Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец считает, что отказ органа местного самоуправления в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта противоречит законодательству.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Домрачева И.Г.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Ноябрьск Ж.
на решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 01 апреля 2015 года, которым постановлено:
Заявление Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации г. Ноябрьска в предоставлении Г. земельного участка с предварительным согласованием размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию г. Ноябрьска в течение месяца в установленном Земельным кодексом РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) порядке рассмотреть поданное Г. ДД.ММ.ГГГГ заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., судебная коллегия
определила:
Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Ноябрьска об отказе в предоставлении ему земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка и осуществить предварительное согласование размещения объекта. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию г. Ноябрьска с заявлением о выборе расположенного в зоне <адрес> земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Отказ ответчика был мотивирован ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N П-58, а именно тем, что на испрашиваемую территорию разработана и утверждена документация по планировке территории селитебной зоны г. Ноябрьска, предоставление земельных участков для указанных нужд производится исключительно на торгах. При этом ему сразу отказано в предоставлении земельного участка, постановленный в заявлении вопрос о его выборе не рассматривался.
В судебном заседании Г. участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Л. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Администрации г. Ноябрьск в судебном заседании участия не принимал, просил дело рассмотреть без его участия, в письменных возражениях просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
С решением не согласен представитель Администрации г. Ноябрьска Ж., в жалобе просила его отменить. В обоснование указала, что постановлением Администрации г. Ноябрьска от 27.01.2009 N П-58 "Об утверждении проекта планировки территории селитебной зоны г. Ноябрьска" на испрашиваемую заявителем территорию разработана и утверждена документация по планировке территории селитебной зоны г. Ноябрьска, следовательно, осуществить выбор земельного участка для строительства на испрашиваемой территории не предоставляется возможным. Также указала, что на момент обращения Г. в орган местного самоуправления постановлением Администрации города от 17.07.2013 года N П-867 был установлен перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в собственности МО г. Ноябрьск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми органы местного самоуправления имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В возражении на апелляционную жалобу представитель заявителя Л. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ноябрьск - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит основания для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, в том числе Земельным кодексом РФ.
На момент рассмотрения заявления Г. действовал Земельный кодекс РФ в редакции ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ вступили в силу изменения, которыми определен иной порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений ст. 30 Земельного Кодекса РФ (в ранее действующей редакции) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Пунктом 2.1 установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Г. обратился в Администрацию г. Ноябрьск с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, согласно которому заявитель просил произвести выбор земельного участка и осуществить предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с изменением границ участка, имеющего кадастровый номер N, адресный ориентир: <адрес>, для дальнейшего размещения (строительства) магазина модульного типа в зоне Ж.2 (подзона Ж.2-9). В заявлении также указал, что впоследствии предполагает оформление права аренды земельного участка сроком на 49 лет. К заявлению приложил ситуационный план размещения земельного участка, ориентировочную схему размещения объекта, копию паспорта заявителя и копия свидетельства о его постановке на учет в налоговом органе (л.д. 8-12).
2 февраля 2015 года заявителю Администрацией г. Ноябрьска был дан ответ о невозможности осуществления выбора земельного участка для строительства в связи с тем, что на испрашиваю территорию разработана и утверждена документация по планировке территории селитебной зоны г. Ноябрьска, а предоставление земельных участков для строительства предприятия розничной и мелкооптовой торговли осуществляется исключительно на торгах (л.д. 13).
Судом установлено, что заявление Г. соответствовало требованиям ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, поэтому органу местного самоуправления надлежало определить варианты размещения объекта, провести процедуру необходимых согласований. Фактически заявителю было отказано в предоставлении земельного участка без проведения действий по выбору другого земельного участка, что является существенным нарушением Земельного кодекса РФ.
С указанным выводом согласиться нельзя в силу следующего.
Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 27.01.2009 года N П-58 "Об утверждении проекта планировки территории селитебной зоны г. Ноябрьска", утверждена документация по планировке территории селитебной зоны г. Ноябрьска.
Согласно СНиП 23-05095 селитебная территория - это территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательский институтов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Постановлением МО г. Ноябрьск от 17.07.2013 года N П-867 установлены перечни случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. Пунктом 1.1 данного постановления предоставление земельного участка для строительства зданий для объектов, обслуживающих население, предусмотрено исключительно на торгах.
Орган местного самоуправления с учетом названных правовых норм указал, что такое заявление не может быть удовлетворено по указанным выше основаниям.
Судебная коллегия полагает, что решение об отказе принято уполномоченным органом в порядке и сроки, установленные административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Обеспечение выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на территории города Ноябрьск", утвержденного постановлением Администрации г. Ноябрьск N П-979 от 07.08.2013 года, что согласуется с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Суд, признавая решение незаконным и возлагая на орган местного самоуправления обязанность по рассмотрению заявления Г., не учел, что заявитель при подаче заявления не имел права на предоставление земельного участка без торгов, поскольку планировал строительство магазина в зоне малоэтажной застройки, то есть объекта, предназначенного для обслуживания населения.
В связи с изложенным, отказ органа местного самоуправления в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта не противоречит законодательству, действующему во время принятия такого решения, и не нарушает прав и законных интересов заявителя, не лишенного права на участие в торгах по предоставлению земельных участков, следовательно, у суда не имелось оснований для частичного удовлетворения требований.
Таким образом, оспариваемое решение совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления, права либо свободы заявителя не были нарушены, что в силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ влечет отказ в удовлетворении заявления.
При вынесении решения судом первой инстанции не были приняты во внимание указанные обстоятельства, приведенные положения законодательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, не применены, в связи с чем, решение суда в части удовлетворения заявления нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части признания решения незаконным и удовлетворения требований заявителя, с принятием в этой части решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части - в части отказа в удовлетворении заявления Г. решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 1 апреля 2015 года в части удовлетворения заявления отменить.
Принять в указанной части по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Г. о признании незаконным решения Администрации города Ноябрьск, изложенного в письме от 02 февраля 2015 года, об отказе в выборе земельного участка и в предварительным согласовании места размещения объекта отказать.
В остальной части решение суда - оставить без изменения
Судья
Н.В.МОЧАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 13.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1752/2015
Требование: О признании незаконным решения, отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец считает, что отказ органа местного самоуправления в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта противоречит законодательству.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2015 г. по делу N 33-1752/2015
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Домрачева И.Г.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Ноябрьск Ж.
на решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 01 апреля 2015 года, которым постановлено:
Заявление Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации г. Ноябрьска в предоставлении Г. земельного участка с предварительным согласованием размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию г. Ноябрьска в течение месяца в установленном Земельным кодексом РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) порядке рассмотреть поданное Г. ДД.ММ.ГГГГ заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., судебная коллегия
определила:
Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Ноябрьска об отказе в предоставлении ему земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка и осуществить предварительное согласование размещения объекта. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию г. Ноябрьска с заявлением о выборе расположенного в зоне <адрес> земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Отказ ответчика был мотивирован ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N П-58, а именно тем, что на испрашиваемую территорию разработана и утверждена документация по планировке территории селитебной зоны г. Ноябрьска, предоставление земельных участков для указанных нужд производится исключительно на торгах. При этом ему сразу отказано в предоставлении земельного участка, постановленный в заявлении вопрос о его выборе не рассматривался.
В судебном заседании Г. участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Л. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Представитель Администрации г. Ноябрьск в судебном заседании участия не принимал, просил дело рассмотреть без его участия, в письменных возражениях просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
С решением не согласен представитель Администрации г. Ноябрьска Ж., в жалобе просила его отменить. В обоснование указала, что постановлением Администрации г. Ноябрьска от 27.01.2009 N П-58 "Об утверждении проекта планировки территории селитебной зоны г. Ноябрьска" на испрашиваемую заявителем территорию разработана и утверждена документация по планировке территории селитебной зоны г. Ноябрьска, следовательно, осуществить выбор земельного участка для строительства на испрашиваемой территории не предоставляется возможным. Также указала, что на момент обращения Г. в орган местного самоуправления постановлением Администрации города от 17.07.2013 года N П-867 был установлен перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в собственности МО г. Ноябрьск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми органы местного самоуправления имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В возражении на апелляционную жалобу представитель заявителя Л. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ноябрьск - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит основания для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, в том числе Земельным кодексом РФ.
На момент рассмотрения заявления Г. действовал Земельный кодекс РФ в редакции ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ вступили в силу изменения, которыми определен иной порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений ст. 30 Земельного Кодекса РФ (в ранее действующей редакции) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Пунктом 2.1 установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Г. обратился в Администрацию г. Ноябрьск с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, согласно которому заявитель просил произвести выбор земельного участка и осуществить предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с изменением границ участка, имеющего кадастровый номер N, адресный ориентир: <адрес>, для дальнейшего размещения (строительства) магазина модульного типа в зоне Ж.2 (подзона Ж.2-9). В заявлении также указал, что впоследствии предполагает оформление права аренды земельного участка сроком на 49 лет. К заявлению приложил ситуационный план размещения земельного участка, ориентировочную схему размещения объекта, копию паспорта заявителя и копия свидетельства о его постановке на учет в налоговом органе (л.д. 8-12).
2 февраля 2015 года заявителю Администрацией г. Ноябрьска был дан ответ о невозможности осуществления выбора земельного участка для строительства в связи с тем, что на испрашиваю территорию разработана и утверждена документация по планировке территории селитебной зоны г. Ноябрьска, а предоставление земельных участков для строительства предприятия розничной и мелкооптовой торговли осуществляется исключительно на торгах (л.д. 13).
Судом установлено, что заявление Г. соответствовало требованиям ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, поэтому органу местного самоуправления надлежало определить варианты размещения объекта, провести процедуру необходимых согласований. Фактически заявителю было отказано в предоставлении земельного участка без проведения действий по выбору другого земельного участка, что является существенным нарушением Земельного кодекса РФ.
С указанным выводом согласиться нельзя в силу следующего.
Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 27.01.2009 года N П-58 "Об утверждении проекта планировки территории селитебной зоны г. Ноябрьска", утверждена документация по планировке территории селитебной зоны г. Ноябрьска.
Согласно СНиП 23-05095 селитебная территория - это территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательский институтов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Постановлением МО г. Ноябрьск от 17.07.2013 года N П-867 установлены перечни случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. Пунктом 1.1 данного постановления предоставление земельного участка для строительства зданий для объектов, обслуживающих население, предусмотрено исключительно на торгах.
Орган местного самоуправления с учетом названных правовых норм указал, что такое заявление не может быть удовлетворено по указанным выше основаниям.
Судебная коллегия полагает, что решение об отказе принято уполномоченным органом в порядке и сроки, установленные административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Обеспечение выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на территории города Ноябрьск", утвержденного постановлением Администрации г. Ноябрьск N П-979 от 07.08.2013 года, что согласуется с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Суд, признавая решение незаконным и возлагая на орган местного самоуправления обязанность по рассмотрению заявления Г., не учел, что заявитель при подаче заявления не имел права на предоставление земельного участка без торгов, поскольку планировал строительство магазина в зоне малоэтажной застройки, то есть объекта, предназначенного для обслуживания населения.
В связи с изложенным, отказ органа местного самоуправления в выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта не противоречит законодательству, действующему во время принятия такого решения, и не нарушает прав и законных интересов заявителя, не лишенного права на участие в торгах по предоставлению земельных участков, следовательно, у суда не имелось оснований для частичного удовлетворения требований.
Таким образом, оспариваемое решение совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления, права либо свободы заявителя не были нарушены, что в силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ влечет отказ в удовлетворении заявления.
При вынесении решения судом первой инстанции не были приняты во внимание указанные обстоятельства, приведенные положения законодательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, не применены, в связи с чем, решение суда в части удовлетворения заявления нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части признания решения незаконным и удовлетворения требований заявителя, с принятием в этой части решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части - в части отказа в удовлетворении заявления Г. решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 1 апреля 2015 года в части удовлетворения заявления отменить.
Принять в указанной части по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Г. о признании незаконным решения Администрации города Ноябрьск, изложенного в письме от 02 февраля 2015 года, об отказе в выборе земельного участка и в предварительным согласовании места размещения объекта отказать.
В остальной части решение суда - оставить без изменения
Судья
Н.В.МОЧАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)