Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.04.2015 N Ф04-18103/2015 ПО ДЕЛУ N А75-10094/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу N А75-10094/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.
судей Сириной В.В.,
Тихомирова В.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу лодочного кооператива "Вихрь" (заявителя) на решение от 01.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 19.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н. Кливер Е.П. Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-10094/2013 по заявлению лодочного кооператива "Вихрь" (628160, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Белоярский, ОГРН 1028601522333, ИНН 8611003521) к администрации Белоярского района (628162, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Белоярский, ул. Центральная, 9, ОГРН 1028601521871, ИНН 8611004042) об оспаривании действий органа местного самоуправления.
В заседании приняли участие представители:
- от лодочного кооператива "Вихрь" (заявителя) - Власкина Л.Н., председатель согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.01.2015 N 30В/2015;
- от администрации Белоярского района (заинтересованного лица) - Рябухин М.А. по доверенности от 04.02.2014 N 270.
Суд

установил:

лодочный кооператив "Вихрь" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации Белоярского района (далее - администрация) о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Белоярский, протока реки Казым, кадастровый номер 86:06:0020103:372, общей площадью 22 000 м 2; об обязании администрации согласовать границы упомянутого земельного участка в пределах границ, определенных межевым планом от 27.04.2012, и передать его в собственность кооперативу.
Требования со ссылкой на пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), статьи 20, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 216, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы наличием у кооператива права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Решением от 01.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить вынесенные судебные акты, удовлетворить требования заявителя.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что кооператив приступил к фактическому пользованию земельным участком, не определив границы участка на местности (границы не вынесены в натуре, не отмечены межевыми знаками установленного образца), не соответствует материалам дела.
Заявитель также указывает, что на момент предоставления ему в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка процедура определения границ, предусмотренная действующим законодательством, отсутствовала.
Ошибочным кооператив считает вывод судов о нарушении прав администрации при установлении границ спорного земельного участка согласно представленному им межевому плану.
Ссылается на то, что судебные акты приняты без учета довода кооператива о пользовании земельным участком в пределах границ, определенных кадастровым инженером более 15 лет.
Отзыв на кассационную жалобу администрация в установленном законом порядке не представила.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, кооператив был создан 20.09.1983 по решению исполнительного комитета Березовского районного Совета народных депутатов от 20.09.1983 N 183 "Об открытии лодочного кооператива "Вихрь" в п. Белоярский на 500 лодок".
Позже 25.04.1984 составлен акт выбора земельного участка под строительство площадью 2,2 га, а 12.06.1985 - генеральный план застройки кооператива.
В связи с обращением Тюменского областного Совета народных депутатов в Совет Министров РСФСР с просьбой об изъятии из земель гослесфонда земельных участков и отведении их предприятиям и организациям распоряжением последнего от 24.07.1989 N 627-р кооперативу под стоянку лодок и катеров отведен земельный участок площадью 2,2 га.
Кооперативу выдан государственный акт от 31.10.1989 серии А-1 N 156478 о праве бессрочного и бесплатного пользования землей 2,2 га для стоянки лодок вдоль протоки реки Казым в границах согласно плану землепользования.
В дальнейшем 28.01.2013 кооператив на основании указанного государственного акта зарегистрировал в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 22 000 м 2, с кадастровым номером 86:06:0020103:372, разрешенным использованием: для стоянки лодок и местоположением объекта: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Белоярский, проток реки Казым (свидетельство о государственной регистрации права серии 86-АБ N 427463).
Вступившим в законную силу решением от 11.06.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-11397/2013 установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Кооператив 26.07.2013 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372.
Администрация письмом от 31.07.2013 N 1865 сообщила об отказе в предоставлении кооперативу испрашиваемого земельного участка в собственность.
Полагая, что отказ администрации является незаконным и препятствует исполнению обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, кооператив обратился в суд с настоящими требованиями.
При отказе в удовлетворении заявления кооператива суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия спорного земельного участка как физически существующего объекта недвижимости.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно статье 3 Водного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Пунктом 13 статьи 3 Вводного закона предусмотрено, что переоформление права на земельный участок включает в себя подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 ЗК РФ, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 этой статьи; принятие решения органом, уполномоченным на распоряжение участком, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Исходя из пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельные участки юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
В силу статьи 6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
До введения в действие Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", то есть до 23.06.2001, правовым средством индивидуализации земельных участков как объектов права собственности и иных прав землепользователей, являлось описание границ земельных участков.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РСФСР (далее - ЗК РСФСР) в редакции от 01.07.1970 земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование.
Предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указывалась цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей (статья 12 ЗК РСФСР в редакции от 01.07.1970).
Статьей 17 ЗК РСФСР в редакции от 01.07.1970 предусматривалась необходимость установления границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности), а также выдача документа, удостоверяющего право пользования землей.
Предоставление земельного участка в порядке отвода также было закреплено в статье 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13.12.1968 N 3401-VII (далее - Основы 1968 года) в редакции, действующей в период предоставления земельного участка кооперативу, в которой указано, что в постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
По правилам статей 47, 48 Основ 1968 года землеустройство включало следующие землеустроительные действия: образование новых, а также упорядочение существующих землепользований; уточнение и изменение границ землепользований на основе схем районной планировки; отвод земельных участков. В процессе землеустройства должны были составляться землеустроительные проекты, а также документы на право пользования землей, предусмотренные статьей 10 Основ. Землеустроительные проекты составлялись при участии заинтересованных землепользователей и после утверждения переносились в натуру (на местность) с обозначением границ землепользований межевыми знаками установленного образца.
Исследовав государственный акт N 156478, свидетельство о государственной регистрации права от 28.01.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 07.08.2013 N 86/201/13-132112, учитывая преюдициальное значение судебных актов по делу N А75-11397/2013, суды пришли к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 86:06:0020103:372 предоставлен кооперативу без установления границ в предусмотренном законом порядке, точные границы предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка не определены, план земельного участка, как неотъемлемое приложение к указанным документам, отсутствует.
Следовательно, испрашиваемый кооперативом земельный участок, как верно отмечено судами, индивидуализирован не был.
Так как отсутствие сведений о границах земельного участка не позволяет однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, сведения об участке подлежали уточнению при межевании.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения, включая согласование границ. Межевание осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства; при этом вынос границ на местность выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Из пункта 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.1996 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, вытекает, что только после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем (производителем работ).
Для решения вопроса о границах земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372 кооператив представил межевой план от 27.04.2012.
Между тем кадастровым инженером выявлено наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 86:06:0020103:256, 86:06:0020103:257, 86:06:0020103:258, 86:06:000000:4442, 86:06:000000:4440, 86:06:000000:4438, 86:06:000000:4435 на испрашиваемый кооперативом земельный участок, что зафиксировано в заключении к вышеназванному межевому плану.
Исходя из данных публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии судами установлено, что поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372 не были сформированы, то определение границ земельных участков с кадастровыми номерами 86:06:0020103:256, 86:06:0020103:257, 86:06:0020103:258, право собственности на которые не разграничено, и полномочиями по распоряжению которыми обладает администрация, осуществлено без учета границ спорного земельного участка.
Поэтому земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:0020103:256, 86:06:0020103:257, 86:06:0020103:258 включены в государственный кадастр недвижимости со статусом "учтенный" и в порядке Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с кадастрового учета не сняты.
Что касается земельных участков с кадастровыми номерами 86:06:000000:4442, 86:06:000000:4440, 86:06:000000:4438, 86:06:000000:4435, то судами установлено право постоянного (бессрочного) пользования администрации на них, о чем в декабре 2009 года и марте 2010 года внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах правомерен вывод судов об отсутствии в натуре спорного земельного участка, в связи с чем установление границ испрашиваемого кооперативом земельного участка согласно представленному межевому плану невозможно, так как нарушает права администрации, соответственно, невозможно предоставление земельного участка в собственность.
Утверждение заявителя о том, что по делу N А75-11397/2013 определены границы требуемого им земельного участка, противоречит содержанию судебных актов по этому делу, в которых указано на необходимость проведения кадастровых работ с целью определения границ земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования, как администрации, так и кооперативу.
Пользование кооперативом в течение длительного времени спорным земельным участком само по себе не свидетельствует о том, что его границы были сформированы в установленном порядке.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая недоказанность кооперативом совокупности перечисленных условий, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 01.10.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10094/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)