Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от Закрытого акционерного общества "САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" - Адамова Ю.А., по доверенности от 09.01.2013 года N 20,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Ягубян И.Е., по доверенности от 29.12.2012 года N 14442,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 марта 2013 года по делу N А55-1914/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Закрытого акционерного общества "САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" (ИНН 6316004884, ОГРН 1026301152558), г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
установил:
Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившегося в непредоставлении и неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, около дома N 112а, площадью 81 кв. м, используемого под ТП-1643, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Департамент управления имуществом городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что суд необоснованно восстановил пропущенный срок для обращения в суд.
Податель жалобы считает, что судом не дана правовая оценка доводу Департамента об отсутствии у уполномоченного органа местного самоуправления по утверждению схемы расположения земельного участка полномочия на изготовление данной схемы.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что заявитель 09.09.2011 представил в Департамент план границ и схему испрашиваемого земельного участка с каталогом координат поворотных точек и у Департамента имелась возможность утвердить представленную в сентябре 2011 года заявителем схему не соответствует обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что судом не дана правовая оценка обстоятельству относительно принадлежности ТП-1643 заявителю.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Закрытого акционерного общества "САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, около дома N 112а, площадью 81 кв. м, используемого под ТП-1643.
26.08.2011 Министерство направило в Департамент управления имуществом городского округа Самара обращение N 12-4/0021/10-с об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 09.09.2011 N 15-07-10/46032 Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил заявителю представить ряд документов. Запрашиваемые документы были предоставлены ЗАО "СГЭС" 09.09.2011 (вх. N 15-01-07/14269).
Письмами от 30.03.2012 N 15-07-10/12530 и от 02.10.2012 N 15-07-10/41601 Департамент сообщил заявителю о том, что представленная им схема не соответствует требованиям статьи 2 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" и что работа по его заявлению будет продолжена после представления указанной схемы.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившегося в непредоставлении и неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на кадастровый учет (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На органы местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность по утверждению схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанной нормой права определен срок для реализации данной обязанности, равный одному месяцу с момента получения соответствующего заявления или обращения.
Актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления вышеуказанных земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, является Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Пунктами 2.4 - 2.6 Порядка определены особенности утверждения схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.4 Порядка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6 Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным по утверждению схем расположения земельных участков, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Департамент управления имуществом городского округа Самара указывает на то, что изготовление схемы расположения земельного участка является обязанностью лица, обратившегося за его предоставлением. По мнению Департамента управления имуществом городского округа Самара, поскольку заявителем схема не изготовлена и не представлена, с его стороны отсутствует незаконное бездействие по неутверждению схемы.
Судом первой инстанции указанная ссылка правомерно признана необоснованной.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475 к числу документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок отнесены: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Судом верно отмечено в решении, что схема расположения земельного участка, в указанном Перечне не поименована, следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по предоставлению такого документа.
Кроме того, 09.09.2011 заявитель представил в Департамент план границ и схему испрашиваемого земельного участка с каталогом координат поворотных точек, из которых возможно определить местонахождение испрашиваемого земельного участка.
Ссылка департамента на то, что указанная схема не соответствует требованиям статьи 2 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" правильно отклонен судом, т.к. указный закон вступил в силу лишь 01.01.2012, и у Департамента имелась возможность утвердить представленную в сентябре 2011 года заявителем схему.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что поскольку Департамент управления имуществом городского округа Самара, как уполномоченный орган местного самоуправления, оставил без ответа обращения Министерства имущественных отношений Самарской области и ЗАО "СГЭС", то тем самым проявил бездействие, которым нарушил требования ст. 36 ЗК РФ и п. п. 2.5, 2.6 Порядка, а также законные права и интересы заявителя и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные обществом требования.
Ссылку подателя жалобы на необоснованное восстановление судом пропущенного заявителем срока на обращение в суд апелляционный суд считает неосновательной.
Представители заявителя ходатайствовали о восстановлении срока на обращение в суд. Ходатайство мотивировано тем, что заявитель пытался урегулировать спор во внесудебном порядке. Последнее обращение в адрес ответчика имело место 25.10.2012.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом верно отмечено в решении, что при рассмотрении ходатайства заявителя о восстановлении процессуального срока на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления необходимо учитывать позицию Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950, согласно пункту 1 статьи 6 которой "Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Исходя из содержания статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, суды не должны формально относиться к рассмотрению дел и в каждом конкретном случае выяснять причины пропуска срока и если эти причины являются уважительными - восстанавливать срок.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.03.2007 N 1911/2007 о том, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда, и принимая во внимание, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением суд правомерно посчитал возможным в данном конкретном случае восстановить заявителю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что нормативно-правовые акты не содержат нормы, обязывающей уполномоченный орган местного самоуправления осуществлять изготовление схем расположения земельных участков.
Однако, в соответствии с п. 2.2. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей не связанных со строительством, уполномоченный орган в пределах своей компетенции обеспечивает реализацию мероприятий по образованию земельных участков для последующего предоставления их гражданам и юридическим лицам в установленном порядке. Для этого уполномоченный орган осуществляет следующие действия:
в недельный срок с момента поступления обращения министерства об утверждении схемы расположения земельного участка организует работу с заявителем, обратившимся в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, в целях изготовления схемы расположения земельного участка.
С учетом этого вывод суда о незаконном бездействии Департамента управления имуществом городского округа Самара является обоснованным.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что судом не дана правовая оценка обстоятельству относительно принадлежности ТП-1643 заявителю.
Однако право оценивать доказательства принадлежности здания заявителю принадлежит лицу, к которому ЗАО "СГЭС" обращается с заявлением о предоставлении земельного участка, а именно - Министерству имущественных отношений Самарской области.
Кроме того, это обстоятельство никак не связано с оспариваемым в рамках настоящего дела бездействием Департамента по утверждению схемы.
Определение в решении суда адреса лица, которому необходимо направить утвержденную схему - а именно Министерству имущественных отношений Самарской области - не изменяет верных выводов, к которым пришел суд в мотивировочной части решения и не нарушает нормы права.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 марта 2013 года по делу N А55-1914/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N А55-1914/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N А55-1914/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от Закрытого акционерного общества "САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" - Адамова Ю.А., по доверенности от 09.01.2013 года N 20,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Ягубян И.Е., по доверенности от 29.12.2012 года N 14442,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 марта 2013 года по делу N А55-1914/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Закрытого акционерного общества "САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" (ИНН 6316004884, ОГРН 1026301152558), г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
установил:
Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившегося в непредоставлении и неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, около дома N 112а, площадью 81 кв. м, используемого под ТП-1643, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Департамент управления имуществом городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что суд необоснованно восстановил пропущенный срок для обращения в суд.
Податель жалобы считает, что судом не дана правовая оценка доводу Департамента об отсутствии у уполномоченного органа местного самоуправления по утверждению схемы расположения земельного участка полномочия на изготовление данной схемы.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что заявитель 09.09.2011 представил в Департамент план границ и схему испрашиваемого земельного участка с каталогом координат поворотных точек и у Департамента имелась возможность утвердить представленную в сентябре 2011 года заявителем схему не соответствует обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что судом не дана правовая оценка обстоятельству относительно принадлежности ТП-1643 заявителю.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Закрытого акционерного общества "САМАРСКИЕ ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, около дома N 112а, площадью 81 кв. м, используемого под ТП-1643.
26.08.2011 Министерство направило в Департамент управления имуществом городского округа Самара обращение N 12-4/0021/10-с об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 09.09.2011 N 15-07-10/46032 Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил заявителю представить ряд документов. Запрашиваемые документы были предоставлены ЗАО "СГЭС" 09.09.2011 (вх. N 15-01-07/14269).
Письмами от 30.03.2012 N 15-07-10/12530 и от 02.10.2012 N 15-07-10/41601 Департамент сообщил заявителю о том, что представленная им схема не соответствует требованиям статьи 2 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" и что работа по его заявлению будет продолжена после представления указанной схемы.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившегося в непредоставлении и неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на кадастровый учет (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На органы местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность по утверждению схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством. Указанной нормой права определен срок для реализации данной обязанности, равный одному месяцу с момента получения соответствующего заявления или обращения.
Актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления вышеуказанных земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, является Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Пунктами 2.4 - 2.6 Порядка определены особенности утверждения схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в процессе предоставления таких земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.4 Порядка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6 Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", органом местного самоуправления городского округа Самара, уполномоченным по утверждению схем расположения земельных участков, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Департамент управления имуществом городского округа Самара указывает на то, что изготовление схемы расположения земельного участка является обязанностью лица, обратившегося за его предоставлением. По мнению Департамента управления имуществом городского округа Самара, поскольку заявителем схема не изготовлена и не представлена, с его стороны отсутствует незаконное бездействие по неутверждению схемы.
Судом первой инстанции указанная ссылка правомерно признана необоснованной.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475 к числу документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок отнесены: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Судом верно отмечено в решении, что схема расположения земельного участка, в указанном Перечне не поименована, следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по предоставлению такого документа.
Кроме того, 09.09.2011 заявитель представил в Департамент план границ и схему испрашиваемого земельного участка с каталогом координат поворотных точек, из которых возможно определить местонахождение испрашиваемого земельного участка.
Ссылка департамента на то, что указанная схема не соответствует требованиям статьи 2 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" правильно отклонен судом, т.к. указный закон вступил в силу лишь 01.01.2012, и у Департамента имелась возможность утвердить представленную в сентябре 2011 года заявителем схему.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что поскольку Департамент управления имуществом городского округа Самара, как уполномоченный орган местного самоуправления, оставил без ответа обращения Министерства имущественных отношений Самарской области и ЗАО "СГЭС", то тем самым проявил бездействие, которым нарушил требования ст. 36 ЗК РФ и п. п. 2.5, 2.6 Порядка, а также законные права и интересы заявителя и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные обществом требования.
Ссылку подателя жалобы на необоснованное восстановление судом пропущенного заявителем срока на обращение в суд апелляционный суд считает неосновательной.
Представители заявителя ходатайствовали о восстановлении срока на обращение в суд. Ходатайство мотивировано тем, что заявитель пытался урегулировать спор во внесудебном порядке. Последнее обращение в адрес ответчика имело место 25.10.2012.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом верно отмечено в решении, что при рассмотрении ходатайства заявителя о восстановлении процессуального срока на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления необходимо учитывать позицию Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950, согласно пункту 1 статьи 6 которой "Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Исходя из содержания статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, суды не должны формально относиться к рассмотрению дел и в каждом конкретном случае выяснять причины пропуска срока и если эти причины являются уважительными - восстанавливать срок.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.03.2007 N 1911/2007 о том, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда, и принимая во внимание, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением суд правомерно посчитал возможным в данном конкретном случае восстановить заявителю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что нормативно-правовые акты не содержат нормы, обязывающей уполномоченный орган местного самоуправления осуществлять изготовление схем расположения земельных участков.
Однако, в соответствии с п. 2.2. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей не связанных со строительством, уполномоченный орган в пределах своей компетенции обеспечивает реализацию мероприятий по образованию земельных участков для последующего предоставления их гражданам и юридическим лицам в установленном порядке. Для этого уполномоченный орган осуществляет следующие действия:
в недельный срок с момента поступления обращения министерства об утверждении схемы расположения земельного участка организует работу с заявителем, обратившимся в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, в целях изготовления схемы расположения земельного участка.
С учетом этого вывод суда о незаконном бездействии Департамента управления имуществом городского округа Самара является обоснованным.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что судом не дана правовая оценка обстоятельству относительно принадлежности ТП-1643 заявителю.
Однако право оценивать доказательства принадлежности здания заявителю принадлежит лицу, к которому ЗАО "СГЭС" обращается с заявлением о предоставлении земельного участка, а именно - Министерству имущественных отношений Самарской области.
Кроме того, это обстоятельство никак не связано с оспариваемым в рамках настоящего дела бездействием Департамента по утверждению схемы.
Определение в решении суда адреса лица, которому необходимо направить утвержденную схему - а именно Министерству имущественных отношений Самарской области - не изменяет верных выводов, к которым пришел суд в мотивировочной части решения и не нарушает нормы права.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 марта 2013 года по делу N А55-1914/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)