Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Журавлевой В.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Севергиной Я.В. по доверенности от 11.09.2013 (на 1 год),
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска
на решение Арбитражного суда Томской области
от 05 мая 2014 г. по делу N А67-1691/2014 (судья Ломиворотов Л.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колос" (ОГРН 1047000269249, ИНН 7017104890, 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, 16)
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска (ОГРН 1077017038339, ИНН 7017199740, 634050, г. Томск, пр-кт. Ленина, 73)
о признании незаконным распоряжения об отмене разрешения на строительство,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Колос" (далее - ООО "Колос", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (далее - Департамент) о признании незаконным распоряжения от 04.09.2013 N 24 об отмене разрешения на строительство N RU 70301000-370-К/11.
Решением от 05.05.2014 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявления общества.
В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованность вывода суда о том, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обжалование ненормативного правового акта обществом не пропущен.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Колос" поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, постановлением мэра города Томска от 06.11.2008 N 1932-з (далее - постановление от 06.11.2008) по результатам рассмотрения ходатайства ООО "Колос" от 30.09.2008 N 1082/12 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Томск, улица Нахимова, 2а для строительства административно-выставочного комплекса на основании постановления мэра города Томска от 24.11.2005 N 4751-з "О предварительном согласовании ООО "Колос" места размещения административно-выставочного комплекса по улице Нахимова, 2а"; акта выбора земельного участка от 20.04.2005; кадастрового плана земельного участка от 21.03.2007 N 21/07-2-935; санитарно-эпидемиологического заключения на отвод земельного участка под строительство административно-выставочного комплекса от 13.07.2005 с учетом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Томск", утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687, в соответствии с которой земельный участок, местоположение которого: город Томск, улица Нахимова, 2а, расположен в зоне ОЖ (зона общественно-жилого назначения) и для приведения земельных отношений в соответствие с действующим законодательством - земельный участок предоставлен обществу в аренду сроком на 2 года, местоположение: город Томск, улица Нахимова, 2а (кадастровый номер 70:21:0200022:0261) площадью 1 149,26 кв. м для строительства административно-выставочного комплекса, в границах согласно кадастровому плану земельного участка, также обществу рекомендовано строительство объекта осуществить в соответствии с согласованной проектной документацией; по окончании строительства оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством.
Актом выбора земельного участка для строительства административно-выставочного комплекса от 20.04.2005 N 65/8-05 согласован представленный вариант выбора земельного участка под строительство административно-выставочного комплекса по улице Нахимова, 2а на земельном участке площадью 1 149,26 кв. м. Данный акт выбора утвержден постановлением мэра города Томска от 24.11.2005 N 4751-з "О предварительном согласовании ООО "Колос" места размещения административно-выставочного комплекса по улице Нахимова, 2а".
Дополнительными соглашениями от 27.01.2011, от 14.12.2012 срок действия договора аренды земельного участка продлевался соответственно до 31.12.2012 и до 30.11.2013.
22.09.2011 ООО "Колос" получено разрешение на строительство N RU 70301000-370-К/11 на "подготовительный этап строительства (подготовка строительной площадки в соответствии с ПОС".
05.03.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области зарегистрировано право собственности ООО "Колос" на объект незавершенного строительства, назначение нежилое, площадью 265,7 кв. м, степень готовности 2%, по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2/2.
18.04.2013 в разрешение на строительство N RU 70301000-370-К/11 внесены изменения, разрешение выдано на строительство здания - административно-выставочного комплекса.
Распоряжением Департамента от 04.09.2013 N 24 прекращено действие разрешения от 18.04.2013 N 70301000-370-К/11 на строительство административно выставочного комплекса по ул. Нахимова, 2а по основаниям расторжения договора аренды от 24.11.2008 N ТО-21-17955 земельного участка по ул. Нахимова, 2 а, и исключением записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним об обременении в виде аренды земельного участка.
Полагая, что распоряжение от 04.09.2013 N 24 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Колос" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действие разрешения на строительство прекращено неправомерно при отсутствии на то законных оснований, соответственно принятое Департаментом в нарушение положений части 21.1. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемое распоряжение N 24 нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует строительству возводимого объекта недвижимости, является незаконным.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешений на строительство регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требования градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство по общему правилу выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство заинтересованное лицо обращается в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
- - правоустанавливающие документы на земельный участок;
- - градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации но планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- - положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
- - разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
- - согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
- копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство в случае непредставления указанных в части 7 статьи 51 названного Кодекса документов, а также в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления в следующих случаях:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, одним из оснований для прекращения действия разрешения на строительство является расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Мэра г. Томска от 06.11.2008 N 1932-з предварительно согласованный земельный участок (кадастровый номер 70:21:0200022:0261) площадью 1149,26 кв. м был предоставлен ООО "Колос" в аренду для строительства административно-выставочного комплекса.
24.11.2008 между МО "Город Томск" и ООО "Колос" заключен договор аренды указанного земельного участка N ТО-21-17995, срок действия которого дополнительными соглашениями продлен до 30.11.2013.
29.05.2013 администрацией г. Томска принято постановление N 1022-з, которым признано утратившим силу постановление Мэра г. Томска от 06.11.2008 N 1932-з "О предоставлении ООО "Колос" в аренду сроком на два года земельного участка, местоположение которого: г. Томск, ул. Нахимова, 2а для строительства административно-выставочного комплекса".
Уведомлением от 17.06.2013 N 5002 Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска сообщил обществу "Колос" об отказе от исполнения договора аренды земельного участка от 24.11.2008 N ТО-21-17955 в связи с наличием задолженности по внесению арендной платы за использование земельного участка и признании утратившим силу постановления Мэра г. Томска от 06.11.2008 N 1932-з, на основании которого заключен договор аренды земельного участка.
Уведомление о расторжении договора аренды и исключении из ЕГРП записи об обременении в виде права аренды на земельный участок Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска направлено в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска.
В связи с расторжением договора аренды земельного участка, исключением из ЕГРП записи об обременении в виде права аренды на земельный участок Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска распоряжением от 04.09.2013 N 24 прекращено действие разрешения на строительство N RU 70301000-370-К/11.
Таким образом, основанием для прекращения действия разрешения на строительство явилось расторжения договора аренды земельного участка земельного участка от 24.11.2008 N ТО-21-17955.
Вместе с тем, вступившими в законную силу судебными актами по делам N А67-5684/2013 и N А67-5672013 признаны незаконными Постановление администрации г. Томска от 29.05.2013 N 1022-з "О признании утратившим силу постановления Мэра г. Томска от 06.11.2008 N 1932-з" и односторонний отказ Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска от исполнения договора аренды земельного участка от 24.11.2008 N ТО-21-17955, выраженный в уведомлении от 17.06.2013 N 5002.
Во исполнение решений арбитражного суда между МО "Город Томск" и ООО "Колос" 25.03.2014 заключено дополнительное соглашение, которым договор аренды земельного участка N ТО-21-17955 от 24.11.2008 продлен до 29.11.2015 (государственная регистрация дополнительного соглашения произведена 16.04.2014).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции при наличии судебных актов, признавших незаконными Постановление администрации г. Томска от 29.05.2013 N 1022-з и односторонний отказ Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска от исполнения договора аренды земельного участка N ТО-21-17955 от 24.11.2008, пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для прекращения действия разрешения на строительство N RU 70301000-370-К/11 и принятия Департаментом распоряжения от 04.09.2013 N 24 об отмене разрешения на строительство N RU 70301000-370-К/11 как не соответствующего части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушающего права и законные интересы ООО "Колос" в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, со ссылкой на часть 4 статьи 198 АПК РФ при предоставлении обществом доказательств получения оспариваемого распоряжения 17.03.2014, при непредставлении Департаментом в нарушение статьи 65 АПК РФ получения данного распоряжения ранее указанной даты, суд обоснованно указал на то, что обществом срок на обращение в суд с настоящим заявлением не пропущен.
Такие доказательств не представлены Департаментом и в суд апелляционной инстанции.
Представленные Департаментом в материалы дела документы, а именно письмо Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от 05.09.2013 исх. N 01-01-19/9932, выписка из списка отправленной корреспонденции за 05.09.2013, список заказных писем с уведомлением, поданный в 50 ОПС г. Томска от 06.09.2013, не могут служить бесспорными доказательствами получения обществом письма Департамента от 05.09.2013 в сентябре - октябре 2013 года.
Принимая во внимание, что Департаментом в материалы дела не представлено доказательств того, что обществу стало известно о нарушении их прав и законных интересов в сентябре - октябре 2013, оснований полагать, что срок предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ пропущен, нет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от 04.09.2013 N 24 незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных Арбитражным судом Томской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 05.05.2014 по делу N А67-1691/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.В.МАРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2014 ПО ДЕЛУ N А67-1691/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. по делу N А67-1691/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Журавлевой В.А., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Севергиной Я.В. по доверенности от 11.09.2013 (на 1 год),
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска
на решение Арбитражного суда Томской области
от 05 мая 2014 г. по делу N А67-1691/2014 (судья Ломиворотов Л.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колос" (ОГРН 1047000269249, ИНН 7017104890, 634045, г. Томск, ул. Мокрушина, 9, 16)
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска (ОГРН 1077017038339, ИНН 7017199740, 634050, г. Томск, пр-кт. Ленина, 73)
о признании незаконным распоряжения об отмене разрешения на строительство,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Колос" (далее - ООО "Колос", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (далее - Департамент) о признании незаконным распоряжения от 04.09.2013 N 24 об отмене разрешения на строительство N RU 70301000-370-К/11.
Решением от 05.05.2014 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявления общества.
В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованность вывода суда о том, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обжалование ненормативного правового акта обществом не пропущен.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Колос" поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, постановлением мэра города Томска от 06.11.2008 N 1932-з (далее - постановление от 06.11.2008) по результатам рассмотрения ходатайства ООО "Колос" от 30.09.2008 N 1082/12 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Томск, улица Нахимова, 2а для строительства административно-выставочного комплекса на основании постановления мэра города Томска от 24.11.2005 N 4751-з "О предварительном согласовании ООО "Колос" места размещения административно-выставочного комплекса по улице Нахимова, 2а"; акта выбора земельного участка от 20.04.2005; кадастрового плана земельного участка от 21.03.2007 N 21/07-2-935; санитарно-эпидемиологического заключения на отвод земельного участка под строительство административно-выставочного комплекса от 13.07.2005 с учетом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Томск", утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687, в соответствии с которой земельный участок, местоположение которого: город Томск, улица Нахимова, 2а, расположен в зоне ОЖ (зона общественно-жилого назначения) и для приведения земельных отношений в соответствие с действующим законодательством - земельный участок предоставлен обществу в аренду сроком на 2 года, местоположение: город Томск, улица Нахимова, 2а (кадастровый номер 70:21:0200022:0261) площадью 1 149,26 кв. м для строительства административно-выставочного комплекса, в границах согласно кадастровому плану земельного участка, также обществу рекомендовано строительство объекта осуществить в соответствии с согласованной проектной документацией; по окончании строительства оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством.
Актом выбора земельного участка для строительства административно-выставочного комплекса от 20.04.2005 N 65/8-05 согласован представленный вариант выбора земельного участка под строительство административно-выставочного комплекса по улице Нахимова, 2а на земельном участке площадью 1 149,26 кв. м. Данный акт выбора утвержден постановлением мэра города Томска от 24.11.2005 N 4751-з "О предварительном согласовании ООО "Колос" места размещения административно-выставочного комплекса по улице Нахимова, 2а".
Дополнительными соглашениями от 27.01.2011, от 14.12.2012 срок действия договора аренды земельного участка продлевался соответственно до 31.12.2012 и до 30.11.2013.
22.09.2011 ООО "Колос" получено разрешение на строительство N RU 70301000-370-К/11 на "подготовительный этап строительства (подготовка строительной площадки в соответствии с ПОС".
05.03.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области зарегистрировано право собственности ООО "Колос" на объект незавершенного строительства, назначение нежилое, площадью 265,7 кв. м, степень готовности 2%, по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 2/2.
18.04.2013 в разрешение на строительство N RU 70301000-370-К/11 внесены изменения, разрешение выдано на строительство здания - административно-выставочного комплекса.
Распоряжением Департамента от 04.09.2013 N 24 прекращено действие разрешения от 18.04.2013 N 70301000-370-К/11 на строительство административно выставочного комплекса по ул. Нахимова, 2а по основаниям расторжения договора аренды от 24.11.2008 N ТО-21-17955 земельного участка по ул. Нахимова, 2 а, и исключением записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним об обременении в виде аренды земельного участка.
Полагая, что распоряжение от 04.09.2013 N 24 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Колос" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действие разрешения на строительство прекращено неправомерно при отсутствии на то законных оснований, соответственно принятое Департаментом в нарушение положений части 21.1. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемое распоряжение N 24 нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует строительству возводимого объекта недвижимости, является незаконным.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешений на строительство регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требования градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство по общему правилу выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство заинтересованное лицо обращается в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
- - правоустанавливающие документы на земельный участок;
- - градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации но планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- - положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
- - разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
- - согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
- копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство в случае непредставления указанных в части 7 статьи 51 названного Кодекса документов, а также в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство может быть прекращено на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления в следующих случаях:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, одним из оснований для прекращения действия разрешения на строительство является расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Мэра г. Томска от 06.11.2008 N 1932-з предварительно согласованный земельный участок (кадастровый номер 70:21:0200022:0261) площадью 1149,26 кв. м был предоставлен ООО "Колос" в аренду для строительства административно-выставочного комплекса.
24.11.2008 между МО "Город Томск" и ООО "Колос" заключен договор аренды указанного земельного участка N ТО-21-17995, срок действия которого дополнительными соглашениями продлен до 30.11.2013.
29.05.2013 администрацией г. Томска принято постановление N 1022-з, которым признано утратившим силу постановление Мэра г. Томска от 06.11.2008 N 1932-з "О предоставлении ООО "Колос" в аренду сроком на два года земельного участка, местоположение которого: г. Томск, ул. Нахимова, 2а для строительства административно-выставочного комплекса".
Уведомлением от 17.06.2013 N 5002 Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска сообщил обществу "Колос" об отказе от исполнения договора аренды земельного участка от 24.11.2008 N ТО-21-17955 в связи с наличием задолженности по внесению арендной платы за использование земельного участка и признании утратившим силу постановления Мэра г. Томска от 06.11.2008 N 1932-з, на основании которого заключен договор аренды земельного участка.
Уведомление о расторжении договора аренды и исключении из ЕГРП записи об обременении в виде права аренды на земельный участок Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска направлено в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска.
В связи с расторжением договора аренды земельного участка, исключением из ЕГРП записи об обременении в виде права аренды на земельный участок Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска распоряжением от 04.09.2013 N 24 прекращено действие разрешения на строительство N RU 70301000-370-К/11.
Таким образом, основанием для прекращения действия разрешения на строительство явилось расторжения договора аренды земельного участка земельного участка от 24.11.2008 N ТО-21-17955.
Вместе с тем, вступившими в законную силу судебными актами по делам N А67-5684/2013 и N А67-5672013 признаны незаконными Постановление администрации г. Томска от 29.05.2013 N 1022-з "О признании утратившим силу постановления Мэра г. Томска от 06.11.2008 N 1932-з" и односторонний отказ Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска от исполнения договора аренды земельного участка от 24.11.2008 N ТО-21-17955, выраженный в уведомлении от 17.06.2013 N 5002.
Во исполнение решений арбитражного суда между МО "Город Томск" и ООО "Колос" 25.03.2014 заключено дополнительное соглашение, которым договор аренды земельного участка N ТО-21-17955 от 24.11.2008 продлен до 29.11.2015 (государственная регистрация дополнительного соглашения произведена 16.04.2014).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции при наличии судебных актов, признавших незаконными Постановление администрации г. Томска от 29.05.2013 N 1022-з и односторонний отказ Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска от исполнения договора аренды земельного участка N ТО-21-17955 от 24.11.2008, пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для прекращения действия разрешения на строительство N RU 70301000-370-К/11 и принятия Департаментом распоряжения от 04.09.2013 N 24 об отмене разрешения на строительство N RU 70301000-370-К/11 как не соответствующего части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушающего права и законные интересы ООО "Колос" в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, со ссылкой на часть 4 статьи 198 АПК РФ при предоставлении обществом доказательств получения оспариваемого распоряжения 17.03.2014, при непредставлении Департаментом в нарушение статьи 65 АПК РФ получения данного распоряжения ранее указанной даты, суд обоснованно указал на то, что обществом срок на обращение в суд с настоящим заявлением не пропущен.
Такие доказательств не представлены Департаментом и в суд апелляционной инстанции.
Представленные Департаментом в материалы дела документы, а именно письмо Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от 05.09.2013 исх. N 01-01-19/9932, выписка из списка отправленной корреспонденции за 05.09.2013, список заказных писем с уведомлением, поданный в 50 ОПС г. Томска от 06.09.2013, не могут служить бесспорными доказательствами получения обществом письма Департамента от 05.09.2013 в сентябре - октябре 2013 года.
Принимая во внимание, что Департаментом в материалы дела не представлено доказательств того, что обществу стало известно о нарушении их прав и законных интересов в сентябре - октябре 2013, оснований полагать, что срок предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ пропущен, нет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от 04.09.2013 N 24 незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных Арбитражным судом Томской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 05.05.2014 по делу N А67-1691/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.В.МАРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)