Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 N 10АП-18858/2014 ПО ДЕЛУ N А41-58982/14

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А41-58982/14


Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания": Осипов А.А. по доверенности N 02/05 от 17.03.15;
- от администрации городского поселения Октябрьский Люберецкого муниципального района Московской области: Куликова Г.М. по доверенности б/н от 01.12.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2014 года по делу N А41-58982/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищество собственников жилья "Лесная сторожка", Комитет лесного хозяйства Московской области, администрация городского поселения Октябрьский Люберецкого муниципального района Московской области, об оспаривании постановки на кадастровый учет земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Управляющая компания" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 24 347 кв. м с кадастровым номером 50:22:0020101:910, находящегося по адресу: Московская область, Люберецкий район; обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 24 347 кв. м с кадастровым номером 50:22:0020101:910, находящегося по адресу: Московская область, Люберецкий район, Подольское лесничество, Томилинское участковое лесничество, квартал N 39 (выделы 17 - 18) (т. 1, л.д. 2 - 4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Лесная сторожка" (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области и администрация городского поселения Октябрьский Люберецкого муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 95).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2014 года в удовлетворении требований было отказано (т. 1, л.д. 125 - 128).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Управляющая компания" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (т. 2, л.д. 11 - 14).
В судебном заседании апелляционного суда представители ООО "Управляющая компания" и администрации городского поселения Октябрьский Люберецкого муниципального района Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, ТСЖ "Лесная сторожка" и Комитета лесного хозяйства Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0020101:8384, 50:22:0020101:8385, 50:22:0020101:8386, 50:22:0020101:8387, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для многоэтажного жилищного строительства, расположенных по адресу: Московская область, Люберецкий район, п. Октябрьский, ул. Лесная сторожка, 5, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 10.03.93 (т. 1, л.д. 12 - 15).
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0020101:8384, 50:22:0020101:8385, 50:22:0020101:8386, 50:22:0020101:8387 накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, Томилинское участковое лесничество, квартал N 39 (выделы 17 - 18), сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 22.05.12.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:910 был поставлен на кадастровый учет по заявлению ТСЖ "Лесная сторожка", ООО "Управляющая компания" обратилось к товариществу с предложением исправить допущенную кадастровую ошибку в местоположении границ земельного участка (т. 1, л.д. 23).
В ответ ТСЖ "Лесная сторожка" выразило согласие на исправление ООО "Управляющая компания" кадастровой ошибки (т. 1, л.д. 24).
30.07.14 ООО "Управляющая компания" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910 как ошибочно поставленного с нарушением норм законодательства (т. 1, л.д. 25 - 26).
Письмом N исх. 01-39/2130 от 26.08.14 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области отказало ООО "Управляющая компания" в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910, сославшись на отсутствие оснований для аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об этом участке (т. 1, л.д. 27 - 28).
Обращаясь в арбитражный суд, ООО "Управляющая компания" указало, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910 и его существование как объекта недвижимости нарушает права и законные интересы общества.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что истцом был избран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав, поскольку имеется спор о праве.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Управляющая компания" указало, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области неправомерно поставило на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:910, поскольку его границы пересекают границы земельных участков истца с кадастровыми номерами 50:22:0020101:8384, 50:22:0020101:8385, 50:22:0020101:8386, 50:22:0020101:8387.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" закреплено, что если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами, в том числе, являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно статье 38 Закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как следует из материалов дела, земельные участки ООО "Управляющая компания" с кадастровыми номерами 50:22:0020101:8384, 50:22:0020101:8385, 50:22:0020101:8386, 50:22:0020101:8387 были сформированы и поставлены на кадастровый учет 10.03.93, их границы в установленном законом порядке не сформированы (т. 1, л.д. 68 - 88, 188 - 206).
Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:910 был поставлен на кадастровый учет 22.05.12 (т. 1, л.д. 17 - 20).
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в том числе в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно межевому плану земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910 он был сформирован по заказу ТСЖ "Лесная сторожка", при этом границы образуемого земельного участка со смежным землепользователем - ООО "Управляющая компания" согласованы не были (т. 1, л.д. 53 оборот).
Факт наложения границ земельных участком истца и земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910 подтвержден материалами дела и никем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на 22.05.12) орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области при рассмотрении заявления ТСЖ "Лесная сторожка" о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910 должно было на основании имеющихся в государственном кадастре недвижимости сведений установить пересечение границ данного участка с земельными участками ООО "Управляющая компания", поскольку последние полностью включены в границы земельного участка ТСЖ "Лесная сторожка", и приостановить в связи с выявленным нарушением кадастровый учет образованного участка.
Между тем, в нарушение норм действующего законодательства ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области осуществило кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910, что привело к нарушению прав и законных интересов истца.
Учитывая изложенное, факт включения учтенных земельных участков истца в образованный участок с кадастровым номером 50:22:0020101:910, ООО "Управляющая компания" правомерно заявило требование о признании постановки на кадастровый учет последнего незаконной, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований в этой части.
При этом апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 24 347 кв. м с кадастровым номером 50:22:0020101:910, находящегося по адресу: Московская область, Люберецкий район, Подольское лесничество, Томилинское участковое лесничество, квартал N 39 (выделы 17 - 18).
В силу положений подпункта 24 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" снятие земельного участка с кадастрового учета означает прекращение существования данного объекта недвижимости.
В свою очередь, прекращение существования объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет за собой прекращение права собственности на указанный объект.
Изложенное означает, что заявленные ООО "Управляющая компания" требования направлены, по сути, на оспаривание прав третьих лиц в отношении участка лесного фонда с кадастровым номером 50:22:0020101:910, притом, что исковые требования к таким лицам в рамках данного дела не заявлены.
Таким образом, апелляционный суд считает, что требование о снятии с кадастрового учета участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910, не принадлежащего истцу, является ненадлежащим способом защиты права.
Практика по поводу выбора надлежащего способа защиты права лица, чей земельный участок не имеет установленных в соответствии с законом границ, в ситуации, когда истец предполагает, что поставленными на учет земельными участками нарушено его право собственности, установлена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8410/13 от 03.12.13.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого это лицо намерено уточнить.
Следовательно, в отсутствие условий, предусмотренных законодательством для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета, а также заявления управомоченного лица требования заявителя о снятии земельного участка с кадастровым номером 50:22:0020101:910 с кадастрового учета удовлетворению не подлежат.
При изложенных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2014 года по делу N А41-58982/14 отменить.
Признать незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 24 347 кв. м с кадастровым номером 50:22:0020101:910, находящегося по адресу: Московская область, Люберецкий район.
В удовлетворении остальной части требований отказать.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)