Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова
судей Т.И. Еременко, В.И. Анишиной
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи, Лаишевского муниципального района" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Никольское-1", Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя ООО "Никольское-1" М.С. Седых, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей по доверенностям ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" Р.Р. Вахитова и Д.М. Валеева, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим отмене с вынесением нового решения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Кабинетом Министров Республики Татарстан 5 июля 2010 года принято постановление N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района", которое официально опубликовано в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 18 августа 2010 года.
ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы", осуществляющее эксплуатацию проходящих на территории Республики Татарстан нефтепроводов, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании названного постановления, ссылаясь на его противоречие положениям п. 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 23 апреля 1992 года N 9 и нарушение прав заявителя в части обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
В судебном заседании ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" уточнили заявленные требования и просили признать не действующим оспариваемое постановление в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:050802:431, 16:24:050802:432 в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Судом признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района" в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:050802:431, 16:24:050802:432 в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района.
В апелляционных жалобах Кабинет Министров Республики Татарстан и ООО "Никольское-1" просят указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами объектами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в результате перевода вышеуказанных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", участок магистрального нефтепровода "Холмогоры - Клин" (включая охранную зону и зону минимальных расстояний от оси нефтепровода) проходит в черте населенного пункта, что является нарушением особого режима использования земель.
В связи с этим возведение жилых объектов и объектов инфраструктуры в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода "Холмогоры - Клин" может нарушить нормальную эксплуатацию трубопровода и привести к его повреждению.
Необходимая в этом случае процедура согласования такого перевода, как того требует постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 мая 2000 года N 363 "О мерах по предупреждению аварий на трубопроводном транспорте, кабельных, воздушных линиях электропередач и связи, обеспечения устойчивого функционирования объектов энергетики", осуществлена не была.
Между тем, разрешая заявленные требования, судом исследовались обстоятельства, которые постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района" не регламентированы.
Так, оспариваемым в настоящем деле постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района" принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и собственника этих участков ООО "Никольское-1" о включении земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 85,8289 гектара в Лаишевском муниципальном районе, находящихся в собственности ООО "Никольское-1", согласно кадастровым паспортам в границы с. Сапуголи для жилищного строительства.
Предложено федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в установленном порядке внести соответствующие изменения в документы кадастра недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 8 Земельного Кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственного назначения допускается в случае установления или изменения черты населенных пунктов.
Как усматривается из оспариваемого постановления, спорный земельный участок включен в границы с. Сапуголи, что не противоречит федеральному законодательству.
Статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определены основания для отказа в переводе земель из одной категории в другую и перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Таких оснований судом установлено не было и оснований для отказа в переводе земель не имелось.
Кроме того, ст. 78 Земельного Кодекса Российской Федерации не содержит прямого запрета на перевод земель сельскохозяйственного значения в иную категорию.
Поскольку оспариваемое постановление принято государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, противоречий положениям федерального законодательства не установлено, оснований для признания названного постановления недействительным не имеется.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Согласно ст. 84 Земельного Кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Таким образом, права и законные интересы заявителя не нарушены оспариваемым в настоящем деле постановлением.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы") о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.03.2013 N 11-АПГ13-2
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. N 11-АПГ13-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова
судей Т.И. Еременко, В.И. Анишиной
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи, Лаишевского муниципального района" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Никольское-1", Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя ООО "Никольское-1" М.С. Седых, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей по доверенностям ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" Р.Р. Вахитова и Д.М. Валеева, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим отмене с вынесением нового решения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Кабинетом Министров Республики Татарстан 5 июля 2010 года принято постановление N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района", которое официально опубликовано в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 18 августа 2010 года.
ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы", осуществляющее эксплуатацию проходящих на территории Республики Татарстан нефтепроводов, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании названного постановления, ссылаясь на его противоречие положениям п. 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 23 апреля 1992 года N 9 и нарушение прав заявителя в части обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
В судебном заседании ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" уточнили заявленные требования и просили признать не действующим оспариваемое постановление в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:050802:431, 16:24:050802:432 в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Судом признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района" в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:050802:431, 16:24:050802:432 в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района.
В апелляционных жалобах Кабинет Министров Республики Татарстан и ООО "Никольское-1" просят указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами объектами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в результате перевода вышеуказанных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", участок магистрального нефтепровода "Холмогоры - Клин" (включая охранную зону и зону минимальных расстояний от оси нефтепровода) проходит в черте населенного пункта, что является нарушением особого режима использования земель.
В связи с этим возведение жилых объектов и объектов инфраструктуры в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода "Холмогоры - Клин" может нарушить нормальную эксплуатацию трубопровода и привести к его повреждению.
Необходимая в этом случае процедура согласования такого перевода, как того требует постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 мая 2000 года N 363 "О мерах по предупреждению аварий на трубопроводном транспорте, кабельных, воздушных линиях электропередач и связи, обеспечения устойчивого функционирования объектов энергетики", осуществлена не была.
Между тем, разрешая заявленные требования, судом исследовались обстоятельства, которые постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района" не регламентированы.
Так, оспариваемым в настоящем деле постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района" принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и собственника этих участков ООО "Никольское-1" о включении земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 85,8289 гектара в Лаишевском муниципальном районе, находящихся в собственности ООО "Никольское-1", согласно кадастровым паспортам в границы с. Сапуголи для жилищного строительства.
Предложено федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в установленном порядке внести соответствующие изменения в документы кадастра недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 8 Земельного Кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственного назначения допускается в случае установления или изменения черты населенных пунктов.
Как усматривается из оспариваемого постановления, спорный земельный участок включен в границы с. Сапуголи, что не противоречит федеральному законодательству.
Статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определены основания для отказа в переводе земель из одной категории в другую и перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Таких оснований судом установлено не было и оснований для отказа в переводе земель не имелось.
Кроме того, ст. 78 Земельного Кодекса Российской Федерации не содержит прямого запрета на перевод земель сельскохозяйственного значения в иную категорию.
Поскольку оспариваемое постановление принято государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, противоречий положениям федерального законодательства не установлено, оснований для признания названного постановления недействительным не имеется.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Согласно ст. 84 Земельного Кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Таким образом, права и законные интересы заявителя не нарушены оспариваемым в настоящем деле постановлением.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы") о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 543 "О включении земельных участков в границы с. Сапуголи Лаишевского муниципального района" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)