Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2015 N 11АП-3148/2015 ПО ДЕЛУ N А55-22588/2014

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2015 г. по делу N А55-22588/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июня 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу администрации городского округа Самара на решение от 24.01.2015 и определение об исправлении опечатки от 25.01.2015, принятые Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-22588/2014 (судья Ануфриева А.Э.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания холдинга "Волгопромгаз" (ОГРН 1026300892420), г. Самара,
к администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300967417), г. Самара,
об урегулировании разногласий,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Митянова Н.И. по доверенности от 11.06.2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания холдинга "Волгопромгаз" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Калининградская/ ул. Стадионная, д. 21а/16а, площадью 2166 кв. м, КН 63:01:0418011:754, фактически занимаемого нежилым зданием и прилегающей территорией, в котором просит:
- - принять пункт 2.1. договора в следующей редакции: "Цена участка составляет 978 548 руб. 12 коп. без НДС;
- - принять пункт 2.4. договора в следующей редакции: "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной в п. 2.1 суммы в размере 978 548 руб. 12 коп. на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964 КПП 631601001, расчетный счет 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, код бюджетной классификации 70511406012040000430, ОКАТО 36401000000".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2015, в редакции определения об исправлении опечатки от 25.01.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и определение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы считает, что не имеется оснований для продажи земельного участка в размере рыночной стоимости 978548,12 руб., действовавшей на момент подачи истцом заявления о предоставлении земельного участка в собственность. По мнению Министерства, поскольку с 25.11.2013 вступило в силу постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, то основания для применения кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 на момент заключения договора купли-продажи земельного участка отсутствуют. Таким образом, при расчете выкупной цены земельного участка Министерство исходит из суммы 7023961,12 руб., которая является единственно правильной и соответствует действующему на момент подачи заявления законодательству.
В судебном заседании 28.04.2015 представитель ответчика заявил ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства Министерства на Администрацию городского округа Самара, которой переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории Самарской области.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 ходатайство Министерства о процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена в порядке процессуального правопреемства ответчика по делу - Министерство имущественных отношений Самарской области, на муниципальное образование "Городской округ Самара" в лице Администрации городского округа Самара. Судебное заседание отложено на 12 час. 00 мин. 04 июня 2015 года.
Представитель истца в судебном заседании просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание ответчик не явился, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещен надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое здание - склад, площадью 210,9 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Калининградская/ул.Стадионная, д. 21а/16а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2008.
Данный объект недвижимости и прилегающая территория расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0418011:754, площадью 2166 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Калининградская/ ул. Стадионная, д. 21а/16а.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, с 01.07.2006 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством наделено Министерство имущественных отношений Самарской области.
29.06.2012 ООО УКХ "Волгапромгаз" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность общества земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Калининградская/ ул. Стадионная, д. 21а/16а, площадью 2166 кв. м, КН 63:01:0418011:754, фактически занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 13.07.2012 N 590 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 26.11.2012 N 1-1/135 ООО УКХ "Волгапромгаз" приобщило к заявлению о предоставлении земельного участка кадастровый паспорт земельного участка.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 09.06.2014 N 1251 ответчик направил истцу проект договора купли-продажи и акт приема-передачи земельного участка.
Не согласившись с условиями договора в части выкупной цены земельного участка, письмом от 08.07.2014 N 1-1/88 истец направил ответчику протокол разногласий относительно содержания пунктов 2.1, 4.2, которое ответчиком получено 08.07.2014, однако с его стороны не подписан.
Поскольку при заключении данного договора стороны не пришли к согласию, истец обратился с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Как усматривается из материалов дела, в проекте договора купли-продажи земельного участка ответчик предусмотрел выкупную цену спорного земельного участка в размере 7 023 961 руб. 12 коп., то есть 30% от кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основании Постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610.
По мнению истца, Министерство использовало незаконный порядок определения цены выкупа земельного участка, что и явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Истец считает правомерным определение выкупной цены в размере 12 -кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, на основании статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку обратился с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
В обоснование определения льготной цены выкупа земельного участка истец ссылается на то, что на момент первоначальной подачи заявления (29.06.2012, вх.. N 21066), были представлены все требуемые документы в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г.
Поскольку в государственном кадастре недвижимости на момент подачи заявления отсутствовали сведения об испрашиваемом земельном участке, истец в соответствии с п. 6 Приложения N 2 указанного Порядка представил схему земельного участка. Документы Министерством заявителю возвращены не были.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Требование дополнительных документов незаконно (абзац 2 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, действовавшим в период обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в числе которых обозначен и кадастровый паспорт земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Порядок предоставления земельных участков (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1. Порядка юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку, к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к Порядку.
Согласно п. 2.2 Порядка, в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Судом установлено, что истцом в качестве приложения к заявлению в Министерство были представлены все документы в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Порядку.
Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Все данные заявитель указал в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 6 Приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, заявитель должен представить в Министерство кадастровый паспорт. В случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке, заявителем представляется план-схема земельного участка.
Поскольку в государственном кадастре недвижимости на момент подачи заявления отсутствовали сведения об испрашиваемом земельном участке, заявитель в соответствии с п. 6 Приложения N 2 представил схему земельного участка.
Согласно п. 2.3 Порядка, Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Между тем документы Министерством заявителю возвращены не были.
Таким образом, на момент подачи заявления, истец представил все требуемые в соответствии с законодательством документы.
В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения: в городах Самаре, Тольятти - в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Пунктом 5 Постановления Самарской Городской Думы от 24.11.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" установлена налоговая ставка 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, к которым относится спорный земельный участок.
Кадастровая стоимость земельного участка на основании Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 составляет 5 436 378 руб. 42 коп., при удельном показателе кадастровой стоимости 2509 руб. /кв. м, что также следует из кадастрового паспорта земельного участка от 01.11.2012.
Таким образом, выкупная цена спорного земельного участка составляет 978 548 руб. 12 коп. (5436378,42 х 1,5% х 12).
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560, от 16.12.2011 N ОГ-Д23-2502, от 16.12.2011 N Д23-5188 лица, подавшие заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявлений.
На основании изложенного обоснованно применение льготной цены выкупа земельного участка, предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса", которая составляет 978 548 руб. 12 коп., следовательно иск подлежит удовлетворению.
По мнению Министерства, поскольку с 25.11.2013 г. вступило в силу постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, следовательно, для применения кадастровой стоимости в соответствии с постановлением N 473 на момент заключения договора купли-продажи земельного участка оснований не имеется. Таким образом Министерство считает, что выкупной цены испрашиваемого земельного участка в размере 7023961,12 руб. является единственно правильным расчетом выкупной цены и полностью соответствует действующему на момент подачи заявления законодательству.
Однако суд апелляционный инстанции не может согласиться с данным доводом ответчика по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что возникший между сторонами при заключении договора купли-продажи спорного земельного участка спор сводится к определению того, какая рыночная стоимость земельного участка подлежит применению для расчета выкупной цены, а именно: стоимость земельного участка, действовавшая на момента обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка, или стоимость, существовавшая на момент заключения договора купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 555 ГК РФ цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием.
Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены в статье 36 Земельного кодекса РФ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством.
В соответствии с п. 3.3 Порядка в двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка и принимает решение о его предоставлении в собственность.
С учетом указанных положений норм действующего законодательства выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка до 01.07.2012 г., необходимые документы и кадастровый паспорт был предоставлен ответчику вместе с заявлением, доказательств обратного ответчиком не предоставлено. Таким образом, истец надлежащим образом обратился за выкупом земельного участка, что не оспаривается ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд считает необоснованными доводы Министерства в апелляционной жалобе о применении цены выкупа согласно постановлению Правительства Самарской области N 610 в размере 7023961,12 руб., что составляет 30% от кадастровой стоимости земельного участка, определенной вышеуказанным постановлением.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными, и не могут служить основанием к отмене либо изменению принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом вышеизложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2015, определение об исправлении опечатки от 25.01.2015 по делу N А55-22588/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА

Судьи
С.Ш.РОМАНЕНКО
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)