиков.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Россисйкой Федерации ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. заявили об уточнении иска, просили признать за ними право на приобретение общей долевой собственности на земельный участок путем выкупа по цене, установленной администрацией при продаже земельных участков без проведения торгов, под существующий объект недвижимости.
Исковые требования основаны на положениях статей 33 - 36 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что собственники здания вправе приобрести смежный земельный участок в долевую собственность, необходимый для эксплуатации и реконструкции принадлежащего им объекта недвижимости, без проведения торгов.
Правительство Хабаровского края и Администрация города Хабаровска иск не признают, указывают, спорный земельный участок по заявлению общества сформирован в целях строительства (под реконструкцию здания универсама) без предварительного согласования, предоставление такого участка в собственность в силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно на торгах. Положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации применению не подлежат ввиду отсутствия на испрашиваемом истцами земельном участке принадлежащих им объектов недвижимого имущества.
Министерство имущественных отношений Хабаровского края поддерживает позицию ответчиков, полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Решением суда от 10 июня 2014 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. просят решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В подтверждение своей позиции ссылаются на то, что ранее приобретенный ими участок не отвечает в настоящее время нормативным требованиям для использования и эксплуатации существующего здания с учетом реконструкции. С администрацией города Хабаровска согласована подготовка документации по планировке территории в границах ул. Краснореченской - ул. Суворова - ул. Прогрессивной в Индустриальном районе г. Хабаровска (постановление от 14.04.2010 N 1145). Поэтому суду следовало применить статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставить истцам право выкупить смежный земельный участок без торгов для эксплуатации существующего здания.
Представители ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска и апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Представители Правительства Хабаровского края и Министерства имущественных отношений Хабаровского края в письменных отзывах и в судебном заседании возражают против удовлетворения иска и апелляционную жалобу просят отклонить. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 по делу N A55-16774/2007, земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, только в целях эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений. На спорном смежном земельном участке какие-либо здания, строения, сооружения, принадлежащие истцам на праве собственности, отсутствуют. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у истцов исключительного права приобрести спорный земельный участок в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельное законодательство не содержит правовой нормы, которая позволяла бы собственникам зданий для каких-либо целей (эксплуатация, реконструкция, строительство) приобретать без проведения торгов другие земельные участки, которые являются смежными по отношению к земельным участкам, занимаемым этими зданиями. В связи с отсутствием специального порядка предоставления земельных участков для реконструкции объектов капитального строительства, предоставление земельных участков для указанной цели осуществляется в порядке предоставления земельных участков для строительства, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно сделана ссылка на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, распространяющие свое действие на предоставление земельного участка под реконструкцию объекта капитального строительства.
Представитель администрации в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное. Указывает, что орган местного самоуправления обладает полномочиями по распоряжению указанными земельными участками, собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков для капитального строительства (реконструкции капитального строительства). Спорный земельный участок по заявлению общества сформирован в целях строительства (под реконструкцию здания универсама) без предварительного согласования, представление такого участка в собственность в силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно на торгах. В порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истцы приобрели под существующий объект торговли сначала земельный участок с кадастровым номером 27:23:05 1001:0013, а после реконструкции магазина в 2009 году - дополнительный земельный участок с кадастровым номером 27:23:051001:80 под пристройку. С заявлением о предоставлении смежного земельного участка для целей, не связанных со строительством в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, истцы в администрацию не обращались.
Представитель министерства имущественных отношений в судебном заседании апелляционной инстанции не участвовал.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками трехэтажного здания под магазин с пристройкой общей площадью 9140,9 кв. м, инв. N 4180 лит. А,А1, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 44, и земельного участка с кадастровым номером 27:23:0051001:83 площадью 6651,7 кв. м.
Доля в объекте недвижимости ООО "Универсам" составляет 4346/10000, Донброва К.И. - 2827/10000, Ленда А.И. - 2827/10000, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.12.2010, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.02.2014.
Доля земельного участка ООО "Универсам" составляет 5658/10000, Донброва К.И. - 2171/10000, Ленда А.И. - 2171/10000. Земельный участок под объектом торговли с пристройкой после реконструкции магазина сформирован в 2009 году путем объединения двух земельных участков (с кадастровым номером 27:23:05 1001:0013 и 27:23:051001:80) площадью 5169,7 кв. м и площадью 1482 кв. м, приобретенных истцами у муниципального образования по договорам N 28 от 29.12.2003 и N 1298 от 30.01.2009.
На спорном смежном земельном участке с кадастровым номером 27:23:0051001:1027 какие-либо объекты недвижимого имущества, принадлежащие истцам на праве собственности, отсутствуют.
В целях получения разрешения на реконструкцию здания универсама в 2009 году истцы обращались в Администрацию города Хабаровска за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенной конструкции объекта капитального строительства - 3-х этажного магазина с пристройкой (литер А,А1; общей площадью 9140,9 кв. м, инв.N 4180), расположенного на земельном участке площадью 6 651,7 кв. м.
Постановлениями Администрации города Хабаровска от 22.09.2010 и 28.01.2011 в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта истцам было отказано.
В связи с планируемой реконструкцией объекта торговли по заявлению ООО "Универсам" Администрацией города Хабаровска издано постановление от 14.04.2010 N 1145 "О подготовке документации по планировке территории в границах ул. Краснореченской - ул. Суворова - ул. Прогрессивной в Индустриальном районе г. Хабаровска".
Постановлением Администрации города Хабаровска от 28.10.2011 N 3572 документация по планировке территории в пределах указанных улиц в Индустриальном районе г. Хабаровска на основании протокола публичных слушаний от 12.10.2011 N 12, заключения о результатах публичных слушаний, опубликованного в газете "Хабаровские вести" от 21.10.2011 N 120 (2427), была утверждена.
По обращению ООО "Универсам" об организации работ по формированию земельного участка для строительства капитального объекта без предварительного согласования места размещения объекта (реконструкции существующего здания магазина с пристройкой) Министерством имущественных отношений Хабаровского края принято распоряжение от 28.12.2012 N 2067, которым утверждена схема расположения земельного участка площадью 4968 кв. м, месторасположением: участок находится примерно в 45 метрах по направлению на запад от ориентира нежилое здание, расположенное за пределами участка; адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 44; разрешенный вид использования земельного участка - под реконструкцию объекта торгового назначения.
Земельный участок площадью 4968 кв. м поставлен на кадастровый учет 25.02.2013, согласно выписке из государственного кадастра недвижимости. Вид разрешенного использования - под реконструкцию объекта торгового назначения.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 15.08.2013 N 581-рп принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 27:23:0051001:1027 по ул. Краснореченской в г. Хабаровске для реконструкции объекта торгового назначения.
Ссылаясь на исключительное право приобретения спорного земельного участка под существующий объекта недвижимости без проведения торгов, ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцы реализовали право на приватизацию земельного участка под строением. На смежном участке, на который претендуют истцы, принадлежащих им объектов недвижимого имущества нет. В связи с этим законных оснований предоставить истцам участок в собственность без торгов на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации под реконструкцию существующего объекта торговли, судом не установлено.
Решая вопрос о законности принятого судом решения, апелляционная коллегия судей руководствуется следующим.
- В пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
- К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 того же Кодекса).
Как следует из обстоятельств дела, истцы намереваются осуществить реконструкцию принадлежащего им торгового центра за счет смежного участка.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса (статья 29 Кодекса).
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", статьи 1 Закона Хабаровского края от 29.11.2006 N 78, статьи 1 Закона Хабаровского края от 26.07.2007 N 125 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" осуществляется Правительством Хабаровского края в лице специально уполномоченных им органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск" наделены государственными полномочиями Хабаровского края по распоряжению земельными участками, за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для строительства объектов капитального строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также предоставлению земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по распоряжению указанными земельными участками, собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков для капитального строительства.
Смежный спорный земельный участок с кадастровым номером 27:23:0051001:1027 относится к неразграниченным по уровням собственности.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 28.12.2012 N 2067 утверждена схема расположения земельного участка площадью 4968 кв. м, разрешенный вид использования земельного участка - под реконструкцию объекта торгового назначения, участок поставлен на кадастровый учет 25.02.2013.
Порядок предоставления земельных участков для целей связанных со строительством капитальных объектов, регламентируется статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 1.2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории (пункт 2.1 части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется путем:
- - проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (подпункту 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации);
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подпункт 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации), то есть на торгах.
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Таким образом, действия администрации и правительства края о формировании земельного участка, информировании населения и выставление на торги соответствуют положениям вышеуказанных норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на применении которой настаивают истцы, регулируется порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
В рассматриваемом случае у истцов отсутствует исключительное право приобрести спорный земельный участок в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на этом участке не располагаются строения, собственниками которых являются истцы.
В связи с этим, спорный земельный участок для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов может быть предоставлен в собственность истцов не иначе, чем по результатам торгов.
В апелляционной жалобе ООО "Универсам", Ленда А.И. и Донбров К.И. приводят доводы о том, что предоставленный ранее земельный участок под объект торговли с пристройкой не отвечает градостроительным нормативам для использования и эксплуатации существующего здания. В подтверждение этого обстоятельства истцы ссылаются на заключения экспертов.
Между тем, целью приобретения смежного земельного участка заявлена реконструкция (расширение объекта капитального строительства).
С заявлением о предоставлении смежного земельного участка для целей, не связанных со строительством в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, истцы в администрацию не обращались.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе возмещению не подлежат в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 июня 2014 года по делу N А73-699/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
М.О.ВОЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)