Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10951

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для ведения индивидуального садоводства.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу отказали в предоставлении земельного участка для ведения садоводства на том основании, что испрашиваемый участок не находится в фонде перераспределения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N 33-10951


Судья Теплоухова И.М.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н. судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю. при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 01 сентября 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Ш. о признании решения от 09.04.2014 г. об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, о признании права на получение земельного участка с кадастровым номером <...> в аренду сроком на 05 лет, расположенного по адресу: <...>, площадью 1500 кв. м для ведения индивидуального садоводства отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя администрации Краснокамского муниципального района - Ч., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ш. обратилась в суд с заявлением о признании отказа в предоставлении земельного участка от 09.04.2014 г. неправомерным и о признании за ней права на получение земельного участка с кадастровым номером <...> в аренду, сроком на 5 лет, расположенного по адресу - <...>, площадью 1500 кв. м для ведения индивидуального садоводства.
В заявлении указала, что 24.10.2012 г. обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: южнее с. Мысы, площадью 1500 кв. м 27.11.12 г. главой администрации Оверятского городского поселения было дано положительное заключение о возможности формирования данного земельного участка для заявленных целей. 13.12.12 г. информация о предоставлении земельного участка была опубликована в газете "Краснокамская звезда" N 81. После получения схемы расположения земельного участка, она за свой счет провела кадастровые работы, осуществила государственный кадастровый учет в порядке, установленном ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", участку присвоен кадастровый номер. В начале апреля 2013 г. кадастровый паспорт на земельный участок был представлен в Комитет имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района. 18.04.2013 г. она получила письмо об отказе в предоставлении земельного участка. С данным решением не согласна.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Ш. указывая, что при принятии предварительного решения о предоставлении земельного участка, а также согласовании схемы расположения участка какой-либо речи о фонде перераспределения не велось. Требования о предоставлении земельного участка ею основываются на положениях ст. 34 ЗК РФ. Ее заявление о предоставлении земельного участка было единственным. В соответствии с публикацией о предоставлении этого же участка под строительство каких-либо заявлений не поступало, в связи с чем участок подлежал предоставлению ей.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом первой инстанции установлено, что Ш., проживающая в п. Ласьва Краснокамского района обратилась в Комитет имущественных отношений администрации 25.10.12 г. с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения индивидуального садоводства, расположенного южнее с. Мысы, площадью 1500 кв. м в аренду сроком на 58 лет /л.д. 8/.
27.11.12 г. главой администрации Оверятского городского поселения дано заключение о возможности предоставления земельного участка в аренду для индивидуального садоводства в соответствии с Генеральным планом Оверятского городского поселения, испрашиваемый участок расположен на землях сельскохозяйственного использования. /л.д. 9/. Опубликование информации о предоставлении участка произведено в газете "Краснокамская звезда" от 13.12.2012 г. /л.д. 10/.
06.06.2013 г. были внесены изменения в информацию о предоставлении земельного участка в СМИ от 06.06.2013 г. N 25 для целей связанных со строительством".
Согласно информации из публичной кадастровой карты, копии кадастрового паспорта явствует, что земельный участок поставлен на временный кадастровый учет 11.03.2013 г. /л.д. 24, 12-14/.
Письмом от 04.04.2014 г. Ш. отказано в предоставлении земельного участка для ведения садоводства, по основанию того, что испрашиваемый участок не находится в фонде перераспределения /л.д. 6-7/.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что первичное предоставление земельных участков для садоводства возможно только садоводческому некоммерческому объединению за счет земель, находящихся в фонде перераспределения земель. Поскольку земельный участок в фонде перераспределения не значится, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка закону не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не усмотрел.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, устанавливается этим Кодексом и Федеральным законом N 66-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 66-ФЗ садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Названный Федеральный закон предусматривает право граждан вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (пункт 1 статьи 8 указанного Закона), то есть действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально и, следовательно, граждане вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, определяется ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Данной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что предусматривается пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данным положениям закона судом надлежащая оценка не дана.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок испрашивался Ш. в целях ведения индивидуального садоводства, что исходя из анализа вышеприведенных положений закона не исключается, поэтому вывод суда о первичном предоставлении земельного участка лишь садоводческому объединению правильным признать нельзя.
Заявление истицы подлежало разрешению в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ, во исполнение требований которого заявитель обеспечила за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и поставила его на кадастровый учет. Из выписки кадастрового паспорта следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования для ведения индивидуального садоводства. Отказывая в признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, суд первой инстанции также не учел, что такого основания как отсутствие земельного участка в фонде перераспределения земель, положения закона не содержат.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. По делу следует вынести новое решение о признании отказа в предоставлении земельного участка от 09.04.2014 года незаконным. Поскольку решение вопроса о предоставлении земельного участка входит в компетенцию органа местного самоуправления, судебная коллегия считает возможным направить заявление Ш. на повторное рассмотрение в администрацию Краснокамского района для его разрешения
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Краснокамского суда Пермского края от 01 сентября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать отказ администрации Краснокамского муниципального района Пермского края от 09.04.2014 года в предоставлении земельного участка Ш. незаконным.
Направить заявление Ш. о предоставлении земельного участка по адресу: <...>, площадью 1500 кв. м для ведения индивидуального садоводства на повторное рассмотрение в администрацию Краснокамского муниципального района Пермского края.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)