Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.07.2015 N Ф09-4063/15 ПО ДЕЛУ N А50-20308/2014

Требование: О признании незаконным отказа в регистрации соглашений об изменении договоров аренды лесных участков, обязании зарегистрировать их.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением кадастровых паспортов, отсутствием решения уполномоченного органа об образовании участков зарегистрированного права собственности РФ на них.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. N Ф09-4063/15

Дело N А50-20308/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2014 по делу N А50-20308/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Афанасьева И.Б. (доверенность от 09.07.2015 N 81/15).
От Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) от 04.07.2014 N 01/208/2014-447,486 об отказе в государственной регистрации соглашений об изменении договоров аренды лесных участков, возложении на Управление Росреестра обязанности провести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 14.01.2014 N 2 к договору аренды лесного участка от 14.04.2010 N 43 и дополнительного соглашения от 14.01.2014 N 2 к договору аренды лесного участка от 29.03.2010 N 31.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 27.11.2014 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимущества) и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2014 (судья Аликина Е.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 (судьи Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росимущества обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на необоснованное применение судами положений ст. 4.1 Федерального закона от 01.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Заявитель жалобы считает, что поскольку являющиеся предметом договоров аренды спорные лесные участки образованы из участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, то при передаче в пользование их частей, на государственный кадастровый учет должны быть поставлены и эти части. Кроме того, решение об образовании земельных участков, переданных в аренду, уполномоченным органом не принималось. Управление Росимущества также указало на несостоятельность ссылки судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13, поскольку в настоящем случае имеют место иные обстоятельства дела, не сходные с рассматриваемым спором.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ФСК ЕЭС" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

При рассмотрении настоящего спора, судами установлено, что в соответствии с приказами Агентства по природопользованию Пермского края от 02.03.2010 N СЭД-48-01-02-76 и от 31.03.2010 N СЭД-48-01-02-134 между Агентством (арендодатель) и обществом "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков от 29.03.2010 N 31, от 14.04.2010 N 43.
По условиям договора от 29.03.2010 N 31 арендодатель передает заявителю во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1,373 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение - Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (закрытое акционерное общество "Урал-Агро"), квартал N 1 (части выделов 6, 9, 10), защитные леса (нерестоохранные полосы лесов). Схема расположения и границы лесного участка (план участка), а также характеристика участка приводятся в приложениях N 1, 2 (п. 3 договора). Лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов с целью выполнения работ по строительству объекта "ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи, 1, 2", сооружаемого по титулу "ПС 220 Кв Соболи с заходами ВЛ 220, 110 Кв и сооружением ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 1 и ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 2" Переход через р. Чусовую (п. 4 договора).
Пунктом 23 договора срок его действия установлен с 02.03.2010 по 01.03.2013. Государственная регистрация договора проведена 12.05.2010.
По условиям договора от 14.04.2010 N 43 арендодатель передает заявителю во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3,501 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение - Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (закрытое акционерное общество "Урал-Агро"), квартал N 1 (части выделов 10, 12), защитные леса (нерестоохранные полосы лесов), квартал N 1 (части выдела 30), защитные леса (ценные леса: запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов), квартал N 81 (части выделов 14, 15, 16, 17, 18), защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), Лобановское сельское участковое лесничество (ФГУП УОХ "Липовая гора"), квартал N 4 (часть выдела 39), защитные леса (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, зеленая зона). Схема расположения и границы лесного участка (план участка), а также характеристика участка приводятся в приложениях N 1, 2 (п. 3 договора). Лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов с целью выполнения работ по строительству объекта "ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи, 1, 2", сооружаемого по титулу "ПС 220 Кв Соболи с заходами ВЛ 220, 110 Кв и сооружением ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 1 и ВЛ 220 Кв Пермская ГРЭС - Соболи 2" (п. 4 договора).
Пунктом 23 договора срок его действия установлен с 14.04.2010 по 30.03.2013 включительно. Государственная регистрация договора проведена 16.06.2010.
Министерством 03.06.2013 принято решение о продлении срока действия договоров (приказ N СЭД-30-01-02-737), на основании которого 24.07.2013 были заключены дополнительные соглашения к указанным выше договорам аренды N 1 - срок действия договоров продлен по 30.03.2015, данными соглашениями также произведена замена арендодателя по договору на Министерство, уточнено месторасположение участков, договоры дополнены приложениями N 3.1, 4.1 (расчеты размера арендной платы и сроки ее уплаты).
В государственной регистрации названных дополнительных соглашений было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2015 по делу N А50-12697/2014 признано незаконным решение Управления Росреестра от 28.03.2013 N 01/027/2013-587,590 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 24.07.2013 N 1 к договору аренды лесного участка от 14.04.2010 N 43 и дополнительного соглашения от 24.07.2013 N 1 к договору аренды лесного участка от 29.03.2010 N 31, суд обязал Управление Росреестра произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 24.07.2013 N 1 к договору аренды лесного участка от 14.04.2010 N 43 и дополнительного соглашения от 24.07.2013 N 1 к договору аренды лесного участка от 29.03.2010 N 31 в 30-тидневный срок с момента вступления постановления в законную силу.
В связи с изменением границ участковых лесничеств Министерством, с одной стороны, и обществом "ФСК ЕЭС", с другой, 14.01.2014 были заключены дополнительные соглашения к договорам N 2, согласно которым местоположение лесных участков откорректировано с учетом внесенных изменений.
Общество "ФСК ЕЭС" 19.05.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации указанных дополнительных соглашений N 2 к договорам аренды лесных участков N 31 и N 43.
Регистрация дополнительных соглашений была приостановлена 05.06.2014 на основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) в связи с тем, что не были представлены документы, необходимые для проведения регистрации, а также ввиду отсутствия государственного кадастрового учета лесных участков.
Сообщением от 04.07.2014 N 01/208/2014-477,486 Управление Росреестра отказало обществу "ФСК ЕЭС" в государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды на основании абз. 10, 11 п. 1, п. 1.2 ст. 20, ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, указав, что оно не представило документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесных участков, являющихся предметом представленных на государственную регистрацию дополнительных соглашений, а также сославшись на отсутствие решения Министерства об образовании лесных участков с условными номерами NN 59-59-14/030/2010-761, 14/036/2010-715, и на отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении вновь образованных участков.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "ФСК ЕЭС" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Согласно положениям ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в силу ст. 4.1 Вводного закона до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно п. 3 ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (п. 2 ст. 4.2).
В соответствии со ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Правовая позиция относительно применения нормы ст. 4.4 Вводного закона определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13 и состоит в следующем.
Поскольку согласно ст. 4.4 Вводного закона до 01.01.2015 допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Позиция, сформулированная в абз. 6 п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу специального правила ст. 4.4 Вводного закона применению к правоотношениям по аренде лесных участков в период до 01.01.2015 не подлежит.
Тем самым, как следует из разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не требуется.
Суды, установив, что лесные участки, являющиеся предметами договоров аренды от 29.03.2010 N 31 и от 14.04.2010 N 43 и соответственно дополнительных соглашений N 2 к указанным договорам учтены в государственном лесном реестре Пермского края (номера учетных записей 1109-2010-03 и 1109-2010-03), а также имеются план-схемы расположения и границы лесных участков с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, их характеристика и характеристика насаждений, цель использования, правомерно указали, что планы участков лесного фонда (лесных участков) являются документами, индивидуализирующими лесные участки, и до постановки их на кадастровый учет приравниваются к кадастровым паспортам.
Кроме того, суды приняли, во внимание, что лесной участок площадью 3,501 га с условным номером 14/036/2010-715 расположен в границах земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, со следующими кадастровыми номерами 59:32:0000000:418, 59:32:0000000:45, 59:32:0000000:416, а лесной участок площадью 1,373 га с условным номером 59-14/030/2010/761 расположен в границах земельного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации с кадастровым номером 59:32:0000000:418 (письма Министерства от 22.05.2014 N СЭД-30-01-25.4-2361).
Учитывая, что на момент вынесения оспариваемого решения действовали правила, допускающие проведение государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов лесных участков, установленные ст. 4.4 Федерального закона от 01.12.2006 N 201-ФЗ, у Управления Росреестра, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, правомерно удовлетворив заявленные требования.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2014 по делу N А50-20308/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Э.РЯБОВА

Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)