Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "27" августа 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "03" сентября 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (400066, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 15, ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2014 года по делу N А12-14083/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ- Нижневолжскнефтепродукт" (400048, г. Волгоград, ул. Лесогорская, 85, ОГРН 1023402969699, ИНН 3444066707)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (400066, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 15, ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684)
о признании незаконным бездействия
без участия в судебном заседании представителей: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (почтовые уведомления N 95688, N 95689 приобщены к материалам дела)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в котором просило суд признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившегося в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ- Нижневолжскнефтепродукт" на земельный участок, с кадастровым номером 34619:10 0156:0004, общей площадью 20000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград-Москва".
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Территориальное управления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Волгоградской области рассмотреть заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" от 27.01.2014 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на земельный участок, с кадастровым номером 34619:10 01 56:0004, общей площадью 20000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград-Москва" и принять соответствующее решение.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2014 года по делу N А12-14083/2014 требования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившееся в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на земельный участок, с кадастровым номером 34619:10 01 56:0004, общей площадью 20000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград-Москва".
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области возложена обязанность рассмотреть заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" от 27.01.2014 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на земельный участок, с кадастровым номером 34619:10 01 56:0004, общей площадью 20000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград-Москва" и принять соответствующее решение.
С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" взыскано 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления.
Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 34:19:10 01 56:0004, общей площадью 20 000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград - Москва".
Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права от 22.12.2005 серии 34 АА N 160033.
Данный земельный участок использовался обществом для эксплуатации ранее принадлежавшей ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на праве собственности автозаправочной станции N 91.
Общество прекратило право собственности на объекты на автозаправочной станции, заключив договор купли-продажи недвижимого имущества N 5552-22 от 11.10.2004 г. (регистрация от 09.12.2004 N 34-01/12-34/2004-266, свидетельство серии 34 АБ N 036804; регистрация от 09.12.2004 N 34-01/12-34/2004-265, свидетельство серии 34 АБ N 036805) и договор купли-продажи недвижимого имущества N 11885-04 от 17.09.2010 (регистрация от 15.11.10 N 34-34-12/021/2010-6, свидетельство серии 34 АА N 094674).
27.01.2014 в целях реализации прав, предусмотренных ст. ст. 43, 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области с заявлением о добровольном отказе от прав на земельный участок, с приложением пакета документов, предусмотренного п. 3.1. ст. 53 Земельного кодекса РФ и п. 2.9. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 N 621) (далее по тексту - Административный регламент).
21.02.2014 письмом N 07/1747 ТУ Росимущества в Волгоградской области сообщило заявителю о невозможности прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на спорный земельный участок, указав при этом на необходимость внесения соответствующих сведений о местоположении границ и площади федерального земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", полагая, что допущенное ТУ Росимущества в Волгоградской области бездействие, выразившееся в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок, является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом соблюден установленный законодательством порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на землю, представлен полный пакет документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у Управления отсутствовали правовые основания для нерассмотрения поданного ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" заявления.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, предусмотренных статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению юридического лица об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (пункт 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия уполномоченным органом решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком помимо указанных в пункте 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации документов также представляются копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления землепользователя в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с направлением копии указанного решения в трехдневный срок заявителю.
Копия указанного решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, лицо, владеющее земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе отказаться от своего права, а уполномоченный орган обязан принять соответствующее решение при условии оформления заинтересованным лицом такого отказа в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что при подаче заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком обществом представлены документы, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2.13 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, запрещает требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, а также представления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций.
В установленный законом срок решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на спорный земельный участок ТУ Росимущества в Волгоградской области не принято.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, и нарушении оспариваемым бездействием прав и охраняемых законом интересов заявителя является верным.
Ссылка Управления на возможность принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки только по поручению Росимущества противоречит положениям статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, поскольку Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области указывает, что границы спорного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, что подтверждается имеющейся в материалах дела кадастровой выпиской от 10.10.2012 N 3434/300/12-128378, земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи не определен, что исключает возможность прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Апелляционная коллегия считает данный довод несостоятельным, поскольку статья 53 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит требования о предоставлении таких сведений при обращении с соответствующим заявлением.
В силу абзаца 3 пункта 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровый паспорт земельного участка предоставляется только при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Положения статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на которые ссылается податель апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2014 года по делу N А12-14083/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2014 ПО ДЕЛУ N А12-14083/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. по делу N А12-14083/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "27" августа 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "03" сентября 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (400066, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 15, ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2014 года по делу N А12-14083/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ- Нижневолжскнефтепродукт" (400048, г. Волгоград, ул. Лесогорская, 85, ОГРН 1023402969699, ИНН 3444066707)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (400066, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 15, ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684)
о признании незаконным бездействия
без участия в судебном заседании представителей: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (почтовые уведомления N 95688, N 95689 приобщены к материалам дела)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в котором просило суд признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившегося в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ- Нижневолжскнефтепродукт" на земельный участок, с кадастровым номером 34619:10 0156:0004, общей площадью 20000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград-Москва".
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Территориальное управления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Волгоградской области рассмотреть заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" от 27.01.2014 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на земельный участок, с кадастровым номером 34619:10 01 56:0004, общей площадью 20000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград-Москва" и принять соответствующее решение.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2014 года по делу N А12-14083/2014 требования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившееся в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на земельный участок, с кадастровым номером 34619:10 01 56:0004, общей площадью 20000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград-Москва".
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области возложена обязанность рассмотреть заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" от 27.01.2014 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на земельный участок, с кадастровым номером 34619:10 01 56:0004, общей площадью 20000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград-Москва" и принять соответствующее решение.
С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" взыскано 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления.
Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 34:19:10 01 56:0004, общей площадью 20 000 кв. м, расположенным по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, 240 км трассы "Волгоград - Москва".
Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права от 22.12.2005 серии 34 АА N 160033.
Данный земельный участок использовался обществом для эксплуатации ранее принадлежавшей ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на праве собственности автозаправочной станции N 91.
Общество прекратило право собственности на объекты на автозаправочной станции, заключив договор купли-продажи недвижимого имущества N 5552-22 от 11.10.2004 г. (регистрация от 09.12.2004 N 34-01/12-34/2004-266, свидетельство серии 34 АБ N 036804; регистрация от 09.12.2004 N 34-01/12-34/2004-265, свидетельство серии 34 АБ N 036805) и договор купли-продажи недвижимого имущества N 11885-04 от 17.09.2010 (регистрация от 15.11.10 N 34-34-12/021/2010-6, свидетельство серии 34 АА N 094674).
27.01.2014 в целях реализации прав, предусмотренных ст. ст. 43, 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области с заявлением о добровольном отказе от прав на земельный участок, с приложением пакета документов, предусмотренного п. 3.1. ст. 53 Земельного кодекса РФ и п. 2.9. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 N 621) (далее по тексту - Административный регламент).
21.02.2014 письмом N 07/1747 ТУ Росимущества в Волгоградской области сообщило заявителю о невозможности прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на спорный земельный участок, указав при этом на необходимость внесения соответствующих сведений о местоположении границ и площади федерального земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", полагая, что допущенное ТУ Росимущества в Волгоградской области бездействие, выразившееся в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок, является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом соблюден установленный законодательством порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на землю, представлен полный пакет документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у Управления отсутствовали правовые основания для нерассмотрения поданного ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" заявления.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, предусмотренных статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению юридического лица об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (пункт 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия уполномоченным органом решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком помимо указанных в пункте 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации документов также представляются копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления землепользователя в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с направлением копии указанного решения в трехдневный срок заявителю.
Копия указанного решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, лицо, владеющее земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе отказаться от своего права, а уполномоченный орган обязан принять соответствующее решение при условии оформления заинтересованным лицом такого отказа в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что при подаче заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком обществом представлены документы, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2.13 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621, запрещает требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, а также представления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций.
В установленный законом срок решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" на спорный земельный участок ТУ Росимущества в Волгоградской области не принято.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, и нарушении оспариваемым бездействием прав и охраняемых законом интересов заявителя является верным.
Ссылка Управления на возможность принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки только по поручению Росимущества противоречит положениям статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, поскольку Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области указывает, что границы спорного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, что подтверждается имеющейся в материалах дела кадастровой выпиской от 10.10.2012 N 3434/300/12-128378, земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи не определен, что исключает возможность прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Апелляционная коллегия считает данный довод несостоятельным, поскольку статья 53 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит требования о предоставлении таких сведений при обращении с соответствующим заявлением.
В силу абзаца 3 пункта 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровый паспорт земельного участка предоставляется только при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Положения статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на которые ссылается податель апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2014 года по делу N А12-14083/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)