Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Логиновой О.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бундиной Ю.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владимира на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.03.2014 по делу N А11-216/2014, принятое судьей Поповой З.В. по иску открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701793336), г. Москва, в лице филиала открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Волго-Окское предприятие магистральных электрических сетей, г. Владимир, пос. Энергетик, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, г. Владимир, при участии третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, г. Владимир, администрации Владимирской области, г. Владимир, администрации города Владимира, г. Владимир, общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС", г. Воронеж, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 392 885 кв. м с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, в размере равной его рыночной стоимости и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости,
в отсутствие представителей сторон, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Волго-Окское предприятие магистральных электрических сетей обратилось в суд исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 392 885 кв. м с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, в размере равной его рыночной стоимости, об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенном по адресу: г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 231 366 047 руб. 65 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, администрация города Владимира, администрация Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области.
Решением от 31.03.2014 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области и результаты кадастровой стоимости утверждены постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720. Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 не отменено, является действующим и основанным на законодательстве Российской Федерации.
Заявитель считает, что оснований полагать, что кадастровая стоимость является недостоверной, как то указывает истец, не имеется.
Считает, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка не является обстоятельством нарушения прав и законных интересов истца.
Кроме того, указывает, что представленный истцом отчет независимого оценщика, а также экспертиза на него не доказывают нарушения прав истца.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в отзыве просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие полномочного представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (арендодатель) и ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (арендатор) подписан договор от 20.09.2013 N 1082-ф аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенный по адресу: Владимирская обл., МО город Владимир (городской округ), г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31.
В соответствии с пунктом 2.1 договора на участке находятся объекты недвижимости: ПС 750 кВ Владимирская (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 20.04.2007 серии АА N 004617).
Срок аренды определен в пункте 3.1 договора с 01.06.2013 по 31.05.2026.
Согласно пункту 4.1 договора размер арендной платы за участок в год составляет 4 211 727 руб. 20 коп., что соответствует 350 977 руб. 27 коп. в месяц.
Участок передан истцу по акту от 20.05.2013.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:015016:51 установлена в размере 505 044 126 руб.
В результате произведенных кадастровых работ в 2012 году площадь участка уточнена с 474 300 кв. м до 392 885 кв. м. В этой связи расчет его кадастровой стоимости произведен пропорционально изменению площади в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 12.06.2006 N 222. Кадастровая стоимость объекта недвижимости составила 418 351 805 руб. 70 коп.
Согласно отчету от 26.10.2013 N с8664-2 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному ЗАО "Многопрофильный деловой центр", рыночная стоимость земельного участка площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенного по адресу: Владимирская обл., г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, составляет 231 366 047 руб. 65 коп.
В соответствии с экспертным заключением от 31.10.2013 N 703/02-13 отчет от 26.10.2013 N с8664-2 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Согласно представленному ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" отчету от 26.10.2013 N с8664-2, рыночная стоимость земельного участка площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенного по адресу: Владимирская обл., г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, составляет 231 366 047 руб. 65 коп.
Данный отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135, федеральным стандартам оценки (экспертное заключение от 31.10.2013 N 703/02-13).
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования, предъявленные к органу кадастрового учета, по изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Между тем, ответчик, а также третьи лица, в том числе администрация города Владимира, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили в материалы дела доказательства того, что отчет от 26.10.2013 N с8664-2 об определении рыночной стоимости земельного участка, а также экспертное заключение от 31.10.2013 N 703/02-13 на указанный отчет не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недостоверными. Указанные доказательства в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке не опровергнуты и не опорочены. Ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, ни ответчиком, ни третьими лицами, включая администрацию города Владимира, не заявлялись.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведенную оценку и составленные отчеты, пришел к выводу, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в соответствии с представленными истцом отчетами.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения указанной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть на будущий период.
Момент применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в размере рыночной, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, где указано, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В связи с изложенным, суд первой инстанции, правомерно определил рыночную стоимость земельного участка на дату определения кадастровой стоимости.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на отсутствие со стороны органа кадастрового учета противоправного поведения и, следовательно, отсутствие спора о праве и нарушения прав истца.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данная позиция основана на неверном толковании норм законодательства.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, нормы земельного законодательства предусматривают и дают возможность заинтересованному лицу при несоответствии внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и его рыночной стоимости, обратиться в суд о защите своего права посредством внесения изменений сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 913/11, где указано, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
По смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации обращаясь с иском о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, истец, по сути, предъявляет требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в кадастре, и ответчиком по такому делу является то лицо, которое уполномочено вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Поскольку соответствующие полномочия на основании приказов Росреестра от 11.03.3010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 переданы ФГБУ "ФКП Росреестр", следовательно, надлежащим ответчиком по спору об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, является Кадастровая палата и именно Кадастровая палата обязана исполнять судебный акт.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривается, поскольку заявитель жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.03.2014 по делу N А11-216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2014 ПО ДЕЛУ N А11-216/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу N А11-216/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Логиновой О.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бундиной Ю.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владимира на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.03.2014 по делу N А11-216/2014, принятое судьей Поповой З.В. по иску открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701793336), г. Москва, в лице филиала открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Волго-Окское предприятие магистральных электрических сетей, г. Владимир, пос. Энергетик, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, г. Владимир, при участии третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, г. Владимир, администрации Владимирской области, г. Владимир, администрации города Владимира, г. Владимир, общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС", г. Воронеж, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 392 885 кв. м с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, в размере равной его рыночной стоимости и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости,
в отсутствие представителей сторон, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Волго-Окское предприятие магистральных электрических сетей обратилось в суд исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 392 885 кв. м с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, в размере равной его рыночной стоимости, об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенном по адресу: г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 231 366 047 руб. 65 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, администрация города Владимира, администрация Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью НПО "ГеоГИС", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области.
Решением от 31.03.2014 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области и результаты кадастровой стоимости утверждены постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720. Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 не отменено, является действующим и основанным на законодательстве Российской Федерации.
Заявитель считает, что оснований полагать, что кадастровая стоимость является недостоверной, как то указывает истец, не имеется.
Считает, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка не является обстоятельством нарушения прав и законных интересов истца.
Кроме того, указывает, что представленный истцом отчет независимого оценщика, а также экспертиза на него не доказывают нарушения прав истца.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в отзыве просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие полномочного представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (арендодатель) и ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (арендатор) подписан договор от 20.09.2013 N 1082-ф аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенный по адресу: Владимирская обл., МО город Владимир (городской округ), г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31.
В соответствии с пунктом 2.1 договора на участке находятся объекты недвижимости: ПС 750 кВ Владимирская (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 20.04.2007 серии АА N 004617).
Срок аренды определен в пункте 3.1 договора с 01.06.2013 по 31.05.2026.
Согласно пункту 4.1 договора размер арендной платы за участок в год составляет 4 211 727 руб. 20 коп., что соответствует 350 977 руб. 27 коп. в месяц.
Участок передан истцу по акту от 20.05.2013.
Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:015016:51 установлена в размере 505 044 126 руб.
В результате произведенных кадастровых работ в 2012 году площадь участка уточнена с 474 300 кв. м до 392 885 кв. м. В этой связи расчет его кадастровой стоимости произведен пропорционально изменению площади в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 12.06.2006 N 222. Кадастровая стоимость объекта недвижимости составила 418 351 805 руб. 70 коп.
Согласно отчету от 26.10.2013 N с8664-2 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненному ЗАО "Многопрофильный деловой центр", рыночная стоимость земельного участка площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенного по адресу: Владимирская обл., г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, составляет 231 366 047 руб. 65 коп.
В соответствии с экспертным заключением от 31.10.2013 N 703/02-13 отчет от 26.10.2013 N с8664-2 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава 111.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Согласно представленному ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" отчету от 26.10.2013 N с8664-2, рыночная стоимость земельного участка площадью 392 885 кв. м, с кадастровым номером 33:22:015016:51, расположенного по адресу: Владимирская обл., г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Энергетиков, д. 31, составляет 231 366 047 руб. 65 коп.
Данный отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135, федеральным стандартам оценки (экспертное заключение от 31.10.2013 N 703/02-13).
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования, предъявленные к органу кадастрового учета, по изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Между тем, ответчик, а также третьи лица, в том числе администрация города Владимира, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили в материалы дела доказательства того, что отчет от 26.10.2013 N с8664-2 об определении рыночной стоимости земельного участка, а также экспертное заключение от 31.10.2013 N 703/02-13 на указанный отчет не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недостоверными. Указанные доказательства в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке не опровергнуты и не опорочены. Ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, ни ответчиком, ни третьими лицами, включая администрацию города Владимира, не заявлялись.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведенную оценку и составленные отчеты, пришел к выводу, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в соответствии с представленными истцом отчетами.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения указанной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть на будущий период.
Момент применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в размере рыночной, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, где указано, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В связи с изложенным, суд первой инстанции, правомерно определил рыночную стоимость земельного участка на дату определения кадастровой стоимости.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на отсутствие со стороны органа кадастрового учета противоправного поведения и, следовательно, отсутствие спора о праве и нарушения прав истца.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данная позиция основана на неверном толковании норм законодательства.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, нормы земельного законодательства предусматривают и дают возможность заинтересованному лицу при несоответствии внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и его рыночной стоимости, обратиться в суд о защите своего права посредством внесения изменений сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 913/11, где указано, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
По смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации обращаясь с иском о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, истец, по сути, предъявляет требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в кадастре, и ответчиком по такому делу является то лицо, которое уполномочено вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Поскольку соответствующие полномочия на основании приказов Росреестра от 11.03.3010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 переданы ФГБУ "ФКП Росреестр", следовательно, надлежащим ответчиком по спору об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, является Кадастровая палата и именно Кадастровая палата обязана исполнять судебный акт.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривается, поскольку заявитель жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.03.2014 по делу N А11-216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.А.БОГУНОВА
Е.А.БОГУНОВА
Судьи
О.А.ЛОГИНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
О.А.ЛОГИНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)