Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2014 N Ф05-7490/2014 ПО ДЕЛУ N А40-68287/13

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. по делу N А40-68287/13


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кобылянского В.В., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от заявителя - Тюгай В.С., дов. от 11.11.2013 г. N 1-540
от ответчика - Алексеев М.В., дов. от 18.06.2014 г. N 11469/2014
от третьих лиц:
Правительства Москвы - Руденко М.В., дов. от 15.01.2014 г. N 4-47-27/4
Департамента городского имущества города Москвы - Руденко М.В., дов. от 27.12.2013 г. N 33-Д-958/13
Министерства обороны Российской Федерации - Мирушкин С.Н., дов. от 23.06.2014 г. N 6-2232
рассмотрев 15 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "ОБОРОНСТРОЙ"
на решение от 23 декабря 2013 года Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Коноваловой Е.В.
на постановление от 08 апреля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.
по заявлению ОАО "53 ЦПИ"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права
третьи лица: Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Министерство обороны Российской Федерации

установил:

открытое акционерное общество "53 Центральный проектный институт" (далее - ОАО "53 ЦПИ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании незаконными отказов, оформленных сообщениями от 15.03.2013 г. N 14/004/2013-826 и от 12.04.2013 г. N 14/004/2013-825, в государственной регистрации права собственности ОАО "53 ЦПИ" на земельные участки по адресу: г. Москва, проспект Комсомольский, площадью 546 кв. метров, кадастровый номер 77:01:0005012:3985 и площадью 1.386 кв. метров, кадастровый номер 77:01:0005012:3984, а также об обязании Управление Росреестра по Москве зарегистрировать право собственности ОАО "53 ЦПИ" на вышеуказанные земельные участки, ссылаясь на приватизацию этих земельных участков в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "53 Центральный проектный институт Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "53 ЦПИ Минобороны России") при его преобразовании на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 439 и на фактическое совпадение площади поставленных в последующий период на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0005012:3985 и 77:01:0005012:3984 с площадью земельных участков, указанных в передаточном акте от 25.09.2009 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 декабря 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2014 г., в удовлетворении требований отказано.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о том, что в представленных ОАО "53 ЦПИ" вместе с заявлениями документах отсутствовали сведения, позволяющие идентифицировать указанные в передаточном акте земельные участки, площадь которых не совпадала с площадью поставленных в последующий период на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0005012:3985 и 77:01:0005012:3984, и что в обязанности государственного регистратора не входит исследование и разрешение таких противоречий.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты открытое акционерное общество "ОБОРОНСТРОЙ" (далее - ОАО "ОБОРОНСТРОЙ") ссылается на свое правопреемство по отношению к реорганизованному в результате присоединения к нему ОАО "53 ЦПИ", в связи с чем просит произвести замену заявителя, а также настаивает на своих доводах о нахождении на земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0005012:3985 и 77:01:0005012:3984 объектов недвижимости, которые ранее были внесены в уставный капитал ОАО "53 ЦПИ" при его создании в форме преобразования ФГУП "53 ЦПИ Минобороны России", а также на отсутствии в действующем законодательстве строго определенного перечня признаков, при совокупности которых можно индивидуализировать объекты недвижимости, в связи с чем, по утверждению этого лица, отсутствие кадастровых номеров земельных участков в приложении к приказу Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 439 и в передаточном акте от 25.09.2009 г. не может служить основание для отказа в государственной регистрации права собственности на заявленные к регистрации земельные участки, оспаривает вывод судов по поводу того, что в обязанности государственного регистратора не входит установление тождественности земельных участков, стоящих на кадастровом учете и переданных обществу в 2009 г. в порядке приватизации, в связи с чем просит решение от 23 декабря 2013 г. и постановление от 08 апреля 2014 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Ответчик - Управление Росреестра по Москве поддерживает приведенные в ранее представленном отзыве доводы о том, что идентифицирующим признаком земельного участка является его кадастровый номер, который присваивается в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и о неисполнении Министерством обороны Российской Федерации обязанности по постановке земельных участков на кадастровый учет до из внесения в уставный капитал акционерного общества, создаваемого в порядке преобразования подведомственного ему федерального государственного унитарного предприятия, в связи с чем ответственность за неисполнение этим лицом требований действующего законодательства не может быть возложена на регистрирующий орган, просит судебные акты оставить без изменения.
Третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации указывает на то, что ни заявитель, ни регистрирующий орган не обращались к нему с требованием уточнить границы земельных участков, указанных в приказе Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 439 и в передаточном акте от 25.05.2009 г., рассмотрение кассационной жалобы оставляет на усмотрение суда.
Третьи лица - Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы поддерживают позицию Управления Росреестра по Москве, просят судебные акты оставить без изменения.
Завершение реорганизации ОАО "53 ЦПИ" в форме присоединения к ОАО "ОБОРОНСТРОЙ" подтверждается внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записью от 31.01.2014 г. (ГРН 2147746649543), в связи с чем ходатайство заявителя о процессуальной замене ОАО "53 ЦПИ" на правопреемника - ОАО "ОБОРОНСТРОЙ" подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые заявителем судебные акты отмене не подлежат в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "53 ЦПИ" создано путем преобразования ФГУП "53 ЦПИ Минобороны России" на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 439 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "53 Центральный проектный институт Министерства обороны Российской Федерации", и в качестве самостоятельного юридического лица зарегистрировано 17.06.2009 г. за основным государственным регистрационным номером 1097746356597.
В утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 439 составе подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "53 ЦПИ Минобороны России" (приложение N 1) кадастровые номера земельных участков площадью 0,4787 га (земли населенных пунктов) по адресу: г. Москва, Комсомольский проспект, д. 18, стр. 3 и площадью 0,2292 га (земли населенных пунктов) по адресу: г. Москва, Комсомольский проспект, д. 22, стр. 2А не указаны, так же как и в передаточном акте от 29.05.2009 г.
ОАО "53 ЦПИ" 25.02.2013 г. обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о государственной регистрации права собственности на поставленные на кадастровый учет земельные участки по адресу: г. Москва, проспект Комсомольский с кадастровыми номерами 77:01:0005012:3984 площадью 1.386 кв. метров и 77:01:0005012:3985 площадью 546 кв. метров, приложив к ним в качестве документов, подтверждающих основания возникновения права собственности, приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 439 и передаточный акт от 25.05.2009 г.
Управление Росреестра по Москве сообщениями от 15.03.2013 г. N 14/004/2013-825 и от 12.04.2013 г. N 14/004/2013-826 на основании абзаца 4 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало ОАО "53 ЦПИ" в государственной регистрации права собственности на заявленные к регистрации земельные участки в связи с тем, что в передаточном акте от 25.05.2009 г. отсутствуют сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0005012:3984 площадью 1.386 кв. метров и 77:01:0005012:3985 площадью 546 кв. метров, вносимых в качестве имущества, подлежащего приватизации ФГУП "53 ЦПИ Минобороны России".
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации права может быть отказано, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:
- находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
- занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 названной статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.
В приказе Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 439 и в передаточном акте подлежащего приватизации имущественного комплекса от 25.05.2009 г. заявленные к регистрации земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0005012:3984 площадью 1.386 кв. метров и 77:01:0005012:3985 площадью 546 кв. метров указаны не были, поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что отказ регистратора в государственной регистрации права собственности ОАО "53 ЦПИ" на эти земельные участки является правомерным, поскольку установление тождественности земельных участков, поставленных на кадастровый учет после государственной регистрации этого юридического лица, и земельных участков, подлежавших внесению в его уставный капитал при его создании в форме преобразования в 2009 г. подведомственного Министерству обороны Российской Федерации федерального государственного унитарного предприятия выходит за пределы полномочий государственного регистратора.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

Заменить ОАО "53 ЦПИ" на его правопреемника - ОАО "ОБОРОНСТРОЙ".
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2014 года по делу N А40-68287/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "ОБОРОНСТРОЙ" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.Г.НУЖНОВ

Судьи
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)