Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2014 N 15АП-9320/2014 ПО ДЕЛУ N А32-23077/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. N 15АП-9320/2014

Дело N А32-23077/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горобцовой А.Г.,
при участии:
- от истца - представитель Самсонкина О.Ю. по доверенности от 11.06.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционные жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края и Администрации Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.04.2014 по делу N А32-23077/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(ОГРН 1042303660717, ИНН 2308101277)
к ответчику: федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; администрация Краснодарского края; департамент имущественных отношений Краснодарского края,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
принятое в составе судьи Левченко О.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" (далее - ответчик, учреждение) об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104001:22, общей площадью 25 665 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Лермонтово, ул. Дружбы, 1, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - строительство и эксплуатация гостиничного комплекса с торговым рыночным комплексом - по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости 76 404 705 рублей при удельном показателе рыночной стоимости 2 977 рублей за 1 кв. м; о понуждении учреждения в течение пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104001:22, общей площадью 25 665 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Лермонтово, ул. Дружбы, 1, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрушенного использования - строительство и эксплуатация гостиничного комплекса с торговым и рыночным комплексом - по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости 76 404 705 рублей при удельном показателе рыночной стоимости 2 977 рублей за 1 кв. м.
Исковое заявление мотивировано завышенной кадастровой стоимостью арендуемого земельного участка, что нарушает права истца как арендатора земельного участка и как плательщика арендной платы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Решение суда мотивировано тем, что необоснованно завышена кадастровая стоимость земельного участка, что нарушает права истца как арендатора земельного участка и как плательщика арендной платы.
Не согласившись с принятым судебным актом Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обосновании доводов жалобы апеллянты приводят доводы о том, что экономические характеристики спорного земельного участка были определены в 2011 году при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края подрядной организацией. Апеллянты полагают, что разница между кадастровой стоимостью и рыночной является существенной, в связи с чем возникает вопрос о достоверности сведений о правильности определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменений, жалобу без удовлетворения
Представители ответчика и третьих лиц явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104001:22 общей площадью 25 665 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Лермонтово, ул. Дружбы, 1 (далее - спорный земельный участок), что подтверждается представленным в материалы дела зарегистрированном в установленном порядке договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, заключенного по результатам торгов N 0000000707 от 29.10.2004 (далее - договор аренды), сроком до 29.10.2014.
На основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года N 1756, вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104001:22, установленной на 01.01.2011 в размере 216 545 101,05 рублей, кадастровая стоимость исчислена исходя из расчета: 8 437,37 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости) за 1 кв. м, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровым паспортом от 29.05.2013 N 2343/12/13-436430.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Истцом в материалы дела представлен Отчет N 0553-13/12-О от 10.06.2013, выполненный Автономной некоммерческой организацией "Центр судебных экспертиз и оценки" (далее - Отчет N 0553-13/12-О от 10.06.2013).
В соответствии с Отчетом N 0553-13/12-О от 10.06.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104001:22 по состоянию на 01.01.2011 составляет 76 404 705,00 рублей, рыночная стоимость 1 кв. м спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 2 977,00 рублей.
В рамках настоящего дела, в порядке статьи 82 Арбитражного кодекса Российской Федерации, проведена судебная экспертиза отчета N 0553-13/12-О от 10.06.2013, по результатам проведения которой в материалы дела предоставлено положительное экспертное заключение, данное ООО "Российское общество оценщиков".
В соответствии с указанным экспертным заключением отчет N 0553-13/12-О от 10.06.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Ответчик, третьи лица не опровергли достоверность экспертного заключения, не представили отчет оценщика или иное экспертное заключение, из которого бы усматривалась иная рыночная стоимость земельного участка.
Суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что необоснованно завышенная кадастровая стоимость земельного участка нарушает права истца как арендатора земельного участка и как плательщика арендной платы. В соответствии с пунктом 2.2 договора аренды размер платы подлежит изменению в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и муниципальных образований. В соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, утвержденными постановлением главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50, размер арендной платы зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно отчету 0553-13/12-О от 10.06.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104001:22 по состоянию на 01.01.2011 составила 2 977,00 рублей.
В подтверждение достоверности отчета представлено экспертное заключение.
Представленное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.
Рыночная стоимость спорных земельных участков определена экспертом по состоянию на 01.01.2011, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была сформирована посредством перемножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором находиться спорный земельный участок. Возражений по размеру рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной экспертом, равно как и возражений, указывающих на порочность экспертного заключения, лицами, участвующими в деле не заявлено.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0104001:22 его рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении объектов аналогов в зависимости от расположения земельного участка от моря, подлежит отклонению. В соответствии с методическими рекомендациями РГ НСОД оценщик принял к расчетам шаг 200 м для корректировки в 5 процентов, на первые 200 метров корректировка в соответствии с рекомендациями не применена. Обоснование корректировки на место расположения объектов-аналогов указано на стр. 56 отчета оценщика. Довод апеллянта о том, что методические рекомендации разработаны для города Сочи подлежит отклонению, поскольку указанные рекомендации разработаны для приморского города и учитывают корректировки на удаленность от моря и учитывают тенденции рынка недвижимости крупных населенных пунктов побережья Черного моря. Апеллянт не доказал наличия иных разработанных методик для корректировки на удаленность от моря для населенных пунктов Туапсинского района.
В соответствии со ст. 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 апреля 2014 года по делу N А32-23077/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий
В.В.ГАЛОВ

Судьи
О.Г.АВДОНИНА
О.Г.ЛОМИДЗЕ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)