Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-83/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N 3-83/2014


Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Волошиной Е.В. при секретаре К., с участием представителя истца М., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации г. Хабаровска Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

А. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 7800 кв. м, расположенного <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект складского назначения различного профиля, после покупки которого из кадастрового паспорта земельного участка узнала, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>., что не соответствовало его рыночной стоимости, завышенный размер кадастровой стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, тем самым нарушаются права истца как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка итоговая величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г. составляет <данные изъяты>., значительное расхождение между данными кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной оценщиком, обусловлено характеристиками земельного участка, с учетом п. 3 ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" и представленного отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости подлежит внесению рыночная стоимость земельного участка в размере <данные изъяты>. в качестве новой кадастровой стоимости с 01.01.2014 г.
Просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 7800 кв. м, расположенного <адрес>, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
На основании определения суда от 25 ноября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена администрация г. Хабаровска.
В судебном заседании представитель истца М. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что на отчет об оценке представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.12.2012 г., в последний раз государственная кадастровая оценка проводилась по состоянию на 01.01.2007 г., результаты государственной кадастровой оценки были в 2007 г., поэтому оценщик применил показатели и характеристики земельных участков по состоянию на 01.01.2007 г.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, администрации г. Хабаровска Я. считает иск необоснованным, пояснила, что отчет об оценке не может отражать рыночную стоимость, поскольку подготовлен путем сравнительного анализа, используются документы 2013 г., подход оценщика необъективен, кроме того, учитывая то, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.12.2012 г., согласно положениям ст. ст. 24.18, 24.19 Федерального закона "Об оценочной стоимости" рыночная стоимость данного земельного участка должна быть определена по состоянию на 12.12.2012 г., в представленном отчете рыночная стоимость земельного участка определена на 01.01.2007 г., на тот момент, когда земельного участка не существовало.
Истец А., представители ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Опрошенный в судебном заседании 05.12.2014 г. представитель ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. иск не признал и пояснил, что надлежащим ответчиком по делу является Управление Росреестра, сомнений в законности отчета об оценке, положительного заключения на отчет об оценке, не имеется.
В представленном в суд отзыве на исковое заявление представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю просил отказать в заявленных требованиях к Управлению, указал, что внесение сведений в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка не входит в полномочия Управления, Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, в случае принятия решения судом об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости данная информация будет передана в орган кадастрового учета, который внесет ее в ГКН.
Выслушав представителя истца М., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, администрации г. Хабаровска, Я., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, истцом приобретен в собственность земельный участок, расположенный по <адрес>, с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект складского назначения различного профиля.
Право собственности истца на земельный участок зарегистрировано 14.06.2013 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.06.2013 г., запись регистрации права N в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 14.06.2013 г.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 12.12.2012 г.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края. Кадастровая стоимость земельных участков на территории г. Хабаровска определена на 01.01.2007 г.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка установлена путем умножения площади земельного участка (7800 кв. м) и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель г. Хабаровска (<данные изъяты>.) и составляет <данные изъяты>. Данная кадастровая стоимость земельного участка рассчитана в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Хабаровского края.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Истец, заявив исковые требования, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, является нарушение прав истца, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Согласно положений ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из положений ст. 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей данного Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.12.2012 г., датой определения его кадастровой стоимости в силу ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является дата внесения сведений о земельном участке, в том числе сведений о его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 12 декабря 2012 года.
В статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу данного положения одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно представленному в материалы дела Отчету N от 10.07.2014 г. об оценке, выполненному ООО Дальневосточная экспертиза и оценка, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г. составляет <данные изъяты>
На данный Отчет представлено положительное экспертное заключение N от 20.10.2014 г. Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", из которого следует, что выводы, сделанные Оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными.
Однако в соответствии с требованиями ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка была определена на 12.12.2012 г., то рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на 12.12.2012 г., что следует из требований ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка определена на дату, которая не соответствует дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка.
Из изложенного следует, что не подлежит удовлетворению требование истца о признании кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 г. в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 15 декабря 2014 года.

Судья
Хабаровского краевого суда
Е.В.ВОЛОШИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)