Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2013), заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Беляк В.Е. (доверенность от 24.12.2013), в отсутствие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-38854/2013, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду обществу земельных участков федеральной собственности, расположенных в Краснодарском крае, Тихорецкого района, под объектами недвижимого имущества общества: земельный участок с кадастровым номером 23:32:0601003:6 площадью 35 723,0 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта; земельный участок с кадастровым номером 23:32:0000000:319 площадью 1 209 277,0 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта;
- - возложить на территориальное управление обязанность принять решение о предоставлении в аренду обществу спорных земельных участков;
- - возложить на территориальное управление обязанность направить обществу проект договоров аренды спорных земельных участков под объектами недвижимого имущества общества с учетом территории, необходимой для их эксплуатации.
Решением от 08.04.2014, оставленным без изменения постановлением от 17.07.2014, заявленные требования удовлетворены к территориальному управлению. В удовлетворении заявления к Росимуществу отказано.
Территориальное управление обжаловало судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило суд кассационной инстанции отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Суды неправильно определили уполномоченный орган, который должен отвечать по предъявленным обществом требованиям. Правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Росимущество, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление. В соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 территориальное управление предоставляет земельные участки в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование по поручению Росимущества. Данный приказ не был признан недействительным в установленном порядке и является обязательным для территориального управления. При наличии правовой неопределенности в отношении лица, которое должно отвечать по требованиям общества, суду следовало привлечь Росимущество к участию в деле в качестве ответчика. В материалах дела имеются доказательства того, что территориальное управление направило в Росимущество документы общества, просило рассмотреть вопрос о возможности заключения с обществом договора аренды спорных земельных участков. Поручение Росимущества о заключении договора аренды в адрес территориального управления не поступало. В отсутствие соответствующего поручения Росимущества территориальное управление не может принять решение о предоставлении обществу земельных участков в аренду. В случае понуждения территориального управления заключить договор аренды без поручения Росимущества такая сделка будет отвечать критериям недействительности. Кроме того, заявитель не представил доказательств, подтверждающих факт непринятия территориальным управлением мер к подготовке проекта договора аренды, уклонения или отказа от его заключения. Следовательно, основания для принуждения территориального управления к заключению договора аренды земельного участка отсутствуют.
Общество в отзыве указало, что довод территориального управления о неправильном определении судебными инстанциями государственного органа, который должен отвечать по предъявленным обществом требованиям, несостоятелен. Не подтвержден доказательствами довод территориального управления о недоказанности факта уклонения (отказа от заключения) соответствующего договора.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы, а представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Росимущество, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции представителей не направило.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Из материалов дела видно и суды установили, что на основании постановления администрации Тихорецкого района от 05.04.1995 N 198 общество владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:32:00 00 000:0018, из которого были образованы земельные участки с кадастровым номером 23:32:0601003:6 площадью 35 723 кв. м (земли промышленности, энергетики, транспорта) и с кадастровым номером 23:32:0000000:319 площадью 1 209 277,0 кв. м (земли промышленности, энергетики, транспорта; далее - спорные земельные участки).
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2003 серии 23-АБ N 048882).
16 сентября 2013 года общество обратилось к территориальному управлению с заявлением о предоставлении в аренду спорных земельных участков, однако договор подписан не был, ответ от государственного органа, содержащий отказ или согласие представить земельный участок, не поступил.
Полагая, что бездействие территориального управления по вопросу об оформлении арендных отношений не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса).
Исключительный характер права на приватизацию (приобретение права аренды) земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (аренду) земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"; далее - постановление от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте либо запретом приватизации. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа (пункт 4 постановления от 24.03.2005 N 11).
Как видно из материалов дела, испрашиваемые обществом земельные участки относятся к категории земель промышленности и иного специального назначения - землям транспорта (подпункт 3 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса).
Особенности правового режима земель транспорта установлены статьей 90 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса).
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договора аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что общество обратилось в территориальное управление с приложением документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Испрашиваемые обществом участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет. Разрешенное использование земельных участков соответствует подпункту 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса. По заявлению общества территориальное управление не приняло решения в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса.
С учетом изложенного судебные инстанции признали незаконным бездействие территориального управления и обязали орган, осуществляющий публичные полномочия, принять решение о предоставлении земельного участка и направить в адрес общества проект договора аренды, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.02.2010 N 12926/09 и N 13258/09.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий по распоряжению (предоставлению в аренду) спорными земельными участками исследовался и обоснованно отклонен судами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями Росимущества. В деле имеются также письмо Росимущества от 03.10.2013 N ПП-10/46162 (л. д. 59), из которого следует, что письмом от 19.06.2009 N ПП-10/15405 территориальным управления поручено заключать с обществом договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Ссылка территориального управления на отсутствие (необходимость получения) письменного поручения Росимущества на предоставление спорного земельного участка организации железнодорожного транспорта (обществу) в аренду противоречит правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы несостоятельны и не могут служить основанием для отказа в оформлении прав общества на земельный участок, используемый для нужд железнодорожного транспорта.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и постановления апелляционного суда по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу N А32-38854/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А32-38854/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А32-38854/20133
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2013), заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Беляк В.Е. (доверенность от 24.12.2013), в отсутствие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-38854/2013, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду обществу земельных участков федеральной собственности, расположенных в Краснодарском крае, Тихорецкого района, под объектами недвижимого имущества общества: земельный участок с кадастровым номером 23:32:0601003:6 площадью 35 723,0 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта; земельный участок с кадастровым номером 23:32:0000000:319 площадью 1 209 277,0 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта;
- - возложить на территориальное управление обязанность принять решение о предоставлении в аренду обществу спорных земельных участков;
- - возложить на территориальное управление обязанность направить обществу проект договоров аренды спорных земельных участков под объектами недвижимого имущества общества с учетом территории, необходимой для их эксплуатации.
Решением от 08.04.2014, оставленным без изменения постановлением от 17.07.2014, заявленные требования удовлетворены к территориальному управлению. В удовлетворении заявления к Росимуществу отказано.
Территориальное управление обжаловало судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило суд кассационной инстанции отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Суды неправильно определили уполномоченный орган, который должен отвечать по предъявленным обществом требованиям. Правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Росимущество, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление. В соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 территориальное управление предоставляет земельные участки в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование по поручению Росимущества. Данный приказ не был признан недействительным в установленном порядке и является обязательным для территориального управления. При наличии правовой неопределенности в отношении лица, которое должно отвечать по требованиям общества, суду следовало привлечь Росимущество к участию в деле в качестве ответчика. В материалах дела имеются доказательства того, что территориальное управление направило в Росимущество документы общества, просило рассмотреть вопрос о возможности заключения с обществом договора аренды спорных земельных участков. Поручение Росимущества о заключении договора аренды в адрес территориального управления не поступало. В отсутствие соответствующего поручения Росимущества территориальное управление не может принять решение о предоставлении обществу земельных участков в аренду. В случае понуждения территориального управления заключить договор аренды без поручения Росимущества такая сделка будет отвечать критериям недействительности. Кроме того, заявитель не представил доказательств, подтверждающих факт непринятия территориальным управлением мер к подготовке проекта договора аренды, уклонения или отказа от его заключения. Следовательно, основания для принуждения территориального управления к заключению договора аренды земельного участка отсутствуют.
Общество в отзыве указало, что довод территориального управления о неправильном определении судебными инстанциями государственного органа, который должен отвечать по предъявленным обществом требованиям, несостоятелен. Не подтвержден доказательствами довод территориального управления о недоказанности факта уклонения (отказа от заключения) соответствующего договора.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы, а представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Росимущество, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции представителей не направило.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Из материалов дела видно и суды установили, что на основании постановления администрации Тихорецкого района от 05.04.1995 N 198 общество владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:32:00 00 000:0018, из которого были образованы земельные участки с кадастровым номером 23:32:0601003:6 площадью 35 723 кв. м (земли промышленности, энергетики, транспорта) и с кадастровым номером 23:32:0000000:319 площадью 1 209 277,0 кв. м (земли промышленности, энергетики, транспорта; далее - спорные земельные участки).
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2003 серии 23-АБ N 048882).
16 сентября 2013 года общество обратилось к территориальному управлению с заявлением о предоставлении в аренду спорных земельных участков, однако договор подписан не был, ответ от государственного органа, содержащий отказ или согласие представить земельный участок, не поступил.
Полагая, что бездействие территориального управления по вопросу об оформлении арендных отношений не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса).
Исключительный характер права на приватизацию (приобретение права аренды) земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (аренду) земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"; далее - постановление от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте либо запретом приватизации. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа (пункт 4 постановления от 24.03.2005 N 11).
Как видно из материалов дела, испрашиваемые обществом земельные участки относятся к категории земель промышленности и иного специального назначения - землям транспорта (подпункт 3 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса).
Особенности правового режима земель транспорта установлены статьей 90 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса).
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договора аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что общество обратилось в территориальное управление с приложением документов в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Испрашиваемые обществом участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет. Разрешенное использование земельных участков соответствует подпункту 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса. По заявлению общества территориальное управление не приняло решения в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса.
С учетом изложенного судебные инстанции признали незаконным бездействие территориального управления и обязали орган, осуществляющий публичные полномочия, принять решение о предоставлении земельного участка и направить в адрес общества проект договора аренды, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.02.2010 N 12926/09 и N 13258/09.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий по распоряжению (предоставлению в аренду) спорными земельными участками исследовался и обоснованно отклонен судами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями Росимущества. В деле имеются также письмо Росимущества от 03.10.2013 N ПП-10/46162 (л. д. 59), из которого следует, что письмом от 19.06.2009 N ПП-10/15405 территориальным управления поручено заключать с обществом договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Ссылка территориального управления на отсутствие (необходимость получения) письменного поручения Росимущества на предоставление спорного земельного участка организации железнодорожного транспорта (обществу) в аренду противоречит правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы несостоятельны и не могут служить основанием для отказа в оформлении прав общества на земельный участок, используемый для нужд железнодорожного транспорта.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и постановления апелляционного суда по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу N А32-38854/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)