Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Магнитогорска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 марта 2015 г. по делу N А76-23871/2014 (судья Белякович Е.В.).
В заседании приняли участие представители:
- Администрации города Магнитогорска - Голеев А.Г. (доверенность от 11.09.2014);
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Подивилова Ю.В. (доверенность от 12.01.15 N 9).
Администрация г. Магнитогорска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - антимонопольный орган, УФАС) о признании недействительными решения и предписания от 15.07.2014 по делу N 09-07/14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Орджоникидзевского района г. Магнитогорска, общество с ограниченной ответственностью "Квадро" (далее - ООО "Квадро"), Казаров Дмитрий Сергеевич (далее - Казаров Д.С.), Токарев Александр Анатольевич (далее - Токарев А.А.).
Решением суда от 02.03.2015 (резолютивная часть объявлена 24.02.2015) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Администрация обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает Администрация, в материалах дела не имеется доказательств того, что не проведение торгов по продаже права аренды земельного участка могло повлечь ограничение конкуренции.
Администрация ссылается на то, что судом не исследовался вопрос о том, относятся ли земельные участки, в отношении которых предписано провести торги, к числу территорий общего пользования. С 01.03.2015 вступили изменения, внесенный в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и в соответствии с положениями пункта 18 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ, предметом аукциона не могут быть земельные участки общего пользования, или участки, расположенные в границах земель общего пользования, территорий общего пользования. Кроме того, императивная обязанность органа, принявшего решение о проведении торгов, провести такие торги в строго определенный срок законом не предусмотрена.
Администрация считает, что антимонопольный орган, а также суд, приняв оспариваемое решение, фактически распорядились средствами бюджета г. Магнитогорска, поскольку в силу пункта 1 статьи 38 ЗК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) предметом торгов мог быть только сформированный земельный участок с установленными границами, проведение торгов на право заключения договора аренды, в отношении не сформированного земельного участка законом не предусмотрено. При этом формирование земельного участка невозможно без выделения денежных средств из бюджета города.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель УФАС возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения явившихся представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба Токарева А.А. на неправомерные действия Администрации Орджоникидзевского района в г. Магнитогорске и Администрации выразившиеся в нарушении порядка предоставления в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, и земельного участка в районе проспекта Карла Маркса, 159 для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки.
Решением антимонопольного органа от 15.07.2014 действия Администрации по необеспечению управления и распоряжения земельными участками по адресам: г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159 путем проведения торгов на право заключения договоров аренды земельными участками при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, признаны нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Администрации выдано предписание от 15.07.2014 по делу N 09-07/14 о прекращении нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в необеспечении управления и распоряжения земельными участками по адресам: г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159 (пункт 1); совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции посредством соблюдения порядка предоставления в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, и земельного участка в районе проспекта Карла Маркса, 159 для целей, не связанных со строительством, и организации проведения торгов на право заключения договора аренды данных земельных участков (пункт 2).
Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Закон о защите конкуренции является специальным законом, определяющим организационные и правовые основы защиты конкуренции, целью которого является предупреждение и пресечение монополистической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 закона).
Согласно статье 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Антимонопольный орган вменяет Администрации нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с необеспечением управления и распоряжения земельными участками путем проведения торгов на право заключения договоров аренды земельными участками при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством определен статьей 34 ЗК РФ (действующей в период возникновения спорных правоотношений), согласно которой органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1). Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3). Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 30.12.2012 N 162 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления г. Магнитогорска имеют право распоряжаться, для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок предоставления земельных участков).
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Администрацией города на основании заявлений граждан, юридических лиц, заинтересованных в предоставлении таких земельных участков, в том числе: Администрация города обеспечивает подготовку и публикацию информации о земельных участках, предоставляемых для целей, не связанных со строительством (пункт 5, 12); Администрация города сообщает заявителю о возможном предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (пункт 10); в случае, если в отношении испрашиваемого земельного участка поступило два и более заявления и в отношении поданных заявлений отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, администрация города проводит торги по продаже земельных участков или права аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством (пункт 14).
Согласно Уставу города Магнитогорска Администрация города, в том числе, резервирует земли и изымает, в том числе путем выкупа, земельные участки в границах города для муниципальных нужд, управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Челябинской области, решениями городского Собрания (пункт 16 статьи 34); обеспечивает подготовку и реализацию генеральных планов города, правил землепользования и застройки города, обеспечивает подготовку и утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории города, утверждает местные нормативы градостроительного проектирования города, ведет информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города (пункт 17 статьи 34).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 07.08.2013 Токарев А.А. обратился в адрес Администрации г. Магнитогорска с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: в 148 мкр., между жилыми домами по ул. Зеленый Лог, 35/1, ул. Жукова, 29, 31, площадью 2 500 кв. м для целей, не связанных со строительством - для организации платной автостоянки.
30.08.2013 в Администрацию г. Магнитогорска обратилось ООО "Квадро" с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, площадью 3 000 кв. м для целей, не связанных со строительством - для организации платной автостоянки.
Согласно протоколу от 04.09.2013 N 33-2013 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, утвержденному заместителем Главы города по имуществу и правовым вопросам, председателем комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, принято решение: 1) Рекомендовать главе города рассмотреть возможность предоставления в аренду на 5 лет земельного участка, расположенного между жилыми домами по ул. Зеленый Лог, 35/1, ул. Жукова, 29, 31 для размещения круглосуточной автостоянки; 2) Администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска направить информационное сообщение о возможном предоставлении для публикации в средствах массовой информации; 3) в случае не поступления заявлений от заинтересованных лиц, предоставить Токареву А.А. в аренду на 5 лет земельный участок.
Согласно протоколу от 11.09.2013 N 34-2013 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, утвержденному заместителем Главы города по имуществу и правовым вопросам, председателем комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, по результатам рассмотрения заявления ООО "Квадро" принято решение: в связи с поступлением второго заявления на испрашиваемый земельный участок: отменить решение комиссии от 04.09.2013 N 33-2013 о предоставлении Токареву А.А. земельного участка в аренду, отказать ООО "Квадро" в предоставлении земельного участка в аренду; Управлению архитектуры и градостроительства (далее - УАиГ) сформировать земельный участок на торги для целей, не связанных со строительством.
01.10.2013 Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в адрес ООО "Квадро" направлен письменный ответ от 01.10.2013 N АдмО-03-27/1918, согласно которому по результатам рассмотрения заявления ООО "Квадро" от 30.08.2013 в связи с поступлением двух заявок принято решение о формировании на торги земельного участка, расположенного на пересечении ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, для целей, не связанных со строительством - размещение круглосуточной автостоянки.
01.10.2013 Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в адрес Токарева А.А. направлен письменный ответ N АдмО-03-27/1919 от 01.10.2013, согласно которому по результатам рассмотрения его заявления от 30.08.2013 в связи с поступлением двух заявок принято решение о формировании на торги земельного участка, расположенного на пересечении ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, для целей, не связанных со строительством - размещение платной автостоянки.
07.12.2013 в газете "Магнитогорский рабочий" N 187 (21793) Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска опубликована информация о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельного участка для целей, не связанных со строительством: месторасположение: в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, предполагаемый размер - 2 000 кв. м, целевое назначение - размещение платной круглосуточной автостоянки.
16.12.2013 Токарев А.А. обратился в адрес администрации г. Магнитогорска с заявлением о предоставлении данного земельного участка на праве аренды с приложением копии информационного сообщения, опубликованного в газете "Магнитогорский рабочий" N 187 (21793) от 07.12.2013.
Согласно протоколу от 22.01.2014 N 2-2014 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, по результатам рассмотрения заявления Токарева А.А. от 16.12.2013 принято решение: в связи с поступлением второго заявления на испрашиваемый земельный участок, рекомендовать главе города отказать ООО "Квадро" и Токарева А.А. в предоставлении земельного участка в аренду и провести торги по продаже права аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, УАиГ рассмотреть возможность формирования земельного участка на аукцион, КУИиЗО провести аукцион с уведомлением заявителей Токарева А.А. и ООО "Квадро".
23.10.2013 Казаров Д.С. обратился в адрес Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159, площадью 500 кв. м для целей, не связанных со строительством - организация парковочных мест для посетителей магазина в дневное время и платной парковки в ночное время.
Согласно протоколу от 06.11.2013 N 42-2013 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, по результатам рассмотрения заявления Казарова Д.С. принято решение: рекомендовать Казарову Д.С. согласовать размещение автостоянки с собственником нежилого помещения магазина, рекомендовать главе города рассмотреть возможность предоставления в аренду на 5 лет земельного участка, расположенного по пр. К. Маркса, в районе здания N 159 (напротив магазина) для размещения автостоянки, при условии согласования заявителем вопросам размещения объекта с собственником помещения магазина, Администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска направить информационное сообщение о возможном предоставлении для публикации в средства массовой информации, в случае не поступления заявлений от заинтересованных лиц, согласования вопроса размещения объекта с собственником нежилого помещения магазина, предоставить Казарову Д.С. в аренду на 5 лет земельного участка.
В газете "Магнитогорский рабочий" от 15.11.2013 N 175 (21781) Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска опубликована информация о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельного участка для целей, не связанных со строительством: месторасположение: пр. Карла Маркса, в районе здания N 159 (напротив магазина), предполагаемый размер - 500 кв. м, целевое назначение - размещение гостевой автостоянки для посетителей магазина, платной ночной автостоянки.
20.11.2013 Токарев А.А. обратился в адрес Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, в районе здания N 159, площадью 500 кв. м для целей, не связанных со строительством - размещение гостевой автостоянки для посетителей магазина, платной ночной автостоянки, с приложением копии информационного сообщения, опубликованного в газете "Магнитогорский рабочий" от 15.11.2013 N 175 (21781).
Согласно протоколу от 27.11.2013 N 45-2013 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, по результатам рассмотрения заявления Токарева А.А. принято решение: в связи с поступлением второго заявления на испрашиваемый земельный участок, рекомендовать Главе города отказать Казарову Д.С. и Токареву А.А. в предоставлении в аренду данного земельного участка; администрации района провести работы по формированию земельного участка для целей не связанных со строительством; КУИиЗО провести торги по продаже права аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством - размещение гостевой автостоянки и платной ночной автостоянки, уведомить заявителей Токарева А.А. и Казарова Д.С. о проведении торгов.
Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в адрес Казарова Д.С., Токарева А.А. направлен письменные ответы (от 17.12.2013 N АдмО-03-27/2581, N АдмО-03-27/2582), согласно которым на заявление о предоставлении земельного участка в районе пр. Карла Маркса, N 159 принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с предоставлением земельного участка путем проведения торгов по продаже права аренды земельного участка.
Как усматривается из материалов дела и заявителем не оспаривается, в период с 30.08.2013 по 01.07.2014 Администрацией не обеспечено формирование земельного участка (г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29) и проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка, а также в период с 20.11.2013 по 01.07.2014 Администрацией не обеспечено проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159, при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.
Доказательства, подтверждающие принятие мер по формированию указанных земельных участков, не представлены.
Поскольку указанные выше заявления о предоставлении земельных участков направлены в адрес Администрации, рассмотрение которых отнесено к ее полномочиям и согласно протоколам комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, осуществлялось Администрацией, бездействие Администрации по необеспечению надлежащего управления (контроля) за распоряжением земельными участками по адресам: г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159 путем организации и проведения торгов на право заключения договоров аренды земельными участками при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренду земельным участков обоснованно признано антимонопольным органом нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания необоснованного препятствования деятельности хозяйствующих субъектов.
Бездействие Администрации по необеспечению управления и распоряжению земельными участками путем проведения торгов на право заключения договоров аренды земельными участками при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренды соответствующих земельных участков на протяжении длительного времени направлены на хозяйствующих субъектов, планирующих осуществлять свою деятельность на рынке оказания услуг автостоянки на территории г. Магнитогорска.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рассматриваемые действия (бездействия) Администрации могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг автостоянки.
С учетом изложенного, вывод антимонопольного органа о несоответствии действий Администрации антимонопольному законодательству следует признать обоснованным.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих тот факт, что не проведение органом местного самоуправления торгов на право заключения договоров аренды земельных участков могло привести к ограничению конкуренции, не может быть принята судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что земельные участки испрашивались в целях организации и осуществления деятельности на рынке оказания услуг автостоянки на территории г. Магнитогорска. Не проведение торгов на право заключения договоров аренды земельными участками препятствует хозяйствующим субъектам претендовать на право получения в пользование земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, то есть реализации установленного ЗК РФ права на заключение договоров аренды.
Факт создания препятствования осуществлению деятельности подтверждается тем, что фактически хозяйствующие субъекты были лишены возможности выйти на соответствующий товарный рынок ввиду невозможности участия в торгах и заключения договоров аренды земельного участка для использования в предпринимательской деятельности.
Довод подателя жалобы о том, что с 01.03.2015 вступили изменения, внесенный в ЗК РФ и в соответствии с положениями пункта 18 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ, предметом аукциона не могут быть земельные участки общего пользования, или участки, расположенные в границах земель общего пользования, территорий общего пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку решение и предписание УФАС вынесены 15.07.2014. Соответственно, изменение данных положений ЗК РФ не влияет на законность и обоснованность обжалуемых актов антимонопольного органа, принятых ранее.
Кроме того, вопреки доводам апеллянта, обязанность по формированию земельных участков возложена на орган местного самоуправления статьей 38 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков". Независимо от того, является ли земельный участок сформированным или лишь начал проходить процедуру формирования, предоставление его в аренду применительно к установленным при разрешении данного спора фактическим обстоятельствам возможно только посредством организации и проведения органом местного самоуправления торгов.
В связи с тем, что выводы антимонопольного органа в оспариваемом решении являются правомерными, предписание, выданное антимонопольным органом, также является обоснованным.
Предписание основано на законном решении антимонопольного органа, содержит указание на конкретные действия, которые должна совершить Администрация, направлено на устранение выявленных нарушений, является исполнимым. Самостоятельные основания для отмены оспариваемого предписания отсутствуют.
С учетом изложенного судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскание с Администрации госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 марта 2015 г. по делу N А76-23871/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Магнитогорска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2015 N 18АП-4318/2015 ПО ДЕЛУ N А76-23871/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. N 18АП-4318/2015
Дело N А76-23871/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Магнитогорска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 марта 2015 г. по делу N А76-23871/2014 (судья Белякович Е.В.).
В заседании приняли участие представители:
- Администрации города Магнитогорска - Голеев А.Г. (доверенность от 11.09.2014);
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Подивилова Ю.В. (доверенность от 12.01.15 N 9).
Администрация г. Магнитогорска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - антимонопольный орган, УФАС) о признании недействительными решения и предписания от 15.07.2014 по делу N 09-07/14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Орджоникидзевского района г. Магнитогорска, общество с ограниченной ответственностью "Квадро" (далее - ООО "Квадро"), Казаров Дмитрий Сергеевич (далее - Казаров Д.С.), Токарев Александр Анатольевич (далее - Токарев А.А.).
Решением суда от 02.03.2015 (резолютивная часть объявлена 24.02.2015) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Администрация обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает Администрация, в материалах дела не имеется доказательств того, что не проведение торгов по продаже права аренды земельного участка могло повлечь ограничение конкуренции.
Администрация ссылается на то, что судом не исследовался вопрос о том, относятся ли земельные участки, в отношении которых предписано провести торги, к числу территорий общего пользования. С 01.03.2015 вступили изменения, внесенный в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и в соответствии с положениями пункта 18 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ, предметом аукциона не могут быть земельные участки общего пользования, или участки, расположенные в границах земель общего пользования, территорий общего пользования. Кроме того, императивная обязанность органа, принявшего решение о проведении торгов, провести такие торги в строго определенный срок законом не предусмотрена.
Администрация считает, что антимонопольный орган, а также суд, приняв оспариваемое решение, фактически распорядились средствами бюджета г. Магнитогорска, поскольку в силу пункта 1 статьи 38 ЗК РФ (в редакции действовавшей в спорный период) предметом торгов мог быть только сформированный земельный участок с установленными границами, проведение торгов на право заключения договора аренды, в отношении не сформированного земельного участка законом не предусмотрено. При этом формирование земельного участка невозможно без выделения денежных средств из бюджета города.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель УФАС возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения явившихся представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба Токарева А.А. на неправомерные действия Администрации Орджоникидзевского района в г. Магнитогорске и Администрации выразившиеся в нарушении порядка предоставления в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, и земельного участка в районе проспекта Карла Маркса, 159 для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки.
Решением антимонопольного органа от 15.07.2014 действия Администрации по необеспечению управления и распоряжения земельными участками по адресам: г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159 путем проведения торгов на право заключения договоров аренды земельными участками при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, признаны нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Администрации выдано предписание от 15.07.2014 по делу N 09-07/14 о прекращении нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в необеспечении управления и распоряжения земельными участками по адресам: г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159 (пункт 1); совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции посредством соблюдения порядка предоставления в аренду земельного участка, расположенного на пересечении ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, и земельного участка в районе проспекта Карла Маркса, 159 для целей, не связанных со строительством, и организации проведения торгов на право заключения договора аренды данных земельных участков (пункт 2).
Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Закон о защите конкуренции является специальным законом, определяющим организационные и правовые основы защиты конкуренции, целью которого является предупреждение и пресечение монополистической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 закона).
Согласно статье 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Антимонопольный орган вменяет Администрации нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с необеспечением управления и распоряжения земельными участками путем проведения торгов на право заключения договоров аренды земельными участками при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством определен статьей 34 ЗК РФ (действующей в период возникновения спорных правоотношений), согласно которой органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1). Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3). Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 30.12.2012 N 162 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления г. Магнитогорска имеют право распоряжаться, для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок предоставления земельных участков).
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Администрацией города на основании заявлений граждан, юридических лиц, заинтересованных в предоставлении таких земельных участков, в том числе: Администрация города обеспечивает подготовку и публикацию информации о земельных участках, предоставляемых для целей, не связанных со строительством (пункт 5, 12); Администрация города сообщает заявителю о возможном предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (пункт 10); в случае, если в отношении испрашиваемого земельного участка поступило два и более заявления и в отношении поданных заявлений отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, администрация города проводит торги по продаже земельных участков или права аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством (пункт 14).
Согласно Уставу города Магнитогорска Администрация города, в том числе, резервирует земли и изымает, в том числе путем выкупа, земельные участки в границах города для муниципальных нужд, управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Челябинской области, решениями городского Собрания (пункт 16 статьи 34); обеспечивает подготовку и реализацию генеральных планов города, правил землепользования и застройки города, обеспечивает подготовку и утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории города, утверждает местные нормативы градостроительного проектирования города, ведет информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города (пункт 17 статьи 34).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 07.08.2013 Токарев А.А. обратился в адрес Администрации г. Магнитогорска с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: в 148 мкр., между жилыми домами по ул. Зеленый Лог, 35/1, ул. Жукова, 29, 31, площадью 2 500 кв. м для целей, не связанных со строительством - для организации платной автостоянки.
30.08.2013 в Администрацию г. Магнитогорска обратилось ООО "Квадро" с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, площадью 3 000 кв. м для целей, не связанных со строительством - для организации платной автостоянки.
Согласно протоколу от 04.09.2013 N 33-2013 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, утвержденному заместителем Главы города по имуществу и правовым вопросам, председателем комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, принято решение: 1) Рекомендовать главе города рассмотреть возможность предоставления в аренду на 5 лет земельного участка, расположенного между жилыми домами по ул. Зеленый Лог, 35/1, ул. Жукова, 29, 31 для размещения круглосуточной автостоянки; 2) Администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска направить информационное сообщение о возможном предоставлении для публикации в средствах массовой информации; 3) в случае не поступления заявлений от заинтересованных лиц, предоставить Токареву А.А. в аренду на 5 лет земельный участок.
Согласно протоколу от 11.09.2013 N 34-2013 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, утвержденному заместителем Главы города по имуществу и правовым вопросам, председателем комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, по результатам рассмотрения заявления ООО "Квадро" принято решение: в связи с поступлением второго заявления на испрашиваемый земельный участок: отменить решение комиссии от 04.09.2013 N 33-2013 о предоставлении Токареву А.А. земельного участка в аренду, отказать ООО "Квадро" в предоставлении земельного участка в аренду; Управлению архитектуры и градостроительства (далее - УАиГ) сформировать земельный участок на торги для целей, не связанных со строительством.
01.10.2013 Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в адрес ООО "Квадро" направлен письменный ответ от 01.10.2013 N АдмО-03-27/1918, согласно которому по результатам рассмотрения заявления ООО "Квадро" от 30.08.2013 в связи с поступлением двух заявок принято решение о формировании на торги земельного участка, расположенного на пересечении ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, для целей, не связанных со строительством - размещение круглосуточной автостоянки.
01.10.2013 Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в адрес Токарева А.А. направлен письменный ответ N АдмО-03-27/1919 от 01.10.2013, согласно которому по результатам рассмотрения его заявления от 30.08.2013 в связи с поступлением двух заявок принято решение о формировании на торги земельного участка, расположенного на пересечении ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, для целей, не связанных со строительством - размещение платной автостоянки.
07.12.2013 в газете "Магнитогорский рабочий" N 187 (21793) Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска опубликована информация о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельного участка для целей, не связанных со строительством: месторасположение: в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, предполагаемый размер - 2 000 кв. м, целевое назначение - размещение платной круглосуточной автостоянки.
16.12.2013 Токарев А.А. обратился в адрес администрации г. Магнитогорска с заявлением о предоставлении данного земельного участка на праве аренды с приложением копии информационного сообщения, опубликованного в газете "Магнитогорский рабочий" N 187 (21793) от 07.12.2013.
Согласно протоколу от 22.01.2014 N 2-2014 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, по результатам рассмотрения заявления Токарева А.А. от 16.12.2013 принято решение: в связи с поступлением второго заявления на испрашиваемый земельный участок, рекомендовать главе города отказать ООО "Квадро" и Токарева А.А. в предоставлении земельного участка в аренду и провести торги по продаже права аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, УАиГ рассмотреть возможность формирования земельного участка на аукцион, КУИиЗО провести аукцион с уведомлением заявителей Токарева А.А. и ООО "Квадро".
23.10.2013 Казаров Д.С. обратился в адрес Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159, площадью 500 кв. м для целей, не связанных со строительством - организация парковочных мест для посетителей магазина в дневное время и платной парковки в ночное время.
Согласно протоколу от 06.11.2013 N 42-2013 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, по результатам рассмотрения заявления Казарова Д.С. принято решение: рекомендовать Казарову Д.С. согласовать размещение автостоянки с собственником нежилого помещения магазина, рекомендовать главе города рассмотреть возможность предоставления в аренду на 5 лет земельного участка, расположенного по пр. К. Маркса, в районе здания N 159 (напротив магазина) для размещения автостоянки, при условии согласования заявителем вопросам размещения объекта с собственником помещения магазина, Администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска направить информационное сообщение о возможном предоставлении для публикации в средства массовой информации, в случае не поступления заявлений от заинтересованных лиц, согласования вопроса размещения объекта с собственником нежилого помещения магазина, предоставить Казарову Д.С. в аренду на 5 лет земельного участка.
В газете "Магнитогорский рабочий" от 15.11.2013 N 175 (21781) Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска опубликована информация о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельного участка для целей, не связанных со строительством: месторасположение: пр. Карла Маркса, в районе здания N 159 (напротив магазина), предполагаемый размер - 500 кв. м, целевое назначение - размещение гостевой автостоянки для посетителей магазина, платной ночной автостоянки.
20.11.2013 Токарев А.А. обратился в адрес Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, в районе здания N 159, площадью 500 кв. м для целей, не связанных со строительством - размещение гостевой автостоянки для посетителей магазина, платной ночной автостоянки, с приложением копии информационного сообщения, опубликованного в газете "Магнитогорский рабочий" от 15.11.2013 N 175 (21781).
Согласно протоколу от 27.11.2013 N 45-2013 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, по результатам рассмотрения заявления Токарева А.А. принято решение: в связи с поступлением второго заявления на испрашиваемый земельный участок, рекомендовать Главе города отказать Казарову Д.С. и Токареву А.А. в предоставлении в аренду данного земельного участка; администрации района провести работы по формированию земельного участка для целей не связанных со строительством; КУИиЗО провести торги по продаже права аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством - размещение гостевой автостоянки и платной ночной автостоянки, уведомить заявителей Токарева А.А. и Казарова Д.С. о проведении торгов.
Администрацией Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в адрес Казарова Д.С., Токарева А.А. направлен письменные ответы (от 17.12.2013 N АдмО-03-27/2581, N АдмО-03-27/2582), согласно которым на заявление о предоставлении земельного участка в районе пр. Карла Маркса, N 159 принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с предоставлением земельного участка путем проведения торгов по продаже права аренды земельного участка.
Как усматривается из материалов дела и заявителем не оспаривается, в период с 30.08.2013 по 01.07.2014 Администрацией не обеспечено формирование земельного участка (г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29) и проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка, а также в период с 20.11.2013 по 01.07.2014 Администрацией не обеспечено проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159, при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.
Доказательства, подтверждающие принятие мер по формированию указанных земельных участков, не представлены.
Поскольку указанные выше заявления о предоставлении земельных участков направлены в адрес Администрации, рассмотрение которых отнесено к ее полномочиям и согласно протоколам комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением земельными участками в г. Магнитогорске, осуществлялось Администрацией, бездействие Администрации по необеспечению надлежащего управления (контроля) за распоряжением земельными участками по адресам: г. Магнитогорск, в районе ул. Зеленый Лог, 35/1 и ул. Жукова, 29, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 159 путем организации и проведения торгов на право заключения договоров аренды земельными участками при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренду земельным участков обоснованно признано антимонопольным органом нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания необоснованного препятствования деятельности хозяйствующих субъектов.
Бездействие Администрации по необеспечению управления и распоряжению земельными участками путем проведения торгов на право заключения договоров аренды земельными участками при условии поступления двух заявлений о предоставлении в аренды соответствующих земельных участков на протяжении длительного времени направлены на хозяйствующих субъектов, планирующих осуществлять свою деятельность на рынке оказания услуг автостоянки на территории г. Магнитогорска.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рассматриваемые действия (бездействия) Администрации могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг автостоянки.
С учетом изложенного, вывод антимонопольного органа о несоответствии действий Администрации антимонопольному законодательству следует признать обоснованным.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих тот факт, что не проведение органом местного самоуправления торгов на право заключения договоров аренды земельных участков могло привести к ограничению конкуренции, не может быть принята судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что земельные участки испрашивались в целях организации и осуществления деятельности на рынке оказания услуг автостоянки на территории г. Магнитогорска. Не проведение торгов на право заключения договоров аренды земельными участками препятствует хозяйствующим субъектам претендовать на право получения в пользование земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, то есть реализации установленного ЗК РФ права на заключение договоров аренды.
Факт создания препятствования осуществлению деятельности подтверждается тем, что фактически хозяйствующие субъекты были лишены возможности выйти на соответствующий товарный рынок ввиду невозможности участия в торгах и заключения договоров аренды земельного участка для использования в предпринимательской деятельности.
Довод подателя жалобы о том, что с 01.03.2015 вступили изменения, внесенный в ЗК РФ и в соответствии с положениями пункта 18 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ, предметом аукциона не могут быть земельные участки общего пользования, или участки, расположенные в границах земель общего пользования, территорий общего пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку решение и предписание УФАС вынесены 15.07.2014. Соответственно, изменение данных положений ЗК РФ не влияет на законность и обоснованность обжалуемых актов антимонопольного органа, принятых ранее.
Кроме того, вопреки доводам апеллянта, обязанность по формированию земельных участков возложена на орган местного самоуправления статьей 38 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков". Независимо от того, является ли земельный участок сформированным или лишь начал проходить процедуру формирования, предоставление его в аренду применительно к установленным при разрешении данного спора фактическим обстоятельствам возможно только посредством организации и проведения органом местного самоуправления торгов.
В связи с тем, что выводы антимонопольного органа в оспариваемом решении являются правомерными, предписание, выданное антимонопольным органом, также является обоснованным.
Предписание основано на законном решении антимонопольного органа, содержит указание на конкретные действия, которые должна совершить Администрация, направлено на устранение выявленных нарушений, является исполнимым. Самостоятельные основания для отмены оспариваемого предписания отсутствуют.
С учетом изложенного судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскание с Администрации госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 марта 2015 г. по делу N А76-23871/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Магнитогорска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)