Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Миракова Т.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Горбуновой О.А. при секретаре О. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Южно-Коспашского сельского поселения на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 12 декабря 2013 года, которым постановлено:
Признать бездействие Администрации Южно-Коспашского сельского поселения по непринятию мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов незаконным.
Обязать Администрацию Южно-Коспашского сельского поселения зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов Южно-Коспашского сельского поселения в срок до 01 октября 2014 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя администрации Южно-Коспашского сельского поселения - Ц., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Третьяковой О.В., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Кизела обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к муниципальному образованию Южно-Коспашское сельское поселение в лице администрации Южно-Коспашского сельского поселения о признании незаконным бездействия муниципального образования Южно-Коспашское сельское поселение в лице администрации Южно-Коспашского сельского поселения по непринятию мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, об обязании Муниципальное образование Южно-Коспашское сельское поселение в лице Администрации Южно-Коспашского сельского поселения зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов Южно-Коспашского сельского поселения в срок до 01 июня 2014 года.
Требования мотивируют тем, что прокуратурой г. Кизел проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности на территории Кизеловского муниципального района. Считают, что согласно действующему законодательству на муниципальное образование Южно-Коспашское сельское поселение возложена обязанность по регистрации права на недвижимое имущество - автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения. Согласно выписке из реестра муниципального имущества поселения в его собственность и находятся внутрипоселенческие дороги протяженностью 18, 5 км. Несмотря на то, что фактически указанные объекты находятся в муниципальной собственности Южно-Коспашского сельского поселения, до настоящего времени право собственности на них в соответствии с действующим законодательством не зарегистрировано. Отсутствие надлежащего оформленного права собственности в отношении автомобильных дорог местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения и предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия к предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние и как следствие, влияет на безопасность дорожного движения, на возмещение вреда здоровью и имуществу при пользовании автомобильными дорогами. Полагает, что в настоящее время невозможно определить границу ответственности Южно-Коспашского сельского поселения и иных муниципальных образований, входящих в состав Кизеловского муниципального района, в связи с чем бездействие администрации поселения нарушает права неопределенного круга лиц.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация Южно-Коспашского сельского поселения Считают, что в силу закона обязанности регистрации права собственности в отношении дорог местного значения на администрацию не возложена. Полагают, что такая обязанность существует только в отношении бесхозяйных объектов, находящихся на территории поселения, к числу которых дороги не относятся. На регистрацию права собственности будут потрачены денежные средства, не предусмотренные для данных целей.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Судом первой инстанции установлено, что на основании Закона Пермского края от 18.12.2006 года N 3410-801 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района" утвержден перечень объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, передаваемых в собственность Южно-Коспашского сельского поселения, среди которых в п. 2 приложения 5 к Закону значатся внутрипоселенческие дороги, протяженностью 18, 5 км. Факт передачи имущества также зафиксирован распоряжением главы Кизеловского муниципального района Пермского края N 534-р от 12.09.2008 г. Внутрипоселенческие дороги, протяженностью 18, 5 км включены в реестр муниципальной собственности. Постановлением администрации Южно-Коспашского сельского поселения N 34 от 22.05.2012 г. был утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования протяженностью 14, 6 км с присвоением им идентификационных номеров, которым указанные дороги были поставлены на учет в муниципальную казну Южно-Коспашского сельского поселения.
Судом первой инстанции установлено, что государственная регистрация права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования не произведена.
Возлагая обязанность по регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенного пункта, суд правильно исходил из положений федерального законодательства, определяющего принадлежность муниципального имущества муниципальным образованиям.
Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного прав. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у администрации Южно-Коспашского сельского поселения в силу закона обязанности зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования. Данный вывод суда соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и материалам дела, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о его необоснованности не могут быть признаны состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации необходимости государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги ввиду того. что данное имущество бесхозяйным не является не принимаются судебной коллегией, поскольку на законе не основаны. Администрацией не представлены доказательства надлежащего оформления права муниципальной собственности на автомобильные дороги.
Кроме того, в силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Частью 18 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние, в связи с чем судебная коллегия полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего спора бездействие администрации Южно-Коспашского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц.
Доводы органа местного самоуправления о том, что решение о понуждении зарегистрировать право собственности повлечет расходы местного бюджета, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны предусмотреть в местных бюджетах соответствующие расходы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно и с учетом представленных сторонами доказательств установлены обстоятельства имеющие значение для дела, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированны, соответствуют собранным по делу доказательства мм и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 12 декабря 2013 года по доводам апелляционной жалобы администрации Южно-Коспашского сельского поселения оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1402
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. по делу N 33-1402
Судья Миракова Т.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Горбуновой О.А. при секретаре О. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Южно-Коспашского сельского поселения на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 12 декабря 2013 года, которым постановлено:
Признать бездействие Администрации Южно-Коспашского сельского поселения по непринятию мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов незаконным.
Обязать Администрацию Южно-Коспашского сельского поселения зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов Южно-Коспашского сельского поселения в срок до 01 октября 2014 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя администрации Южно-Коспашского сельского поселения - Ц., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Третьяковой О.В., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Кизела обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к муниципальному образованию Южно-Коспашское сельское поселение в лице администрации Южно-Коспашского сельского поселения о признании незаконным бездействия муниципального образования Южно-Коспашское сельское поселение в лице администрации Южно-Коспашского сельского поселения по непринятию мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, об обязании Муниципальное образование Южно-Коспашское сельское поселение в лице Администрации Южно-Коспашского сельского поселения зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов Южно-Коспашского сельского поселения в срок до 01 июня 2014 года.
Требования мотивируют тем, что прокуратурой г. Кизел проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности на территории Кизеловского муниципального района. Считают, что согласно действующему законодательству на муниципальное образование Южно-Коспашское сельское поселение возложена обязанность по регистрации права на недвижимое имущество - автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения. Согласно выписке из реестра муниципального имущества поселения в его собственность и находятся внутрипоселенческие дороги протяженностью 18, 5 км. Несмотря на то, что фактически указанные объекты находятся в муниципальной собственности Южно-Коспашского сельского поселения, до настоящего времени право собственности на них в соответствии с действующим законодательством не зарегистрировано. Отсутствие надлежащего оформленного права собственности в отношении автомобильных дорог местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения и предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия к предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние и как следствие, влияет на безопасность дорожного движения, на возмещение вреда здоровью и имуществу при пользовании автомобильными дорогами. Полагает, что в настоящее время невозможно определить границу ответственности Южно-Коспашского сельского поселения и иных муниципальных образований, входящих в состав Кизеловского муниципального района, в связи с чем бездействие администрации поселения нарушает права неопределенного круга лиц.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация Южно-Коспашского сельского поселения Считают, что в силу закона обязанности регистрации права собственности в отношении дорог местного значения на администрацию не возложена. Полагают, что такая обязанность существует только в отношении бесхозяйных объектов, находящихся на территории поселения, к числу которых дороги не относятся. На регистрацию права собственности будут потрачены денежные средства, не предусмотренные для данных целей.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Судом первой инстанции установлено, что на основании Закона Пермского края от 18.12.2006 года N 3410-801 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района" утвержден перечень объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, передаваемых в собственность Южно-Коспашского сельского поселения, среди которых в п. 2 приложения 5 к Закону значатся внутрипоселенческие дороги, протяженностью 18, 5 км. Факт передачи имущества также зафиксирован распоряжением главы Кизеловского муниципального района Пермского края N 534-р от 12.09.2008 г. Внутрипоселенческие дороги, протяженностью 18, 5 км включены в реестр муниципальной собственности. Постановлением администрации Южно-Коспашского сельского поселения N 34 от 22.05.2012 г. был утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования протяженностью 14, 6 км с присвоением им идентификационных номеров, которым указанные дороги были поставлены на учет в муниципальную казну Южно-Коспашского сельского поселения.
Судом первой инстанции установлено, что государственная регистрация права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования не произведена.
Возлагая обязанность по регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенного пункта, суд правильно исходил из положений федерального законодательства, определяющего принадлежность муниципального имущества муниципальным образованиям.
Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного прав. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у администрации Южно-Коспашского сельского поселения в силу закона обязанности зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования. Данный вывод суда соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и материалам дела, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о его необоснованности не могут быть признаны состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации необходимости государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги ввиду того. что данное имущество бесхозяйным не является не принимаются судебной коллегией, поскольку на законе не основаны. Администрацией не представлены доказательства надлежащего оформления права муниципальной собственности на автомобильные дороги.
Кроме того, в силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Частью 18 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние, в связи с чем судебная коллегия полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего спора бездействие администрации Южно-Коспашского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц.
Доводы органа местного самоуправления о том, что решение о понуждении зарегистрировать право собственности повлечет расходы местного бюджета, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны предусмотреть в местных бюджетах соответствующие расходы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно и с учетом представленных сторонами доказательств установлены обстоятельства имеющие значение для дела, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированны, соответствуют собранным по делу доказательства мм и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 12 декабря 2013 года по доводам апелляционной жалобы администрации Южно-Коспашского сельского поселения оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)