Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцом подано заявление о предоставлении в собственность участка как ветерану ВОВ, однако до сих пор участок не предоставлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.
судей областного суда Лавровой С.Е., Степина А.Б.
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степина А.Б. дело по апелляционному представлению прокуратуры Приволжского района Астраханской области на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 5 сентября 2014 года по заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П. о признании бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
установила:
прокурор Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П. обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка, указав, что Х.Ф.П., является ветераном Великой Отечественной войны, проживает на территории Приволжского района Астраханской области и относится к числу лиц, которым в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области N 7/2008-ОЗ от 4 марта 2008 года "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ Х.Ф.П. подано заявление в администрацию муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в Приволжском районе для строительства индивидуального жилого дома. Администрация муниципального образования в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что Х.Ф.П. включен в сводный список граждан льготных категорий под номером 426. Поскольку вопрос обеспечения земельным участком Х.Ф.П., как меры социальной поддержки гарантированной государством до настоящего времени не решен, прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка Х.Ф.П., ветерану Великой Отечественной войны незаконным, возложить на администрацию муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области обязанность предоставить ему земельный участок в границах муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области.
В судебном заседании помощник прокурора Приволжского района Астраханской области Симикин Г.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Х.Ф.П. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области по доверенности П. возражала против удовлетворения заявления.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П., оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокуратуры Приволжского района Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, поскольку из-за бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области, вопрос обеспечения земельным участком ветерана Великой Отечественной войны Х.Ф.П., в целях получения гарантированных государством мер социальной поддержки до настоящего времени не решен. Необоснован вывод суда о том, что право Х.Ф.Х. на предоставление земельного участка первоочередного среди граждан льготной категории оспариваемым решением администрации муниципального образования "Приволжский район" не нарушено.
На заседание судебной коллегии Х.Ф.П., будучи надлежаще извещенным, не явился, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставил. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения прокурора Дюйсембеевой Э.М., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области по доверенности К., возражавшей против удовлетворения доводов представления, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" закреплено, что в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно в случае если они проработали в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Из материалов дела следует, что Х.Ф.П. является ветераном Великой Отечественной войны, проживает на территории Приволжского района Астраханской области и относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
30 августа 2013 года Х.Ф.П. обратился в администрацию муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
На обращения Х.Ф.П. администрацией муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области дан ответ, что Х.Ф.П. включен в сводный список граждан льготных категорий под номером 426.
Оставляя без удовлетворения требования прокурора Приволжского района Астраханской области о признании бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что Х.Ф.П. как лицу, относящемуся к льготной категории граждан, не было отказано в предоставлении земельного участка, заявитель имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44, пунктам 4, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Как видно из материалов дела с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка Х.Ф.П. обратился ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени земельный участок ему не предоставлен, гарантированные государством меры социальной поддержки в части бесплатного предоставления в собственность земельного участка не реализованы.
Исходя из системного толкования положений статьи 20 Федерального закона "О ветеранах", пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", пункта 3 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и установленных фактических обстоятельств по делу, судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционного представления о нарушении прав Х.Ф.П. на первоочередное предоставление земельного участка.
Выводы районного суда об отсутствии доказательств наличия свободных сформированных земельных участков в пределах Приволжского района Астраханской области, подлежащих передаче в собственность гражданам, являются несостоятельными, поскольку в силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах", статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" на администрацию муниципального образования возложена обязанность по предоставлению земельного участка. Указанная обязанность администрацией муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области не исполнена.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
С учетом фактических обстоятельств и правовых оснований заявленных требований судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об удовлетворении требований прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П. о признании бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 5 сентября 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П. удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области по не предоставлению земельного участка
Х.Ф.П. бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области обязанность предоставить Х.Ф.П. ветерану Великой Отечественной войны бесплатно в собственность земельный участок в границах муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области для индивидуального жилищного строительства.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3561/2014
Требование: О признании бездействия в части непредоставления земельного участка бесплатно в собственность незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцом подано заявление о предоставлении в собственность участка как ветерану ВОВ, однако до сих пор участок не предоставлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N 33-3561/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.
судей областного суда Лавровой С.Е., Степина А.Б.
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степина А.Б. дело по апелляционному представлению прокуратуры Приволжского района Астраханской области на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 5 сентября 2014 года по заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П. о признании бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
установила:
прокурор Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П. обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка, указав, что Х.Ф.П., является ветераном Великой Отечественной войны, проживает на территории Приволжского района Астраханской области и относится к числу лиц, которым в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области N 7/2008-ОЗ от 4 марта 2008 года "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ Х.Ф.П. подано заявление в администрацию муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в Приволжском районе для строительства индивидуального жилого дома. Администрация муниципального образования в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что Х.Ф.П. включен в сводный список граждан льготных категорий под номером 426. Поскольку вопрос обеспечения земельным участком Х.Ф.П., как меры социальной поддержки гарантированной государством до настоящего времени не решен, прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка Х.Ф.П., ветерану Великой Отечественной войны незаконным, возложить на администрацию муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области обязанность предоставить ему земельный участок в границах муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области.
В судебном заседании помощник прокурора Приволжского района Астраханской области Симикин Г.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Х.Ф.П. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области по доверенности П. возражала против удовлетворения заявления.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П., оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокуратуры Приволжского района Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, поскольку из-за бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области, вопрос обеспечения земельным участком ветерана Великой Отечественной войны Х.Ф.П., в целях получения гарантированных государством мер социальной поддержки до настоящего времени не решен. Необоснован вывод суда о том, что право Х.Ф.Х. на предоставление земельного участка первоочередного среди граждан льготной категории оспариваемым решением администрации муниципального образования "Приволжский район" не нарушено.
На заседание судебной коллегии Х.Ф.П., будучи надлежаще извещенным, не явился, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставил. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения прокурора Дюйсембеевой Э.М., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области по доверенности К., возражавшей против удовлетворения доводов представления, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" закреплено, что в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно в случае если они проработали в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Из материалов дела следует, что Х.Ф.П. является ветераном Великой Отечественной войны, проживает на территории Приволжского района Астраханской области и относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
30 августа 2013 года Х.Ф.П. обратился в администрацию муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
На обращения Х.Ф.П. администрацией муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области дан ответ, что Х.Ф.П. включен в сводный список граждан льготных категорий под номером 426.
Оставляя без удовлетворения требования прокурора Приволжского района Астраханской области о признании бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что Х.Ф.П. как лицу, относящемуся к льготной категории граждан, не было отказано в предоставлении земельного участка, заявитель имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44, пунктам 4, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Как видно из материалов дела с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка Х.Ф.П. обратился ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени земельный участок ему не предоставлен, гарантированные государством меры социальной поддержки в части бесплатного предоставления в собственность земельного участка не реализованы.
Исходя из системного толкования положений статьи 20 Федерального закона "О ветеранах", пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", пункта 3 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и установленных фактических обстоятельств по делу, судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционного представления о нарушении прав Х.Ф.П. на первоочередное предоставление земельного участка.
Выводы районного суда об отсутствии доказательств наличия свободных сформированных земельных участков в пределах Приволжского района Астраханской области, подлежащих передаче в собственность гражданам, являются несостоятельными, поскольку в силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах", статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" на администрацию муниципального образования возложена обязанность по предоставлению земельного участка. Указанная обязанность администрацией муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области не исполнена.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
С учетом фактических обстоятельств и правовых оснований заявленных требований судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об удовлетворении требований прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П. о признании бездействия администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области в части не предоставления бесплатно в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 5 сентября 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах Х.Ф.П. удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области по не предоставлению земельного участка
Х.Ф.П. бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области обязанность предоставить Х.Ф.П. ветерану Великой Отечественной войны бесплатно в собственность земельный участок в границах муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области для индивидуального жилищного строительства.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)