Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2014 N 18АП-2310/2014 ПО ДЕЛУ N А34-4533/2013

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2014 г. N 18АП-2310/2014

Дело N А34-4533/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимова Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.02.2014 по делу N А34-4533/2013 (судья Полякова А.И.), участвует представитель
06.08.2013 Администрация Каширинского сельского совета Кетовского района Курганской области (далее - заявитель, сельсовет) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 45-06-01/001 от 05.07.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ) и начисления штрафа 40 000 руб.
Основанием для применения ответственности являлось обнаружение на землях принадлежащих сельсовету несанкционированных мусорных свалок.
Привлечение к административной ответственности незаконно, нарушен порядок составления административного протокола, который должен быть составлен не позднее 2 суток с даты выявления нарушения, в данном случае он поступил спустя 10 месяцев, заявитель не имел возможности ознакомиться с материалами административного дела. Не установлен состав нарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, не установлена вина заявителя (т. 1 л.д. 9-10).
Административный орган возражал против заявленных требований, ссылался на законность своих действий (т. 1 л.д. 99-102, т. 2 л.д. 49-51).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.02.2014 требования удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено.
По ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в целях охраны земель их собственники и иных правопользователи обязаны проводить природоохранные мероприятия по сохранению почв и их плодородия, устранять загрязнения. Невыполнение этих требований влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Из текста закона следует, что исполнение этой обязанности возлагается на собственников и иных правообладателей. Все обнаруженные в ходе проверки свалки находятся на землях, относящихся в федеральной собственности и закрепленными за Федеральный государственным бюджетным учреждением "Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева" на праве бессрочного пользования и не принадлежат заявителю, который не может нести ответственность за нарушения допущенные на территории этих земель (т. 2 л.д. 96-101).
24.02.2014 от Управления поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Суд пришел к неверному выводу об отсутствии в действиях сельсовета состава административного правонарушения. По ст. 42 ЗК РФ обязанности по недопущению захламления земельных участков возлагаются не только на собственников, но и на иных лиц.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 89-фз от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возлагается на органы местного самоуправления, места хранения подлежат регулярной очистке от отходов (ст. 13). Спорные земельные участки находятся на территории Каширского сельсовета, который был обязан организовать вывоз отходов. При несоблюдении этой обязанности его бездействие образует состав административного правонарушения (т. 2 л.д. 106-110).
Сельсовет отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующее.
Администрация Каширского сельского совета Кетовского района зарегистрирована в качестве юридического лица свидетельством от 23.04.2002 (т. 2 л.д. 56-64).
Управлением проведена проверка, по результатам составлен акт N 487/03 от 05.07.2013 в присутствии и.о. главы сельсовета Ситниковой Т.И. о выявлении несанкционированных мест хранения мусора (т. 1 л.д. 29-36).
05.07.2013 выдано предписание о ликвидации этих свалок (т. 1 л.д. 37-42).
05.07.2013 составлен протокол N 45-06-01-13/001 об административном правонарушении по статье 8.7 КоАП РФ, где сельсовет признан лицом нарушившим требования природоохранного законодательства и допустившим на своей территории три несанкционированных свалки мусора, что привело к захламлению земель сельскохозяйственного назначения, копия получена и.о. главы Администрации (т. 1, л.д. 27-28).
15.07.2013 вынесено постановление N 45-06-91-13/001 о назначении административного наказания по ч. 2 статье 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (т. 1, л.д. 22-23), копия направлена сельсовету (т. 1 л.д. 25).
Податель жалобы - Управление, утверждает, что сельсовет правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 8.7 КоАП РФ, он обязан организовать вывоз мусора со свалок расположенных на его территории.
Суд пришел к выводу, что земли, на которых находятся свалки, принадлежат другому лицу и находятся в федеральной собственности.
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия... защищать от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На основании статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" землепользователи должны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции на основании имеющихся в деле документов установил, что свалки расположены на землях находящихся в федеральной собственности и закрепленными за Федеральный государственным бюджетным учреждением "Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева" на праве бессрочного пользования и не принадлежат заявителю, который не может нести ответственность за нарушения допущенные в отношение этих земель, в связи, с чем постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным.
Законные основания, обязывающие заявителя вывозить мусор с территорий принадлежащих другому лицу, отсутствуют.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения отсутствия.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 04.02.2014 по делу N А34-4533/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Ю.А.КУЗНЕЦОВ

Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.В.БАКАНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)