Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ДИАС" (ИНН 2635800483, ОГРН 1102651001089), заинтересованных лиц - администрации города Невинномысска (ИНН 2631003110, ОГРН 1022603624845), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (ИНН 2631004071, ОГРН 1022603625186), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Ставропольскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДИАС" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А63-8722/2013 (судьи Сомов Е.Г., Джамбулатов С.И., Годило Н.Н.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ДИАС" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации города Невинномысска (далее - администрация), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - учреждение) с заявлением, в котором просило:
- - признать незаконными действия администрации, выразившиеся в заявлении о снятии с кадастрового учета следующих земельных участков: площадью 243 кв. м, с ранее присвоенным кадастровым номером 26:16:050102:59, находящегося по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, в районе ГСК "Ручей", ул. Шевченко; площадью 148 кв. м, с ранее присвоенным кадастровым номером 26:16:030404:14, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, в районе пересечения улиц Комарова и Пограничной; площадью 300 кв. м, с ранее присвоенным кадастровым номером 26:16:071002:2, находящегося по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, 103 микрорайон, в районе объездной дороги;
- - возложить на учреждение обязанность поставить на кадастровый учет спорные земельные участки, предназначенные для размещения технологического оборудования связи;
- - восстановить срок для подачи заявления о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления;
- - признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (далее - комитет), выразившиеся в снятии спорных земельных участков с кадастрового учета;
- - возложить на комитет обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения и выполнить необходимые действия по постановке данных земельных участков на кадастровый учет.
Определением от 10.09.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.11.2013 (с учетом исправительного определения от 05.11.2013) требования общества удовлетворены частично. Признаны незаконными, как противоречащие части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), статьям 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), действия комитета, выразившиеся в направлении в орган кадастрового учета заявлений о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 26:16:050102:59, 26:16:030404:14 и 26:16:071002:2. Суд возложил на комитет обязанность устранить допущенные нарушения прав общества путем совершения необходимых действий, связанных с постановкой на государственный кадастровый учет спорных земельных участков. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что действия комитета препятствуют реализации обществом права на приобретение в аренду спорных земельных участков. Снятие с кадастрового учета спорных земельных участков исключает возможность исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 по делу N А63-1825/2013, в связи с чем реальное восстановление нарушенных прав общества возможно лишь путем продолжения учета земельных участков в государственном кадастре недвижимости. Заявленное обществом ходатайство о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суд удовлетворил, поскольку о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков заявитель узнал при рассмотрении дела N А63-1825/2013.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 решение от 05.11.2013 отменено в части удовлетворения требований общества и распределения судебных расходов, в отмененной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления к комитету. В остальной части решение оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемые действия комитета осуществлены в пределах полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных частью 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, и не противоречат части 4 статьи 24 данного Закона. Апелляционный суд также признал ошибочной ссылку суда первой инстанции на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 по делу N А63-1825/2013, поскольку постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 названный судебный акт отменен, обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации в предоставлении спорных земельных участков для размещения технологического оборудования связи. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия комитета не нарушают права и законные интересы общества.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие сделанных судом апелляционной инстанции выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить постановление от 24.02.2014. Заявитель указывает, что действующее законодательство не допускает произвольного снятия земельных участков с кадастрового учета. С момента постановки участков на кадастровый учет не истек срок, установленный частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ. Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.04.2014 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А63-1825/2013 отменено.
В отзыве комитет указал на отсутствие оснований для отмены постановления от 24.02.2014.
Администрация представила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, которое рассмотрено и удовлетворено судом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, постановлениями администрации от 30.06.2011 N 2044, 2047 и 2048 утверждены акты выбора, обществу предварительно согласованы места размещения сооружений для установки технологического оборудования связи на следующих земельных участках: площадью 300 кв. м в районе гаражно-строительного кооператива "Ручей" по ул. Шевченко; площадью 300 кв. м в районе пересечения улиц Комарова и Пограничной; площадью 300 кв. в 103 микрорайоне в районе объездной дороги.
Общество обеспечило подготовку и согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утверждение градостроительных заключений по строительству сооружений для размещения технологического оборудования связи.
Постановлениями администрации от 01.08.2011 N 2501, от 30.08.2011 N 2938 и от 02.11.2011 N 3758 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В газеты "Невинномысский рабочий" от 01.10.2011 N 72 (13834) опубликовано распоряжение главы города Невинномысска от 28.09.2011 N 106-Р об организации публичных слушаний по вопросам выбора и обследования земельных участков для строительства в целях информирования населения. По результатам публичных слушаний главе города Невинномысска рекомендовано принять решение об установлении для земельных участков заявленного вида использования - для размещения технологического оборудования связи.
Суды установили, что земельные участки 11.03.2012 и 15.03.2012 поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 26:16:050102:59, 26:16:030404:14 и 26:16:071002:2.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 15.01.2013 о предоставлении данных земельных участков в аренду. Письмами от 05.02.2013 N 429-02, 428-02 и 427-02 администрация известила общество об отказах в предоставлении земельных участков в аренду в целях размещения технологического оборудования связи, мотивированных возможностью заключения договоров аренды только по результатам торгов.
Отказ в предоставлении земельных участков в аренду для размещения технологического оборудования связи общество оспаривает в рамках дела N А63-1825/2013.
Комитет направил в орган кадастрового учета заявления о снятии названных земельных участков с кадастрового учета.
Учреждение 04.03.2013 приняло решения N 26/301/13-26819, 26/301/13-26831, 26/301/13-26911, в соответствии с которыми земельные участки с кадастровыми номерами 26:16:050102:59, 26:16:030404:14 и 26:16:071002:2 сняты с государственного кадастрового учета.
Общество, полагая, что участки сняты с государственного кадастрового учета в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 данного Кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ).
Часть 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного Закона.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В силу части 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В рассматриваемом деле названному праву собственника объекта недвижимости (в данном случае органу местного самоуправления, уполномоченному распоряжаться земельными участками) корреспондирует обязанность предоставить земельный участок для строительства в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса). Следовательно, суд первой инстанции правомерно оценил действия комитета по обращению с соответствующими заявлениями в учреждение с учетом существующей обязанности органа местного самоуправления предоставить участки для размещения технологического оборудования связи.
В то же время отмена судом кассационной инстанции судебных актов и направление дела N А63-1825/2013 на новое рассмотрение не позволяет рассматривать установленные ими обстоятельства в качестве основания для квалификации действий комитета по обращению в орган кадастрового учета как незаконных.
Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
В качестве основания для отмены решения от 05.11.2013 суд апелляционной инстанции сослался на невозможность предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков в связи с наличием определенных градостроительных ограничений. В то же время данный вывод сделан без исследования и оценки доказательств, представленных в настоящее дело, что не позволяет признать его обоснованным.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку при проверке доводов жалобы комитета суд апелляционной инстанции не дал оценки существенным для дела обстоятельствам, а его выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, постановление от 24.02.2014 надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения данного спора, после чего принять судебный акт с правильным применением норм материального и процессуального права.
Расходы общества при обращении в кассационный суд распределить по результатам нового рассмотрения дела (часть 3 статьи 289 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А63-8722/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2014 ПО ДЕЛУ N А63-8722/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу N А63-8722/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ДИАС" (ИНН 2635800483, ОГРН 1102651001089), заинтересованных лиц - администрации города Невинномысска (ИНН 2631003110, ОГРН 1022603624845), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (ИНН 2631004071, ОГРН 1022603625186), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Ставропольскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДИАС" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А63-8722/2013 (судьи Сомов Е.Г., Джамбулатов С.И., Годило Н.Н.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ДИАС" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации города Невинномысска (далее - администрация), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - учреждение) с заявлением, в котором просило:
- - признать незаконными действия администрации, выразившиеся в заявлении о снятии с кадастрового учета следующих земельных участков: площадью 243 кв. м, с ранее присвоенным кадастровым номером 26:16:050102:59, находящегося по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, в районе ГСК "Ручей", ул. Шевченко; площадью 148 кв. м, с ранее присвоенным кадастровым номером 26:16:030404:14, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, в районе пересечения улиц Комарова и Пограничной; площадью 300 кв. м, с ранее присвоенным кадастровым номером 26:16:071002:2, находящегося по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, 103 микрорайон, в районе объездной дороги;
- - возложить на учреждение обязанность поставить на кадастровый учет спорные земельные участки, предназначенные для размещения технологического оборудования связи;
- - восстановить срок для подачи заявления о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления;
- - признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (далее - комитет), выразившиеся в снятии спорных земельных участков с кадастрового учета;
- - возложить на комитет обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения и выполнить необходимые действия по постановке данных земельных участков на кадастровый учет.
Определением от 10.09.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.11.2013 (с учетом исправительного определения от 05.11.2013) требования общества удовлетворены частично. Признаны незаконными, как противоречащие части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), статьям 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), действия комитета, выразившиеся в направлении в орган кадастрового учета заявлений о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 26:16:050102:59, 26:16:030404:14 и 26:16:071002:2. Суд возложил на комитет обязанность устранить допущенные нарушения прав общества путем совершения необходимых действий, связанных с постановкой на государственный кадастровый учет спорных земельных участков. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что действия комитета препятствуют реализации обществом права на приобретение в аренду спорных земельных участков. Снятие с кадастрового учета спорных земельных участков исключает возможность исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 по делу N А63-1825/2013, в связи с чем реальное восстановление нарушенных прав общества возможно лишь путем продолжения учета земельных участков в государственном кадастре недвижимости. Заявленное обществом ходатайство о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суд удовлетворил, поскольку о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков заявитель узнал при рассмотрении дела N А63-1825/2013.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 решение от 05.11.2013 отменено в части удовлетворения требований общества и распределения судебных расходов, в отмененной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления к комитету. В остальной части решение оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемые действия комитета осуществлены в пределах полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных частью 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, и не противоречат части 4 статьи 24 данного Закона. Апелляционный суд также признал ошибочной ссылку суда первой инстанции на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 по делу N А63-1825/2013, поскольку постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 названный судебный акт отменен, обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации в предоставлении спорных земельных участков для размещения технологического оборудования связи. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия комитета не нарушают права и законные интересы общества.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие сделанных судом апелляционной инстанции выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить постановление от 24.02.2014. Заявитель указывает, что действующее законодательство не допускает произвольного снятия земельных участков с кадастрового учета. С момента постановки участков на кадастровый учет не истек срок, установленный частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ. Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.04.2014 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А63-1825/2013 отменено.
В отзыве комитет указал на отсутствие оснований для отмены постановления от 24.02.2014.
Администрация представила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, которое рассмотрено и удовлетворено судом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, постановлениями администрации от 30.06.2011 N 2044, 2047 и 2048 утверждены акты выбора, обществу предварительно согласованы места размещения сооружений для установки технологического оборудования связи на следующих земельных участках: площадью 300 кв. м в районе гаражно-строительного кооператива "Ручей" по ул. Шевченко; площадью 300 кв. м в районе пересечения улиц Комарова и Пограничной; площадью 300 кв. в 103 микрорайоне в районе объездной дороги.
Общество обеспечило подготовку и согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утверждение градостроительных заключений по строительству сооружений для размещения технологического оборудования связи.
Постановлениями администрации от 01.08.2011 N 2501, от 30.08.2011 N 2938 и от 02.11.2011 N 3758 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В газеты "Невинномысский рабочий" от 01.10.2011 N 72 (13834) опубликовано распоряжение главы города Невинномысска от 28.09.2011 N 106-Р об организации публичных слушаний по вопросам выбора и обследования земельных участков для строительства в целях информирования населения. По результатам публичных слушаний главе города Невинномысска рекомендовано принять решение об установлении для земельных участков заявленного вида использования - для размещения технологического оборудования связи.
Суды установили, что земельные участки 11.03.2012 и 15.03.2012 поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 26:16:050102:59, 26:16:030404:14 и 26:16:071002:2.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 15.01.2013 о предоставлении данных земельных участков в аренду. Письмами от 05.02.2013 N 429-02, 428-02 и 427-02 администрация известила общество об отказах в предоставлении земельных участков в аренду в целях размещения технологического оборудования связи, мотивированных возможностью заключения договоров аренды только по результатам торгов.
Отказ в предоставлении земельных участков в аренду для размещения технологического оборудования связи общество оспаривает в рамках дела N А63-1825/2013.
Комитет направил в орган кадастрового учета заявления о снятии названных земельных участков с кадастрового учета.
Учреждение 04.03.2013 приняло решения N 26/301/13-26819, 26/301/13-26831, 26/301/13-26911, в соответствии с которыми земельные участки с кадастровыми номерами 26:16:050102:59, 26:16:030404:14 и 26:16:071002:2 сняты с государственного кадастрового учета.
Общество, полагая, что участки сняты с государственного кадастрового учета в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 данного Кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ).
Часть 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного Закона.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В силу части 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В рассматриваемом деле названному праву собственника объекта недвижимости (в данном случае органу местного самоуправления, уполномоченному распоряжаться земельными участками) корреспондирует обязанность предоставить земельный участок для строительства в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса). Следовательно, суд первой инстанции правомерно оценил действия комитета по обращению с соответствующими заявлениями в учреждение с учетом существующей обязанности органа местного самоуправления предоставить участки для размещения технологического оборудования связи.
В то же время отмена судом кассационной инстанции судебных актов и направление дела N А63-1825/2013 на новое рассмотрение не позволяет рассматривать установленные ими обстоятельства в качестве основания для квалификации действий комитета по обращению в орган кадастрового учета как незаконных.
Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
В качестве основания для отмены решения от 05.11.2013 суд апелляционной инстанции сослался на невозможность предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков в связи с наличием определенных градостроительных ограничений. В то же время данный вывод сделан без исследования и оценки доказательств, представленных в настоящее дело, что не позволяет признать его обоснованным.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку при проверке доводов жалобы комитета суд апелляционной инстанции не дал оценки существенным для дела обстоятельствам, а его выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, постановление от 24.02.2014 надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения данного спора, после чего принять судебный акт с правильным применением норм материального и процессуального права.
Расходы общества при обращении в кассационный суд распределить по результатам нового рассмотрения дела (часть 3 статьи 289 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А63-8722/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)