Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 28.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу N 33-5012


Судья: Магомедов У.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.
судей Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Г.Н., Г.К., Г.А., Х.Р., М.Ю.Э. и К. на решение Кизлярского городского суда от 07 ноября 2013 года по делу по заявлению Г.Н., Г.К., Г.А., Х.Р., М.Ю.Э., К. о признании незаконным бездействия администрации городского округа "город Кизляр" по передаче им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2853,7 кв. м по <адрес>, N, занятого 4-квартирным жилым домом в долях указанных в постановлении администрации от <дата> N 122/22, и обязании администрации городского округа "город Кизляр" устранить их нарушенное право и направить им проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка,

установила:

Г.Н., Г.К., Г.А., Х.Р., М.Ю.Э., К. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа "город Кизляр" по передаче им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2853,7 кв. м по <адрес>, N, занятого 4-квартирным жилым домом в долях указанных в постановлении администрации от <дата> г. N 122/22, и обязании администрации городского округа "город Кизляр" устранить их нарушенное право и направить им проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, указав в обосновании своих требований, что они являются сособственниками жилого дома, расположенного по адресу: РД, <адрес>, N, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Постановлением администрации городского округа "город Кизляр" от 28 июня 2011 г. N 122/22 им передан в общее долевое арендное пользование земельный участок площадью 2853,7 кв. м по <адрес>, N с кадастровым номером N, занятый 4-квартирным жилым домом. Договор аренды не оформлен. В настоящее время они желают приобрести данный земельный участок в общую долевую собственность. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ они имеют право на исключительную приватизацию земельного участка в общую долевую собственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Из ч. 3, ч. 5 ст. 36 ЗК РФ следует, что для приобретения прав на земельный участок сособственники совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
24.05.2013 г. они обратились в администрацию городского округа "город Кизляр" с заявлением о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2853,7 кв. м по <адрес>, N, занятый 4-квартирным жилым домом в долях указанных в постановлении администрации от <дата> N 122/22.
25.07.2013 г. они повторно по почте направили письмо в администрацию городского округа "город Кизляр". Однако, они не получили от администрации городского округа "город Кизляр" ответ на свое обращение.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Отказ в приватизации земельного участка возможен лишь по основаниям, указанным в Земельном кодексе РФ либо в иных федеральных законах. В настоящее время обстоятельства, препятствующие приватизации земли, указаны в пункте 4 статьи 28 ЗК РФ и в статье 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". По смыслу этих норм перечень оснований для отказа в приватизации земли является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Просят признать бездействие администрации городского округа "город Кизляр" по передаче им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2853,7 кв. м по ул. <адрес>, N, занятого 4-квартирным жилым домом в долях указанных в постановлении администрации от <дата> N 122/22, незаконным и обязании администрации городского округа "город Кизляр" устранить их нарушенное право.
Решением Кизлярского городского суда от 07 ноября 2013 года постановлено: "В удовлетворении заявления Г.Н., Г.К., Г.А., Х.Р., М.Ю.Э., ФИО6 о признании бездействия администрации городского округа "город Кизляр" по передаче им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2853,7 кв. м по <адрес>, N, занятого 4-квартирным жилым домом в долях указанных в постановлении администрации от <дата> г. N 122/22, незаконным и обязании администрации городского округа "город Кизляр" устранить их нарушенное право и направить им проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка - отказать".
На указанное решение заявителями подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянты указывают, что по смыслу ст. 36 ЗК РФ и сложившейся правоприменительной практике собственник здания вправе выбирать титул на землю и это обстоятельство не может являться основанием отказа в приватизации земельного участка, что усматривается из п. 4 ст. 28 ЗК РФ и ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". По смыслу этих норм перечень оснований для отказа в приватизации земли является исчерпывающим.
Кроме того, в обоснование отказа в удовлетворении требований суд необоснованно сослался на договор N 1 от 31.10.2013 г. администрации ГО "город Кизляр" с ООО "Научно-внедренческий центр "Интеграционные технологии" по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы управления территорией муниципального образования "город Кизляр" Республики Дагестан" и разработки правил землепользования и застройки муниципального образования "город Кизляр", указав, что это обстоятельство в силу ч. 2 ст. 70.1 ЗК РФ свидетельствуют о резервировании земель для муниципальных нужд и влекут установление различного рода ограничений по использованию земель. В данном случае, указание на резервирование совершенно голословно, суду не были представлены доказательства того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд.
Судом при рассмотрении настоящего дела не принято во внимание и материалами дела не подтверждено нахождение объектов на испрашиваемом земельном участке, при наличии которых, согласно содержания ст. ст. 27, 28, 85 ЗК РФ, а также ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизация земельных участков не допускается.
Судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, а именно п. п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, п. 2 ст. 15 ЗК РФ и п. 1 ст. 36 ЗК РФ.
Также податели жалобы указывают, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 ЗК РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В связи с чем, у администрации городского округа "город Кизляр" отсутствовали правовые основания к отказу в передаче в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка.
В судебное заседание представитель Администрации городского округа "город Кизляр", извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, причину неявки не сообщил.
До начала разбирательства дела, по поручению суда осуществлен телефонный вызов представителя администрации ГО "город Кизляр" М.Д., который подтвердил, что администрация ГО "город Кизляр" извещена о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным приступить к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав объяснения представителя Г.Н. - адвоката Абдуллаевой П.А., просившей об отмене решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.
В силу ст. 3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
При этом положениями ч. ч. 6, 7, 8 ст. 36 ЗК РФ в их взаимосвязи установлена обязанность соответствующего исполнительного органа государственной власти в случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, принять решение о предоставлении такого участка в собственность или аренду на основании соответствующего заявления с приложением кадастрового паспорта этого участка.
Иной порядок приобретения прав на земельные участки, находящихся в государственной и муниципальной собственности действующим земельным законодательством не установлен.
В силу ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Только для приобретения земельного участка в собственность необходимо совместное обращение всех собственников в уполномоченный орган.
Согласно абз. 4 п. 4 ст. 28 ЗК РФ одним из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является факт резервирования таких участков для государственных или муниципальных нужд.
Из анализа законодательства следует, что нормы Земельного кодекса РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Что касается п. 4 ст. 28 ЗК РФ, то данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд. В данном же случае к отношениям сторон следует применять положения ст. 36 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Отказывая в удовлетворении заявления заявителей, суд сослался на договор N 1 от 31.10.2013 г. между администрацией городского округа "город Кизляр" и ООО "Научно-внедренческий центр "Интеграционные технологии" по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы управления территорией муниципального образования "город Кизляр" Республики Дагестан" и разработки правил землепользования и застройки муниципального образования "город Кизляр". По мнению суда, обстоятельства связанные с заключением данного договора в силу ч. 2 ст. 70.1 ЗК РФ свидетельствуют о резервировании земель для нужд муниципального образования "город Кизляр" и влекут установление различного рода ограничений по использованию земель.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом судьи районного суда.
В силу п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение), к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
В силу п. 8 Положения орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела администрацией городского округа "город Кизляр" не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, сведения о резервирования земельного участка не отражены и в кадастровом паспорте на испрашиваемый в собственность земельный участок. Материалами дела также не подтверждено наличие объектов на указанном земельном участке, при наличии которых, согласно содержания ст. ст. 27, 28, 85 ЗК РФ, а также статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизация земельных участков не допускается.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 12 ФЗ-59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из материалов дела, заявители Г.Н., Г.К., Г.А., Х.Р., М.Ю.Э., К. являются собственниками 4-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, N, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
24 мая 2013 года указанные лица совместно обратились в администрацию городского округа "город Кизляр" с заявлением о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2853,7 кв. м, по <адрес>, N 116/25, <адрес>, однако ответа на свое обращение не получили.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель администрации городского округа "город Кизляр" не дал пояснений относительно того, по какой причине обращение заявителей ими не было рассмотрено. В обжалуемом решении суда также отсутствуют выводы в указанной части.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что со стороны администрации городского округа "город Кизляр" в отношении заявителей имело место неправомерное бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявления в установленный законом срок.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для отказа заявителям в предоставлении в собственность земельного участка не имелось, обоснованными.
На основании ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия находит, что решение Кизлярского городского суда от 07 ноября 2013 года надо отменить, поскольку судом не правильно применены нормы материального права.
Учитывая, что имеющиеся доказательства достаточны для принятия решения, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявления Г.Н., Г.К., Г.А., Х.Р., М.Ю.Э., К.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан

определила:

Апелляционную жалобу Г.Н., Г.К., Г.А., Х.Р., М.Ю.Э., К. удовлетворить.
Решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 07 ноября 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Заявление Г.Н., Г.К., Г.А., Х.Р., М.Ю.Э., К. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа "город Кизляр" Республики Дагестан, выразившееся в не рассмотрении и не разрешении заявления Г.Н., Г.К., Г.А., Х.Р., М.Ю.Э., К. о передаче им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2853,7 кв. м, по <адрес>, N 116/25, <адрес>, занятого 4-квартирным жилым домом, в долях, указанных в постановлении администрации городского округа "город Кизляр" от <дата> года N 122/22.
Обязать администрацию городского округа "город Кизляр" устранить нарушенное право и направить заявителям проект договора о передаче в собственность заявителей испрашиваемого земельного участка.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)