Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А72-2321/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу N А72-2321/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой К.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 августа 2013 г. по делу N А72-2321/2013 (судья Крамаренко Т.М.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Промтехнологии" (ИНН 7328067760, ОГРН 1127328001350), г. Ульяновск,
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), г. Ульяновск,
об обязании внести изменения в сведения о стоимости земельного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Администрация города Ульяновска, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Промтехнологии" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области об обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость в размере 24220588 рублей в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 26488 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в 180 метрах северо-восточнее здания по 7 проезду Инженерному, д. 1, кадастровый номер 73:24:021110:146.
Определением от 05.03.2013 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Администрацию города Ульяновска.
Определением от 20.05.2013 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 августа 2013 исковые требования удовлетворены. Суд обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области внести в государственный кадастр недвижимости, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:021110:146, площадью 26 488 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в 180 метрах северо-восточнее здания по 7 проезду Инженерному, д. 1, равной его рыночной стоимости в размере 24 220 588 руб. 00 коп. С федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Промтехнологии" взыскано 4 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Ульяновска обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Администрацией г. Ульяновска (Арендодатель) и ОАО "Корпорация развития Ульяновской области" (Арендатор) 03.09.2012 года заключен договор N 24-2-494 аренды земельного участка с кадастровым номером 73:24:021110:146, согласно которому Арендатору в арендное пользование был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, территориальная зона П3, площадью 26 488 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в 180 метрах северо-восточнее здания по 7 проезду Инженерному, д. 1 для использования под строительство производственного объекта.
Из материалов дела следует, что 25.09.2012 года между ОАО "Корпорация развития Ульяновской области" и ООО "Промтехнологии" подписан договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 03.09.2012 года N 24-2-494, по которому все права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды перешли к ООО "Промтехнологии".
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Абзацем 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
Согласно абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1 договора размер арендной платы за земельный участок определяется от кадастровой стоимости земельного участка в процентном отношении, установленном в "Порядке определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 года N 510.
Поскольку, спорный земельный участок является вновь образованным, определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N 222.
Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.
В соответствии с п. 2.1.17 методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Пункт 2.6 методических указаний исходит из того, что в случае образования нового земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:021110:146 по состоянию на 03.07.2012 года составляет 57 931 639 руб. 92 коп. Кадастровая стоимость рассчитана с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 187,09 руб. /кв. м, установленного Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В Постановлении от 28.06.2011 года N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Учитывая изложенное, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как верно установлено судом первой инстанции, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:021110:146, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство производственного объекта, площадью 26 488 кв. м, находящегося по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в 180 метрах северо-восточнее здания по 7 проезду Инженерному, д. 1, установлена на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" по состоянию на 03.07.2012 года в размере 57 931 639 руб. 92 коп. (л.д. 56).
Согласно отчету экспертной организации N 0013/13 от 17.01.2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:021110:146 площадью 26 488 кв. м, расположенному по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в 180 метрах северо-восточнее здания по 7 проезду Инженерному, д. 1, по состоянию на 03.07.2012 года составляет 24 220 588 руб. 00 коп.
Данное заключение получило положительную оценку НП "Саморегулируемая организация Ассоциация российских магистров оценки".
Поскольку результаты экспертизы ответчиком и третьими лицами не оспорены, оснований не доверять выводам эксперта у суда первой инстанции отсутствовали.
Оценив представленные сторонами доказательства, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:021110:146 площадью 26 488 кв. м, расположенному по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в 180 метрах северо-восточнее здания по 7 проезду Инженерному, д. 1, в размере его рыночной стоимости 24 220 588 руб. 00 коп. являются правомерными.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно Положению о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области Филиал осуществляет в том числе, следующие виды деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по настоящему делу внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, указав сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:021110:146 площадью 26 488 кв. м, расположенному по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в 180 метрах северо-восточнее здания по 7 проезду Инженерному, д. 1, в размере его рыночной стоимости 24 220 588 руб. 00 коп.
Возражения заявителя о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 августа 2013 г. по делу N А72-2321/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)