Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от ответчика - министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ОГРН 1067107022795, ИНН 7107096442) - Гришиной Д.А. (доверенность от 30.07.2014 N 7-д), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Строймикс" (Тульская область, п. Барсуки, ОГРН 1027100739929, ИНН 7106043871), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймикс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2014 по делу N А68-9754/2013 (судья Андреева Е.В.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Строймикс" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным приказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (далее по тексту - ответчик, министерство) от 15.10.2013 N 88-о "О досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Строймикс", обязав ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены данного приказа.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 15.10.2013 N 88-о "О досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Строймикс" является законным, соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе ООО "Строймикс" просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что закономерность владения обществом земельным участком, необходимым для геологического изучения и использования недр, подтверждена наличием заключенного договора аренды земельного участка от 20.05.2013. Считает, что в результате отказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в предоставлении обществу права пользования водным объектом р. Ока с целью разведки и добычи полезных ископаемых, ООО "Строймикс" было лишено возможности выполнить условия пользования недрами, установленные лицензией ТУЛ 57223 ТЭ.
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Строймикс" имеет лицензию ТУЛ 57223 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения недр и добычи строительных песков и песчано-гравийных материалов на Хорошовском участке в Ясногорском районе Тульской области, выданную 25.02.2004 на срок до 01.03.2019.
В соответствии с условиями пользования недрами - приложение 3 к данной лицензии (с изменениями от 20.04.2006, от 02.02.2007), поскольку добыча полезного ископаемого в русле р. Оки и на пойменной террасе связана со значительным экологическим риском, пользование ООО "Строймикс" недрами предусмотрено в три этапа.
Пунктом 4.3. условий определено, что на первом этапе в срок до 01.01.2005 недропользователю необходимо провести геологоразведочные работы в контурах А и Б горного отвода и представить геологический отчет с подсчетом запасов на госэкспертизу в установленном порядке. Осуществление добычи во время проведения геологоразведочных работ запрещается.
Согласно пункту 4.4 условий на втором этапе в срок до 01.11.2007 необходимо, в числе прочего, получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с действующим водным законодательством, оформить право пользования земельным участком в соответствии с действующим земельным законодательством.
В силу пункта 4.5 условий на третьем этапе осуществляется добыча песков в соответствии с согласованным проектом и условиями лицензии. Проведение добычных работ до выполнения всех условий первого и второго этапов запрещается.
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области 12.07.2013 уведомило ООО "Строймикс" о том, что последним не выполнены существенные условия пользования недрами, которые предусмотрены лицензией ТУЛ 57223ТЭ, а именно: не оформлено решение о предоставлении водного объекта р. Ока в пользование для целей недропользования (пункт 4.4); не оформлено право пользования земельным участком для целей недропользования (пункт 4.4); проводятся добычные работы до выполнения всех условий лицензии (пункт 4.5). ООО "Строймикс" предупреждено о том, что в случае невыполнения существенных условий лицензионного соглашения (пунктов 4.4, 4.5) по истечение трех месяцев со дня получения уведомления, право пользования недрами по лицензии ТУЛ 57223ТЭ будет прекращено.
Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области 12.07.2013 вынесен приказ N 36-о "О приостановлении права пользования недрами ООО "Строймикс". В соответствии с приказом ООО "Строймикс" запрещена добыча строительных песков и песчано-гравийных материалов на Хорошовском участке в Ясногорском районе Тульской области. Основанием для принятия указанного приказа послужило нарушение ООО "Строймикс" пунктов 4.4 и 4.5 условий пользования недрами. В пункте 4 приказа от 12.07.2013 N 36-о указано, что решение о приостановлении права пользования недрами может быть отменено при условии выполнения недропользователем существенных условий пользования недрами.
В связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензии и систематическим нарушением пользователем недр установленных правил пользования недрами министерством природных ресурсов и экологии Тульской области 15.10.2013 вынесен приказ N 88-О "О досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Строймикс".
Полагая, что данный приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Строймикс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными ненормативными правовыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В силу части 1 статьи 52 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.
Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон N 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона N 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Пунктом 6 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации определено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 15 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.
Согласно пунктам 1, 2, 4, Положения "О Федеральном агентстве по недропользованию", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
В силу пункта 5 Положения Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий; принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 N 13, определено, что министерство природных ресурсов и экологии Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, обеспечения экологической и радиационной безопасности на территории области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Тульской области.
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, в сфере водных отношений и недропользования.
В силу подпункта 20 пункта 4 указанного выше Положения министерство природных ресурсов и экологии Тульской области осуществляет в установленном порядке оформление, государственную регистрацию, выдачу, хранение и учет лицензий на пользование участками недр местного значения, внесение изменений и дополнений в выданные лицензии, а также их переоформление.
Согласно подпунктам 5, 10 пункта 5 Положения министерство природных ресурсов и экологии Тульской области имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации; обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Тульской области от 02.02.1998 N 78-ЗТО "О недропользовании" перечень полномочий органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере недропользования, не является закрытым.
В статье 20 Федерального закона N 2395-1 установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, министерство природных ресурсов и экологии Тульской области является правомочным органом на досрочное прекращение, приостановление или ограничение пользования недрами при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель использует недра на Хорошовском участке в Ясногорском районе в целях геологического изучения и добычи строительных песков и песчано-гравийных материалов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 22.01.2014 по делу N А68-8935/2013, принятом по заявлению ООО "Строймикс" о признании незаконным приказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 12.07.2013 N 36-о "О приостановлении права пользования недрами ООО "Строймикс" установлено нарушение ООО "Строймикс" существенных условий лицензии ТУЛ 57223 ТЭ, выразившееся в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование и в отсутствии оформленного права пользования земельным участком.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" факты, установленные решениями судов, имеют преюдициальное значение.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами.
По смыслу приведенной процессуальной нормы, исследованные и оцененные ранее фактические обстоятельства в рамках определенных правоотношений, установленные судом и зафиксированные судебным решением, не могут опровергаться при необходимости их вторичного исследования судебными инстанциями. После вступления в законную силу решение суда (наряду с исключительностью, неопровержимостью и обязательностью) приобретает еще одно свойство - преюдициальности (предрешаемости), позволяющее рассматривать как имеющую силу закона констатацию судом определенных правоотношений, их содержание (права и обязанности их участников).
Поскольку общество не выполнило существенные условия лицензионного соглашения (пункты 4.4, 4.5 условий пользования недрами - приложение N 3 к данной лицензии), в том числе после направленного в его адрес уведомления министерства от 12.07.2013, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 15.10.2013 N 88-о "О досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Строймикс" является законным, соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в рассматриваемом случае преюдиции, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в деле N А68-8935/2013 принимали участие те же лица, предметом оценки являлся приказ министерства о приостановлении права пользования недрами, который был издан в связи с невыполнением обществом вышеуказанных условий лицензии ТУЛ 57223 ТЭ (пунктов 4.4, 4.5 условий пользования недрами - приложение N 3 к данной лицензии).
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе обществом не заявлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, судебной коллегией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2014 по делу N А68-9754/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймикс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2014 ПО ДЕЛУ N А68-9754/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2014 г. по делу N А68-9754/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от ответчика - министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ОГРН 1067107022795, ИНН 7107096442) - Гришиной Д.А. (доверенность от 30.07.2014 N 7-д), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Строймикс" (Тульская область, п. Барсуки, ОГРН 1027100739929, ИНН 7106043871), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймикс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2014 по делу N А68-9754/2013 (судья Андреева Е.В.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Строймикс" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным приказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (далее по тексту - ответчик, министерство) от 15.10.2013 N 88-о "О досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Строймикс", обязав ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены данного приказа.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 15.10.2013 N 88-о "О досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Строймикс" является законным, соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе ООО "Строймикс" просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что закономерность владения обществом земельным участком, необходимым для геологического изучения и использования недр, подтверждена наличием заключенного договора аренды земельного участка от 20.05.2013. Считает, что в результате отказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в предоставлении обществу права пользования водным объектом р. Ока с целью разведки и добычи полезных ископаемых, ООО "Строймикс" было лишено возможности выполнить условия пользования недрами, установленные лицензией ТУЛ 57223 ТЭ.
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Строймикс" имеет лицензию ТУЛ 57223 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения недр и добычи строительных песков и песчано-гравийных материалов на Хорошовском участке в Ясногорском районе Тульской области, выданную 25.02.2004 на срок до 01.03.2019.
В соответствии с условиями пользования недрами - приложение 3 к данной лицензии (с изменениями от 20.04.2006, от 02.02.2007), поскольку добыча полезного ископаемого в русле р. Оки и на пойменной террасе связана со значительным экологическим риском, пользование ООО "Строймикс" недрами предусмотрено в три этапа.
Пунктом 4.3. условий определено, что на первом этапе в срок до 01.01.2005 недропользователю необходимо провести геологоразведочные работы в контурах А и Б горного отвода и представить геологический отчет с подсчетом запасов на госэкспертизу в установленном порядке. Осуществление добычи во время проведения геологоразведочных работ запрещается.
Согласно пункту 4.4 условий на втором этапе в срок до 01.11.2007 необходимо, в числе прочего, получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с действующим водным законодательством, оформить право пользования земельным участком в соответствии с действующим земельным законодательством.
В силу пункта 4.5 условий на третьем этапе осуществляется добыча песков в соответствии с согласованным проектом и условиями лицензии. Проведение добычных работ до выполнения всех условий первого и второго этапов запрещается.
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области 12.07.2013 уведомило ООО "Строймикс" о том, что последним не выполнены существенные условия пользования недрами, которые предусмотрены лицензией ТУЛ 57223ТЭ, а именно: не оформлено решение о предоставлении водного объекта р. Ока в пользование для целей недропользования (пункт 4.4); не оформлено право пользования земельным участком для целей недропользования (пункт 4.4); проводятся добычные работы до выполнения всех условий лицензии (пункт 4.5). ООО "Строймикс" предупреждено о том, что в случае невыполнения существенных условий лицензионного соглашения (пунктов 4.4, 4.5) по истечение трех месяцев со дня получения уведомления, право пользования недрами по лицензии ТУЛ 57223ТЭ будет прекращено.
Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области 12.07.2013 вынесен приказ N 36-о "О приостановлении права пользования недрами ООО "Строймикс". В соответствии с приказом ООО "Строймикс" запрещена добыча строительных песков и песчано-гравийных материалов на Хорошовском участке в Ясногорском районе Тульской области. Основанием для принятия указанного приказа послужило нарушение ООО "Строймикс" пунктов 4.4 и 4.5 условий пользования недрами. В пункте 4 приказа от 12.07.2013 N 36-о указано, что решение о приостановлении права пользования недрами может быть отменено при условии выполнения недропользователем существенных условий пользования недрами.
В связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензии и систематическим нарушением пользователем недр установленных правил пользования недрами министерством природных ресурсов и экологии Тульской области 15.10.2013 вынесен приказ N 88-О "О досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Строймикс".
Полагая, что данный приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Строймикс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными ненормативными правовыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В силу части 1 статьи 52 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.
Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон N 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона N 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Пунктом 6 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации определено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 15 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.
Согласно пунктам 1, 2, 4, Положения "О Федеральном агентстве по недропользованию", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
В силу пункта 5 Положения Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий; принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 N 13, определено, что министерство природных ресурсов и экологии Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, обеспечения экологической и радиационной безопасности на территории области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Тульской области.
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, в сфере водных отношений и недропользования.
В силу подпункта 20 пункта 4 указанного выше Положения министерство природных ресурсов и экологии Тульской области осуществляет в установленном порядке оформление, государственную регистрацию, выдачу, хранение и учет лицензий на пользование участками недр местного значения, внесение изменений и дополнений в выданные лицензии, а также их переоформление.
Согласно подпунктам 5, 10 пункта 5 Положения министерство природных ресурсов и экологии Тульской области имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации; обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Тульской области от 02.02.1998 N 78-ЗТО "О недропользовании" перечень полномочий органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере недропользования, не является закрытым.
В статье 20 Федерального закона N 2395-1 установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, министерство природных ресурсов и экологии Тульской области является правомочным органом на досрочное прекращение, приостановление или ограничение пользования недрами при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель использует недра на Хорошовском участке в Ясногорском районе в целях геологического изучения и добычи строительных песков и песчано-гравийных материалов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 22.01.2014 по делу N А68-8935/2013, принятом по заявлению ООО "Строймикс" о признании незаконным приказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 12.07.2013 N 36-о "О приостановлении права пользования недрами ООО "Строймикс" установлено нарушение ООО "Строймикс" существенных условий лицензии ТУЛ 57223 ТЭ, выразившееся в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование и в отсутствии оформленного права пользования земельным участком.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" факты, установленные решениями судов, имеют преюдициальное значение.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами.
По смыслу приведенной процессуальной нормы, исследованные и оцененные ранее фактические обстоятельства в рамках определенных правоотношений, установленные судом и зафиксированные судебным решением, не могут опровергаться при необходимости их вторичного исследования судебными инстанциями. После вступления в законную силу решение суда (наряду с исключительностью, неопровержимостью и обязательностью) приобретает еще одно свойство - преюдициальности (предрешаемости), позволяющее рассматривать как имеющую силу закона констатацию судом определенных правоотношений, их содержание (права и обязанности их участников).
Поскольку общество не выполнило существенные условия лицензионного соглашения (пункты 4.4, 4.5 условий пользования недрами - приложение N 3 к данной лицензии), в том числе после направленного в его адрес уведомления министерства от 12.07.2013, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 15.10.2013 N 88-о "О досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Строймикс" является законным, соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в рассматриваемом случае преюдиции, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в деле N А68-8935/2013 принимали участие те же лица, предметом оценки являлся приказ министерства о приостановлении права пользования недрами, который был издан в связи с невыполнением обществом вышеуказанных условий лицензии ТУЛ 57223 ТЭ (пунктов 4.4, 4.5 условий пользования недрами - приложение N 3 к данной лицензии).
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе обществом не заявлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, судебной коллегией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 18.06.2014 по делу N А68-9754/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймикс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)