Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2014 N Ф05-2135/2014 ПО ДЕЛУ N А41-37286/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу N А41-37286/12


Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Борзыкина М.В., Кузнецова А.М.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Санино-110" не явился, уведомлен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не явился, уведомлен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области не явился, уведомлен,
от Министерства экологии и природопользования Московской области не явился, уведомлен,
от Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области не явился, уведомлен,
от Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Локтева М.Г., доверенность от 18.02.2014,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" не явился, уведомлен,
от ГАУ МО "АИС "Подмосковье" не явился, уведомлен,
рассмотрев 20 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент"
на решение от 08 октября 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей А.С. Шайдуллиной,
на постановление от 06 декабря 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями М.А. Немчиновой, Е.Н. Виткаловой, Е.Е. Шевченко,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санино-110"
о признании незаконными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области
третьи лица Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент", ГАУ МО "АИС "Подмосковье",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Санино-110" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) с требованиями, с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ:
- - признать незаконными действия Управления Росреестра и кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:0070106:594 размере 618 028 884,05 руб., 50:21:0070106:595 в размере 4672612,09 руб., 50:21:0070106:596 в размере 420 243, 83 руб., 50:21:0070106:597 в размере 24931693,36 руб., 50:21:0070106:598 в размере 20013592,30 руб. по состоянию на 01.01.2012, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области";
- - признать незаконными действия Управления Росреестра и кадастровой палаты по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:0070106:594 размере 618 028 884,05 руб., 50:21:0070106:595 в размере 4672612,09 руб., 50:21:0070106:596 в размере 420 243,83 руб., 50:21:0070106:597 в размере 24931693,36 руб., 50:21:0070106:598 в размере 20013592,30 руб. по состоянию на 01.01.2012, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области";
- - обязать кадастровую палату устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:0070106:594 размере 618 028 884,05 руб., 50:21:0070106:595 в размере 4672612,09 руб., 50:21:0070106:596 в размере 420 243, 83 руб., 50:21:0070106:597 в размере 24931693,36 руб., 50:21:0070106:598 в размере 20013592,30 руб. по состоянию на 01.01.2012, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент", ГАУ АИС "Подмосковье".
Решением суда от 08.10.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013, в удовлетворении требований общества отказано.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе общества, которое просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, процессуального права, не исследование судами обстоятельств дела, имеющихся в материалах дела доказательств, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, доказательствам, и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отзывы на кассационную жалобу общества участвующими в деле лицами не представлены.
Представители общества, Управления Росреестра, кадастровой палаты, Министерства экологии и природопользования Московской области, Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент", ГАУ МО "АИС "Подмосковье", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу статей 123, 156, 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в назначенное судом время.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Управления Федеральной налоговой службы по Московской области возражал относительно доводов жалобы по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Выслушав явившегося представителя, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального, процессуального права, соответствие выводов судов установленным ими обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.02.2012 общество обратилось с заявлением в кадастровую палату о предоставлении сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровым номерами 50:21:0070106:594, 50:21:0070106:595, 50:21:0070106:596, 50:21:0070106:597, 50:21:0070106:598.
Кадастровая палата письмом от 12.05.2012 предоставила обществу испрашиваемые им сведения о кадастровой стоимости указанных участков, согласно которым с 01.01.2012 года кадастровая стоимость участков составила: для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:594-618 028 884,05 руб., для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:595-4672612,09 руб., для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:596-420 243,83 руб., для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:597-24931693,36 руб., для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:598-20013592,30 руб.
При этом кадастровая стоимость рассчитана с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ.
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, полагая, что данная стоимость необоснованно определена на основании не вступившего с 01.01.2012 года в силу Распоряжения Минэкологии МО, установившего более высокий удельный показатель кадастровой стоимости по сравнению с предыдущим, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Установив обстоятельства дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что распоряжение Минэкологии от 25.11.2011 N 236-РМ, положенное в основу расчета кадастровой стоимости, опубликовано в установленный налоговым законодательством срок, приложения к нему размещены в сети интернет на сайте Минэкологии МО и являлись доступными для заявителя и иного неограниченного круга лиц, следовательно, это распоряжение вступило в силу с 01.01.2012 и правомерно принято кадастровой палатой и Управлением Росреестра в качестве основания для определения кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков с 01.01.2012.
При этом суды пришли к правильному выводу о том, что действия кадастровой палаты и Управления Росреестра соответствуют требованиям статей 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ, и отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Требование заявлено обществом в порядке статей 198, 199 АПК РФ и рассмотрено судами в соответствии и с соблюдением положений статей 197, 200, 201 АПК РФ.
Оспариваемые заявителем действия кадастровой палаты и Управления Росреестра проверены судом в соответствии с требованиями части 4 статьи 200 АПК РФ и признаны соответствующими закону.
Так судами установлено, что заинтересованные лица выполняли свои функции по определению кадастровой стоимости земельных участков заявителя в пределах предоставленных им законом полномочий в соответствии положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Постановления Правительства России от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
При этом кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ) на основании специального нормативного акта - распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городском округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты Оценки. В Московской области соответствующие полномочия возложены на Минэкологии Московской области.
Распоряжением N 236-РМ, опубликованным в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", N 222, 30.11.2011, утверждены результаты Оценки земель населенных пунктов, проведенной по состоянию на 01.01.2010.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О правовое регулирование налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пунктом 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 НК РФ.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, Результаты оценки, утвержденные Распоряжением N 236-РМ, должны применяться при исчислении налога начиная с расчетов за 2012 год, то есть, как правильно установлено судами, - с 01.01.2012.
На неверное определение размера кадастровой стоимости, общество не ссылается.
Доводы общества сводятся к невозможности руководствоваться Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Между тем, довод о необоснованности применения при определении кадастровой стоимости незаконных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области отклоняется, поскольку данные нормативы утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ и в установленном порядке не признаны недействующими. Вопрос об их обоснованности не входит в предмет доказывания по рассматриваемому спору. Обязательность применения заинтересованными лицами данных нормативов предусмотрена статей 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ.
Несогласие заявителя с применением названного распоряжения со ссылками на недействительность данного нормативного акта, ввиду его несвоевременного опубликования, сводится к оспариванию самого нормативного акта, что предусмотрено положениями главы 23 АПК РФ и является недопустимым в рамках рассмотрения спора по требованию, заявленному в порядке главы 24 АПК РФ.
Тем не менее, довод заявителя о том, что распоряжение не было опубликовано в установленном порядке, был оценен судами, и отклонен со ссылкой на то, что распоряжение Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ было опубликовано в установленный налоговым законодательством срок, приложения к нему размещены в сети Интернет на сайте Минэкологии Московской области, были доступны для заявителя и иного неограниченного круга лиц, с 01.01.2012 вступило в силу и правомерно принято заинтересованными лицами в качестве основания для определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
При этом, как правильно указали суды, опубликование распоряжения без приложений, касающихся указания кадастровой стоимости и ее удельного показателя (результатов кадастровой оценки) в отношении каждого земельного участка, в том числе, участков заявителя, в данном конкретном случае не лишало заявителя возможности узнать об изменении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков либо на сайте Минэкологии МО в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета в порядке, определенном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Доказательства такого обращения, неполучения ответа и, как следствие, невозможности определения налоговой базы обществом не представлены.
Доводы заявителя о недоступности информации, размещенной на сайте заархивированным методом, также рассмотрены судами и обоснованно отклонены как несостоятельные, со ссылкой на то, что требования к наличию необходимого программного обеспечения не нарушили прав заявителя, поскольку с текстами Приложений к Распоряжению N 236-РМ заявитель ознакомился на указанном выше сайте.
Ссылка заявителя на неофициальный характер сайта Минэкологии, на котором была размещена информация, отклоняется, как опровергаемая материалами дела.
Довод общества о фальсификации копии письма государственного автономного учреждения Агентство информационных систем "Подмосковье" от 07.12.2012 N 124-П-12 рассмотрен судом и правомерно признан не подлежащим рассмотрению в соответствии со статьей 161 АПК РФ, а подлежащим рассмотрению как довод общества об оценке представленных в дело доказательств.
Заявленное обществом ходатайство о назначении судебной компьютерно-технической экспертизы в целях устранения противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Минэкологией МО документах по факту размещения на сайте приложений к распоряжению N 236-РМ, выяснения объемов этой информации и установления точной даты ее размещения в полном объеме на сайте, правомерно отклонено судом, не усмотревшим оснований для ее назначения с учетом предмета и оснований заявленных требований, поскольку в рамках настоящего спора оспариваются действия заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости земельных участков на основании распоряжения N 236-РМ, а не легитимность названного нормативного правового акта.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что действия заинтересованных лиц по изменению кадастровой стоимости в связи с принятым утверждением результатов кадастровой оценки являются правомерными и соответствуют статьям 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ и отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Выводы судов о применении нормы права основаны на полном и всестороннем исследовании документов, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела. Эти выводы соответствуют установленным судами по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Иная оценка установленных судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому подлежат отклонению.
В кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений процессуальных норм, в том числе, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2013 года по делу N А41-37286/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Ю.ВОРОНИНА

Судья
М.В.БОРЗЫКИН

Судья
А.М.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)