Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Р.Р. Минзарипов
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Л.И. Сибгатуллиной, А.Х. Хисамова,
при секретаре судебного заседания С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Х. Хисамова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. на решение Советского районного суда города Казани от 27 февраля 2014 года. Этим решением постановлено: заявление удовлетворить.
Признать решение Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани, содержащееся в письме Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани от 28 ноября 2013 года ...., об отказе в согласовании эскизного проекта коттеджного поселка "Звездный" в 1600 м от пос. Константиновка, разработанного ООО АКБ "БиПлан", незаконным.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани согласовать эскизный проект коттеджного поселка "Звездный" в 1600 м от пос. Константиновка, разработанный ООО АКБ "БиПлан".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани" - Г.Л. об отмене решения суда, выслушав ее объяснения, в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя С.М., В., Г.Т.И. - Х.Ф.И. против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия
установила:
Г.Т.И., С.М., В. обратились в суд первоначально с требованиями о признании незаконным и необоснованным отказа МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" от 28 ноября 2013 года .... в изменении вида разрешенного использования земельных участков.
В ходе судебного разбирательства по делу представитель заявителей - Х.Ф.И. изменила ранее заявленные требования и окончательно просила признать незаконным отказ МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" .... от 28 ноября 2013 года в согласовании эскизного предложения по строительству коттеджного поселка "Звездный".
Представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - З. в судебном заседании суда первой инстанции требования заявителей не признала.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что в соответствии с Постановлением Руководителя ИК МО города Казани от 30 июля 2008 года .... "О вопросах землепользования и застройки" МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" поручено давать по эскизным предложениям граждан и юридических лиц подготовленным до разработки проектной документации на строительство свои рекомендации. При этом указанным постановлением не предусмотрена возможность отказа в согласовании эскизного предложения и не установлены основания для отказа в согласовании эскизных предложений, что свидетельствует о незаконности оспариваемого заявителями письма МКУ "Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" от 28 ноября 2013 года .....
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом она указывает, что нормами действующего законодательства в компетенцию МКУ "Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" не входит согласование эскизных проектов, в связи с чем решение суда, обязывающее такой проект согласовать, не соответствует требованиям закона.
Также в апелляционной жалобе указано, что оспариваемый заявителями документ МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" от 28 ноября 2014 года .... не является решением об отказе в согласовании, а является письмом, содержащим рекомендации по представленному заявителями эскизному предложению.
Г.Т.И., С.М., В. возражений на апелляционную жалобу представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Г.Т.И., С.М. и В. - Х.Ф.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 6 и 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу: градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий); технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
На основании пункта 2 Постановления Руководителя Исполкома муниципального образования города Казани от 30 июля 2008 года .... "О вопросах землепользования и застройки" МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" поручено принимать к рассмотрению эскизные предложения граждан и юридическим лицам для принятия решений по вопросам, связанным с разработкой документации по планировке территории, с получением разрешений на условно разрешенные виды использования, отклонение от предельных параметров, внесение изменений в Правила застройки и землепользования (часть II Градостроительного устава города Казани), и иным вопросам землепользования и застройки и давать по ним свои рекомендации с учетом положений действующего законодательства, Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденной документации по планировке территории и Правил застройки и землепользования (часть II Градостроительного устава города Казани).
Из материалов дела усматривается, что С.М. на основании договора купли-продажи земельного участка от 14 сентября 2013 года на праве собственности принадлежит земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 3000 кв. м, с кадастровым номером ...., расположенный в 1600 метров на север от с. Константиновка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 октября 2013 года.
Г.Т.И. на основании на основании договора купли-продажи земельного участка от 19 апреля 2013 года на праве собственности принадлежат земельные участки категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 3000 кв. м, 5714 кв. м, 22008 кв. м, 51164 кв. м с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., расположенные в 1600 метров на север от <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23 октября 2013 года и 30 апреля 2013 года.
В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 25 октября 2013 года на праве собственности принадлежат земельные участки категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 10754 кв. м и 6688 кв. м с кадастровыми номерами ...., ...., расположенные в 1600 метров на север от <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11 ноября 2013 года и 12 ноября 2013 года.
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" рассмотрев представленное Г.Т.И. эскизное предложение по строительству поселка "Звездный", разработанное ООО "АКБ "БиПлан", письмом .... от 28 ноября 2013 года сообщило, что земельный участок коттеджного поселка располагается в зоне сельскохозяйственных угодий в границах разрабатываемого проекта планировки территории "Восточная дуга" .... от 01 октября 2010 года. В отношении территории планируемой застройки необходимо разработать отдельный проект планировки территории, в котором предусмотреть обеспечение объектами социального и коммунально-бытового назначения, предусмотреть пожарные расстояния от границ жилой застройки до лесных массивов, а также общие противопожарные требования к индивидуальной жилой застройке. Кроме того, в письме в целях последующего присвоения адресов было рекомендовано обеспечить ширину улиц в соответствии с действующими строительными нормами и правилами и было указано, что земельный участок коттеджного поселка попадает в санитарно-защитную зону сибиреязвенных скотомогильников.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. о том, что законодательством к компетенцию МКУ "Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" не отнесено согласование эскизных проектов, в связи с чем, решение суда, обязывающее такой проект согласовать не соответствует требованиям закона.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" эскизный проект не входит в состав разделов проектной документации.
Как указано выше, Постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования города Казани от 30 июля 2008 года N 4157 "О вопросах землепользования и застройки" МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" поручено по поступающим эскизным предложениям граждан и юридическим лицам давать свои рекомендации, без указания на принятие решений по результатом рассмотрения таких предложений.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Судебная коллегия приходит к выводу, что направленное Г.Т.И. МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" по результатам рассмотрения представленного им эскизного предложения по строительству поселка "Звездный" письмо .... от 28 ноября 2013 года носит рекомендательный характер, властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для заявителя не содержит, что исключает возможность признания его незаконным и необоснованным ввиду нарушения прав и свобод Г.Т.И. в рамках главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела следует, что и дела С.М. и В. в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" не обращались в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что письмом МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" .... от 28 ноября 2013 года также нарушены права и свободы С.М. и В. является необоснованным.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно статье 9, частям 2, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно подпункту 10 пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года .... утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани.
В силу пункта 1.1, 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Из содержания свидетельств о государственной регистрации прав собственности Г.Т.И., С.М. и В. на указанные выше земельные участки на которых предполагается строительство поселка "Звездный" следует, что данные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В ходе рассмотрения дела заявители не представили доказательств того, что при определении категории земель указанных выше земельных участков уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан было принято решение об установлении или об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участок представляющего возможность их использование для целей индивидуального жилищного строительства.
Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. ...., установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
В то же время Судебная коллегия принимает во внимание, что Г.Т.И., С.М. и В. в ходе рассмотрения настоящего дела не представили суду доказательств того, что отсутствие эскизного проекта либо согласия и положительной рекомендации МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" по эскизному проекту препятствует им в реализации правомочий собственников в отношении принадлежащим им земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований. В связи с этим, оспариваемое судебное постановление подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Г.Т.И., С.М., В.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329, пунктом 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 27 февраля 2014 года, по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Г.Т.И., С.М., В. о признании незаконным отказа Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" .... от 28 ноября 2013 года в согласовании эскизного предложения по строительству коттеджного поселка "Звездный", отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7449/2014
Требование: О признании незаконным отказа в согласовании эскизного предложения по строительству коттеджного поселка.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N 33-7449/2014
Судья: Р.Р. Минзарипов
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Л.И. Сибгатуллиной, А.Х. Хисамова,
при секретаре судебного заседания С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Х. Хисамова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. на решение Советского районного суда города Казани от 27 февраля 2014 года. Этим решением постановлено: заявление удовлетворить.
Признать решение Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани, содержащееся в письме Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани от 28 ноября 2013 года ...., об отказе в согласовании эскизного проекта коттеджного поселка "Звездный" в 1600 м от пос. Константиновка, разработанного ООО АКБ "БиПлан", незаконным.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани согласовать эскизный проект коттеджного поселка "Звездный" в 1600 м от пос. Константиновка, разработанный ООО АКБ "БиПлан".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани" - Г.Л. об отмене решения суда, выслушав ее объяснения, в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя С.М., В., Г.Т.И. - Х.Ф.И. против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия
установила:
Г.Т.И., С.М., В. обратились в суд первоначально с требованиями о признании незаконным и необоснованным отказа МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" от 28 ноября 2013 года .... в изменении вида разрешенного использования земельных участков.
В ходе судебного разбирательства по делу представитель заявителей - Х.Ф.И. изменила ранее заявленные требования и окончательно просила признать незаконным отказ МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" .... от 28 ноября 2013 года в согласовании эскизного предложения по строительству коттеджного поселка "Звездный".
Представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - З. в судебном заседании суда первой инстанции требования заявителей не признала.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что в соответствии с Постановлением Руководителя ИК МО города Казани от 30 июля 2008 года .... "О вопросах землепользования и застройки" МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" поручено давать по эскизным предложениям граждан и юридических лиц подготовленным до разработки проектной документации на строительство свои рекомендации. При этом указанным постановлением не предусмотрена возможность отказа в согласовании эскизного предложения и не установлены основания для отказа в согласовании эскизных предложений, что свидетельствует о незаконности оспариваемого заявителями письма МКУ "Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" от 28 ноября 2013 года .....
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом она указывает, что нормами действующего законодательства в компетенцию МКУ "Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" не входит согласование эскизных проектов, в связи с чем решение суда, обязывающее такой проект согласовать, не соответствует требованиям закона.
Также в апелляционной жалобе указано, что оспариваемый заявителями документ МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" от 28 ноября 2014 года .... не является решением об отказе в согласовании, а является письмом, содержащим рекомендации по представленному заявителями эскизному предложению.
Г.Т.И., С.М., В. возражений на апелляционную жалобу представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Г.Т.И., С.М. и В. - Х.Ф.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 6 и 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу: градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий); технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
На основании пункта 2 Постановления Руководителя Исполкома муниципального образования города Казани от 30 июля 2008 года .... "О вопросах землепользования и застройки" МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" поручено принимать к рассмотрению эскизные предложения граждан и юридическим лицам для принятия решений по вопросам, связанным с разработкой документации по планировке территории, с получением разрешений на условно разрешенные виды использования, отклонение от предельных параметров, внесение изменений в Правила застройки и землепользования (часть II Градостроительного устава города Казани), и иным вопросам землепользования и застройки и давать по ним свои рекомендации с учетом положений действующего законодательства, Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденной документации по планировке территории и Правил застройки и землепользования (часть II Градостроительного устава города Казани).
Из материалов дела усматривается, что С.М. на основании договора купли-продажи земельного участка от 14 сентября 2013 года на праве собственности принадлежит земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 3000 кв. м, с кадастровым номером ...., расположенный в 1600 метров на север от с. Константиновка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 октября 2013 года.
Г.Т.И. на основании на основании договора купли-продажи земельного участка от 19 апреля 2013 года на праве собственности принадлежат земельные участки категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 3000 кв. м, 5714 кв. м, 22008 кв. м, 51164 кв. м с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., расположенные в 1600 метров на север от <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23 октября 2013 года и 30 апреля 2013 года.
В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 25 октября 2013 года на праве собственности принадлежат земельные участки категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 10754 кв. м и 6688 кв. м с кадастровыми номерами ...., ...., расположенные в 1600 метров на север от <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11 ноября 2013 года и 12 ноября 2013 года.
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" рассмотрев представленное Г.Т.И. эскизное предложение по строительству поселка "Звездный", разработанное ООО "АКБ "БиПлан", письмом .... от 28 ноября 2013 года сообщило, что земельный участок коттеджного поселка располагается в зоне сельскохозяйственных угодий в границах разрабатываемого проекта планировки территории "Восточная дуга" .... от 01 октября 2010 года. В отношении территории планируемой застройки необходимо разработать отдельный проект планировки территории, в котором предусмотреть обеспечение объектами социального и коммунально-бытового назначения, предусмотреть пожарные расстояния от границ жилой застройки до лесных массивов, а также общие противопожарные требования к индивидуальной жилой застройке. Кроме того, в письме в целях последующего присвоения адресов было рекомендовано обеспечить ширину улиц в соответствии с действующими строительными нормами и правилами и было указано, что земельный участок коттеджного поселка попадает в санитарно-защитную зону сибиреязвенных скотомогильников.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" - Г.Л. о том, что законодательством к компетенцию МКУ "Управления архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" не отнесено согласование эскизных проектов, в связи с чем, решение суда, обязывающее такой проект согласовать не соответствует требованиям закона.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" эскизный проект не входит в состав разделов проектной документации.
Как указано выше, Постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования города Казани от 30 июля 2008 года N 4157 "О вопросах землепользования и застройки" МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" поручено по поступающим эскизным предложениям граждан и юридическим лицам давать свои рекомендации, без указания на принятие решений по результатом рассмотрения таких предложений.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Судебная коллегия приходит к выводу, что направленное Г.Т.И. МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" по результатам рассмотрения представленного им эскизного предложения по строительству поселка "Звездный" письмо .... от 28 ноября 2013 года носит рекомендательный характер, властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для заявителя не содержит, что исключает возможность признания его незаконным и необоснованным ввиду нарушения прав и свобод Г.Т.И. в рамках главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела следует, что и дела С.М. и В. в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" не обращались в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что письмом МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" .... от 28 ноября 2013 года также нарушены права и свободы С.М. и В. является необоснованным.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно статье 9, частям 2, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно подпункту 10 пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года .... утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани.
В силу пункта 1.1, 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Из содержания свидетельств о государственной регистрации прав собственности Г.Т.И., С.М. и В. на указанные выше земельные участки на которых предполагается строительство поселка "Звездный" следует, что данные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В ходе рассмотрения дела заявители не представили доказательств того, что при определении категории земель указанных выше земельных участков уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан было принято решение об установлении или об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участок представляющего возможность их использование для целей индивидуального жилищного строительства.
Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. ...., установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
В то же время Судебная коллегия принимает во внимание, что Г.Т.И., С.М. и В. в ходе рассмотрения настоящего дела не представили суду доказательств того, что отсутствие эскизного проекта либо согласия и положительной рекомендации МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" по эскизному проекту препятствует им в реализации правомочий собственников в отношении принадлежащим им земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований. В связи с этим, оспариваемое судебное постановление подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Г.Т.И., С.М., В.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329, пунктом 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 27 февраля 2014 года, по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Г.Т.И., С.М., В. о признании незаконным отказа Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" .... от 28 ноября 2013 года в согласовании эскизного предложения по строительству коттеджного поселка "Звездный", отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)