Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2015 N 05АП-15258/2014 ПО ДЕЛУ N А51-25037/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. N 05АП-15258/2014

Дело N А51-25037/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 20 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
апелляционное производство N 05АП-15258/2014
на решение от 23.10.2014
судьи Д.А. Самофал
по делу N А51-25037/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кип-ит" (ИНН 2543027023, ОГРН 1132543009917, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.05.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от ООО "Кип-ит": представитель Каурова Т.В. по доверенности от 01.09.2014, сроком до 31.08.2015, паспорт;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Морошкин А.Н. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4918, сроком до 31.12.2015, паспорт;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Кип-ит" (далее - заявитель, общество, ООО "Кип-ит") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - ответчик, Управление, УГА) от 08.08.2014 N 14490/20У об отказе в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, примерной площадью 537 кв. м, расположенного по адресу, г. Владивосток, в районе ул. Фонвизина, 4, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, и о понуждении Управления обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 537 кв. м, расположенного по адресу, г. Владивосток, в районе ул. Фонвизина, 4, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы заявитель настаивает на том, что поскольку испрашиваемый земельный участок полостью расположен в границах территории, в отношении которой в соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 09.04.2014 N 4347 ведутся работы по разработке проекта планировки территории, то предоставление участка в испрашиваемых целях в настоящее время не представляется возможным, ввиду того, что указанную территорию невозможно будет использовать для размещения объектов строительства, определенных в результате проведенных работ по планировке.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Кип-ит" на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "Кип-ит" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 537 кв. м, в аренду сроком на 5 лет, для строительства с предварительным согласованием места размещения центра по предоставлению бытовых услуг населению, расположенного в районе ул. Фонвизина 4, в г. Владивостоке.
В дополнение к поданному в Департамент заявлению общество также представило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обоснование примерного размера земельного участка.
08.07.2014 в администрацию г. Владивостока поступило письмо Департамента от 02.07.2014 N 20/03/02-12/21521 с обращением об обеспечении выбора земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте по заявлению ООО "Кип-ит".
Письмом от 08.08.2014 N 14490/20у УГА сообщило Департаменту и ООО "Кип-ит" об отказе в обеспечении выбора земельного участка, указав, что границы испрашиваемого земельного участка располагаются в границах территории жилого района города Владивостока, утвержденных постановлением администрации г. Владивостока от 09.04.2014 N 4347 "О подготовке документации по планировке территории в районе ул. Всеволода Сибирцева г. Владивостока".
Не согласившись с решением администрации, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Кип-ит" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение УГА администрации г. Владивостока от 08.08.2014 N 14490/20У не соответствует положениям статьей 30 - 32 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующим выводам ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Порядок выдачи актов о выборе земельных участков в г. Владивостоке установлен Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - Регламент N 1608).
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 537 кв. м, в аренду сроком на 5 лет, для строительства с предварительным согласованием места размещения центра по предоставлению бытовых услуг населению, расположенного в районе ул. Фонвизина, 4 в г. Владивостоке. Заявление Общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 ЗК РФ, в связи с чем правомерно направлены департаментов в администрацию.
Отказывая в выборе и утверждении схемы земельного участка для строительства, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока сослалось на то обстоятельство, что границы испрашиваемого земельного участка располагаются в границах территории жилого района города Владивостока, утвержденные постановлением администрации города Владивостока от 09.04.2014 N 4347 "О подготовке документации по планировке территории в районе ул. Всеволода Сибирцева города Владивостока".
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, а также особенности подготовки этой документации в случае ее разработки на основании решения органа местного самоуправления поседения или городского округа, установлены статьями 45 - 56 ГрК РФ.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что документация по планировке территории конкретизирует утвержденную документацию о градостроительном зонировании. Согласно части 15 статьи 46 ГрК РФ на основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Владивостока от 09.04.2014 N 4347 инициирована подготовка Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока документации по планировке территории в районе ул. Всеволода Сибирцева города Владивостока".
Вместе с тем, анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что приостановление оказания органами местного самоуправления услуги по обеспечению выбора земельного участка по заявлениям лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, на период подготовки документации по планировке территории не предусмотрено.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" также не изменяет общего порядка предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае проведения работ по разработке документации о планировке территории.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вышеприведенными нормативными положениями не предусмотрено приостановление оказания органами местного самоуправления услуг по обеспечению выбора земельного участка по заявлениям лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, на период подготовки документации по планировке территории.
При изложенных обстоятельствах, у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения по рассмотренному основанию.
Вместе с тем, оценивая возможность образования земельного участка на основании заявления общества и размещения на нем объекта бытового обслуживания населения, коллегия принимает во внимание, что согласно представленного в материалы дела фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока спорный земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, размещение объектов бытового обслуживания относится к основным видам разрешенного использования указанной зоны.
При этом такие объекты могут размещаться только на земельных участках, примыкающих:
- - к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования;
- - к границам зоны объектов автомобильного транспорта;
- - к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования;
- - к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
Из представленных в дело графических материалов, в том числе обзорной схемы земельного участка следует, что испрашиваемый земельный участок не примыкает к красным линиям улиц и дорог, являющихся территориями общего пользования, к границам зоны объектов автомобильного транспорта, земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, а также к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта.
Таким образом, образование земельного участка в указанном заявителем районе и последующее размещение на нем объекта бытового обслуживания не соответствует условиям предусмотренным Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
По правилам пункта 2.8 Регламента N 1608 нарушения Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка, и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований.
Коллегия принимает во внимание, что указанное обстоятельство не было положено в обоснование оспариваемого отказа.
Однако в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Управления не может нарушать права и законные интересы заявителя, тем более, что какие-либо права и законные интересы в отношении спорного земельного участка у него не возникли.
По результатам рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции решение Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2014 следует отменить следует принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2014 по делу N А51-25037/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)