Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1817/2015

Требование: О признании незаконным отказа администрации сельского поселения в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: В связи с утратой договора аренды и необходимостью надлежащего оформления прав на земельный участок истец обратился с заявлением в администрацию о предоставлении этого земельного участка в аренду, но получил отказ в связи с тем, что спорный участок предназначен для предоставления многодетным семьям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. по делу N 33-1817/2015


Судья: Исаева Л.В.
Докладчик: Михалева О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.
судей Михалевой О.В., Фроловой Е.М.
при секретаре П.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца З. на решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 30 апреля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований З. к администрации сельского поселения Вязовский сельсовет Лебедянского района Липецкой области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и постановлений администрации сельского поселения Вязовский сельсовет Лебедянского муниципального района N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12 от ДД.ММ.ГГГГ года отказать.
Заслушав доклад судьи Михалевой О.В., судебная коллегия

установила:

З. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации сельского поселения Вязовский сельсовет в предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка, расположенного за принадлежащим ему на праве собственности домом N <адрес> в кадастровом квартале N, площадью <данные изъяты> кв. м для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с основным видом разрешенного использования (Ж1), согласно утвержденным правилам землепользования и застройки.
В дополнительном требовании в ходе судебного разбирательства просил признать незаконными постановления администрации сельского поселения Вязовский сельсовет Лебедянского района N 7, 8, 9, 10, 11, 12 от 25.03.2015 г., которыми утверждаются схемы расположения семи земельных участков, площадью <данные изъяты> кв. м каждый, в кадастровом квартале N, расположенных в категории земель населенных пунктов для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, с местоположением: <адрес> (участок N 1 - участок N 7).
Определением Лебедянского районного суда Липецкой области от 07.04.2015 г. в качестве соответчика привлечена администрация Лебедянского муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании З. и его представитель по доверенности П.А. свои требования поддержали, пояснив, что З. является собственником жилого дома и земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенных по адресу: <адрес> В пользовании с 2001 г. за его жилым домом находятся смежные земельные участки площадью 5000 кв. м, и, на условиях аренды, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные в зоне застройки Ж1Б, для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с утратой договора аренды и необходимостью надлежащего оформления прав на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился с заявлением в администрацию Вязовского сельсовета о предоставлении этого земельного участка в аренду, но получил отказ в связи с тем, что спорный участок предназначен для предоставления многодетным семьям. Отказ является незаконным, поскольку спорный участок расположен в зоне застройки и землепользования Ж1Б, предусматривающей возможность ведения личного подсобного хозяйства. Он, являясь инвалидом <данные изъяты> в связи с аварией на ЧАЭС, имеет преимущественное право на выделение в его пользование спорного земельного участка на условиях договора аренды, так как указанный договор был им ранее заключен с администрацией Вязовского сельсовета.
Представители заинтересованных лиц - глава администрации Вязовского сельсовета Б., представитель Вязовского сельсовета по доверенности Х. требования не признали, ссылаясь на то, что права З. как землепользователя не нарушены, свою льготу на предоставление земельного участка в первоочередном порядке истец, являясь <данные изъяты>, использовал, так как ему был выделен земельный участок для строительства жилого дома в 2001 г. Спорное землепользование находится в муниципальной собственности и на момент обращения З. о предоставлении его в аренду, фактически формировались земельные участки для предоставления их в собственность многодетным семьям. Доводы З. и его представителя по доверенности П.А. о наличии договора аренды спорного земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м являются необоснованными, такого договора с ним не заключалось. Согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Вязовского сельсовета Лебедянского муниципального района, спорный участок площадью <данные изъяты> кв. м, находится в жилой зоне Ж1Б, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами усадебного типа с содержанием домашнего скота и птицы, в кадастровом квартале N, за жилым домом <адрес>. Просили отказать в удовлетворении требований.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе заявитель З. просит отменить решение суда, ссылаясь на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Выслушав заявителя З. и его представителя по доверенности П.А., поддержавших апелляционную жалобу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ФЗ РФ от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ" полномочия по управлению и распоряжению земельными участками с 01 марта 2015 года перешли к городскому и сельскому поселениям.
Согласно ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение или временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Не подлежат государственной регистрации договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.
В соответствии пп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ст. 39.15 п. п. 7, 8 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
- Согласно ст. 11.10 п. 16 пп. 3 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- В силу ст. 11.9 п. 1 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции установлено, что З. на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. является собственником жилого дома и земельного участка с КН N, площадью <данные изъяты> кв. м, по тому же адресу (л.д. 97 - 98).
Из схемы и акта согласования границ земельного участка с КН N следует, что согласно описания смежеств, указанный участок граничит с землями общего пользования по фасаду (точки 1 - 2), правая и задняя межи (точки 3 - 4 - 1) (л.д. 99об. - 100). Данный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ., его местоположение: <адрес> разрешенное использование под строительство жилого дома, площадь 1500, площадь и местоположение границ земельного участка соответствуют материалам межевания (л.д. 101 - 102).
Дополнительно З. земельные участки не выделялись (л.д. 105 - 107), однако фактически без какого-либо оформления и законных оснований он пользуется земельными участками площадью <данные изъяты> кв. м, и <данные изъяты> кв. м, расположенными за домовладением N <адрес> (л.д. 107).
З. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы администрации <адрес> сельского поселения <адрес> сельсовет просил согласовать предоставление ему в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в кадастровом квартале N за домом N <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 5).
Согласно ответу администрации сельского поселения Вязовский сельсовет N 92 от 18.03.2015 г., испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и не может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. Предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства для усадебного типа: минимальная (максимальная) площадь земельных участков - 900 - 2500 кв. м (включая площадь застройки). Администрацией Лебедянского района заключен договор на оказание услуг N 1 от ДД.ММ.ГГГГ. по формированию 7 земельных участков для индивидуального жилищного строительства в районе д. N <адрес> для предоставления их в собственность многодетным семьям (л.д. 7 - 8).
Судом установлено, что земельный участок истца с КН N, смежные земельные участки площадью <данные изъяты> кв. м и <данные изъяты> кв. м расположены в кадастровом квартале N в зоне "Ж-1Б" зона застройки индивидуальными жилыми домами усадебного типа с содержанием домашнего скота и птицы, а также организация родовых усадеб с возможностью ведения личного подсобного хозяйства с минимально разрешенным набором услуг местного значения (л.д. 30, 31, 58, 59, 60 - 88, 112 - 116).
Согласно сообщению администрации Лебедянского муниципального района N N от ДД.ММ.ГГГГ., земельные участки, расположенные в районе д<адрес>, формируются для предоставления в собственность многодетным семьям (л.д. 146).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности отказа главы администрации сельского поселения Вязовский сельсовет в предварительном согласовании предоставления земельного участка З. Вывод суда первой инстанции основан на вышеприведенных правовых нормах и установленных по делу обстоятельствах.
Из материалов дела следует, что З. поставлен вопрос о согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв. мв аренду для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в жилой зоне Ж-1Б - зона застройки индивидуальными жилыми домами усадебного типа с содержанием домашнего скота и птицы.
Само по себе то обстоятельство, что в ответе сельской администрации содержится ссылка на расположение спорного земельного участка в жилой зоне Ж1А, не препятствовало рассмотрению дела и не являлось основанием для удовлетворения заявленных требований. Суд рассмотрел вопрос о наличии у истца оснований для согласования предоставления ему на условиях аренды спорного земельного участка, и таких оснований не установил.
Согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Вязовский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, утв. решением Совета депутатов сельского поселения Вязовский сельсовет N от ДД.ММ.ГГГГ года, для зоны Ж-1Б предельные размеры земельных участков и для жилых домов усадебного типа с возможностью ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с территориальными строительными нормами и в зависимости от типа дома и других местных особенностей. Минимальная (максимальная) площадь земельных участков для села <адрес> от <данные изъяты> кв. м. В соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Вязовский сельсовет N от ДД.ММ.ГГГГ года, максимальный размер земельных участков, предоставляемых в собственность для индивидуального жилищного строительства - 2000 кв. м, минимальный - 500 кв. м. Таким образом, исходя из приведенных норм, размер земельного участка, подлежащего предоставлению в зоне Ж-1Б может составить от <данные изъяты> до <данные изъяты> кв. м.
Как следует из схемы земельного участка, представленной заявителем З., размер испрашиваемого им земельного участка составляет <данные изъяты> кв. м, что превышает максимальные пределы размеров земельных участков, установленных для зоны Ж-1Б.
Доводы заявителя о том, что в данном случае подлежат применению предельные нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства - 2,5 га, поскольку вспомогательным видом разрешенного использования охватывается такая деятельность, не состоятельны.
Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей право на использование предоставленного земельного участка определенной категории не в соответствии с установленным целевым назначением для данной категории.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Исходя из п. 2 данной статьи применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании п. 3 указанной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу изложенного, земельный участок в зоне Ж-1Б может быть использован для ведения подсобного хозяйства только в рамках вспомогательного вида разрешенного использования, в предельных размерах, установленных для основного разрешенного использования, т.е. площадью <данные изъяты> кв. м. Поскольку З. испрашивается земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является правомерным, соответствующим требованиям ст. 39.15 п. 8 пп. 1, ст. 11.10 п. 16 пп. 3, ст. 11.9 п. 1 Земельного кодекса РФ.
Постановлениями администрации сельского поселения Вязовский сельсовет Лебедянского района Липецкой области N 7, 8, 9, 10, 11, 12 от 25.03.2015 г. утверждены схемы расположения участков N 1 - N 6 на кадастровом плане в кадастровом квартале N, площадью <данные изъяты> кв. м каждый, в категории земель населенных пунктов, для размещения объекта индивидуального жилищного строительства, с местоположением: РФ, <адрес> с. <адрес>, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесенных в "Список граждан, поставленных на учет на первоочередное получение земельных участков на ДД.ММ.ГГГГ. в г. <адрес> районе". Названные постановления соответствуют требованиям действующего законодательства, оснований для признания их незаконными и нарушающими права заявителя З., не имеется.
Судом проверены доводы заявителя о его праве на получение земельного участка в аренду в силу ранее имевшегося предоставления по договору аренды, а также в силу имеющихся у него установленных законом льгот. Не установив таких оснований, суд правильно отказал в удовлетворении заявления и в указанной части.
Довод в апелляционной жалобе о том, что заявленные З. требования рассмотрены судом в исковом производстве, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, основанием для отмены обжалуемого правильного по существу решения суда не являются.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, не допущено. Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 30 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя З. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)