Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-12815/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению Департамента управления имуществом г.о. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, Росреестр) от 05.03.2014 N 01/651/2014-378 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская и обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская (т. 1 л.д. 4-10).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле: Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2014 по делу N А55-12815/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 05.03.2014 N 01/651/2014-378 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская (т. 2 л.д. 109-111).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 2-8).
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 22.01.2014 Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская.
Сообщением от 05.03.2014 N 01/651/2014-378 в совершении вышеназванных регистрационных действий заявителю отказано. Основанием для отказа явилось отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав (т. 1 л.д. 11-14).
Считая отказ незаконным, и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из материалов дела видно, что право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Некрасовская зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2013 (т. 1 л.д. 15).
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суд первой инстанции правильно указал, что учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Некрасовская, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка.
Указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию (т. 1 л.д. 23).
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831.
Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Суд первой инстанции правильно указал, что из содержания кадастрового паспорта следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства улица Некрасовская (т. 1 л.д. 16-22).
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что из имеющихся в материалах дела документов следует, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку Министерства имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность граждан.
В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога введена в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1961 году, указанное сооружение имеет протяженность 1198 м, а с учетом вспомогательных параметров (проезжая часть, тротуары, территория озеленения, осветительные опоры) ее площадь составляет 24 357 кв. м.
Данные характеристики подтверждены техническим паспортом, который учитывался при государственной регистрации права.
Нормы отвода земель определялись на основании "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, впоследствии статьей 25 Закона N 257-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
Испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию в 1961 году, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит статьям 17 - 20, 30.1 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Департамент управления имуществом городского округа Самара в соответствии со статьей 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации восстановление нарушенного права заявителя возможно путем обязания регистрирующего органа осуществить регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2014 по делу N А55-28460/2013, от 16.12.2014 по делу N А55-2068/2014, от 16.01.2015 по делу N А55-3697/2014.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-12815/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2015 N 11АП-18892/2014 ПО ДЕЛУ N А55-12815/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу N А55-12815/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-12815/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению Департамента управления имуществом г.о. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
Министерство строительства Самарской области, г. Самара,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, Росреестр) от 05.03.2014 N 01/651/2014-378 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская и обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская (т. 1 л.д. 4-10).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле: Министерство имущественных отношений Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2014 по делу N А55-12815/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 05.03.2014 N 01/651/2014-378 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская (т. 2 л.д. 109-111).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 2-8).
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 22.01.2014 Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Некрасовская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27082, площадью 24357 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Некрасовская.
Сообщением от 05.03.2014 N 01/651/2014-378 в совершении вышеназванных регистрационных действий заявителю отказано. Основанием для отказа явилось отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав (т. 1 л.д. 11-14).
Считая отказ незаконным, и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из материалов дела видно, что право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Некрасовская зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2013 (т. 1 л.д. 15).
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружения находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Указанным Перечнем предусмотрено представление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суд первой инстанции правильно указал, что учитывая наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства улица Некрасовская, в рассматриваемом случае достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка.
Указанные документы на государственную регистрацию были представлены, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию (т. 1 л.д. 23).
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" форма кадастрового паспорта земельного участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831.
Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Суд первой инстанции правильно указал, что из содержания кадастрового паспорта следует, что он образован для размещения объекта дорожного хозяйства улица Некрасовская (т. 1 л.д. 16-22).
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что из имеющихся в материалах дела документов следует, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона для регистрации и достаточные для проведения регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку Министерства имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность граждан.
В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога введена в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1961 году, указанное сооружение имеет протяженность 1198 м, а с учетом вспомогательных параметров (проезжая часть, тротуары, территория озеленения, осветительные опоры) ее площадь составляет 24 357 кв. м.
Данные характеристики подтверждены техническим паспортом, который учитывался при государственной регистрации права.
Нормы отвода земель определялись на основании "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, впоследствии статьей 25 Закона N 257-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
Испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию в 1961 году, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит статьям 17 - 20, 30.1 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Департамент управления имуществом городского округа Самара в соответствии со статьей 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Согласно статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации восстановление нарушенного права заявителя возможно путем обязания регистрирующего органа осуществить регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2014 по делу N А55-28460/2013, от 16.12.2014 по делу N А55-2068/2014, от 16.01.2015 по делу N А55-3697/2014.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2014 года по делу N А55-12815/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)