Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольской Е.О.
судей Виноградовой Л.Ф., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Уралмостострой"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 декабря 2013 года
по делу N А50-18569/2013,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по иску закрытого акционерного общества "Уралмостострой"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю,
о признании решения Комиссии незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
закрытое акционерное общество "Уралмостострой" (далее - ЗАО "Уралмостострой", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю, о признании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 25.06.2013 N 445 об отклонении заявления ЗАО "Уралмостострой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости незаконным, обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав ЗАО "Уралмостострой" путем принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, равной 70 896 000 руб. 00 коп.
Определением суда от 02.10.2013 к участию в деле привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю.
Решением суда от 19.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжалует решение суда от 19.12.2013, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ЗАО "Уралмостострой" считает, что судом необоснованно не принят во внимание тот факт, что заявление с приложенным к нему отчетом на 01.01.2010 не было принято со ссылкой на разъяснения Минэкономразвития РФ от 15.12.2011, согласно которым при подаче заявления об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссию отчет должен содержать оценку земельного участка на дату внесения сведений об изменении характеристик земельного участка на дату внесения сведений об изменении характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости. На тот момент никаких иных толкований законодательства не было. Постановление Президиума ВАС РФ N 10761/11 было принято только 25.06.2013. При этом дата, на которую составлен отчет об оценке земельного участка, не оспаривалась Комиссией ни при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, нив отзыве на исковое заявление, нив судебном заседании. Заявитель жалобы считает, что незаконные действия Комиссии (отказ Комиссии в приеме отчета об оценке земельного участка на 01.01.2010 и прием отчета об оценке земельного участка) не позволяют ЗАО "Уралмостострой" восстановить свои нарушенные права в судебном порядке.
Заявленное истцом ходатайство о приобщении к материалам дела отчета N 64-1/13-Т об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 и положительного экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" на отчет от 17.04.2013 N 64-1/13-Т рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворено на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на апелляционную жалобу ответчик и третье лицо не представили.
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Участвующие в деле лица своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Уралмостострой" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4515072:2, площадью 76 471 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 51 (далее - земельный участок).
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" по состоянию на 01.01.2010 утверждена кадастровая стоимость в числе других и данного земельного участка в размере 111 551 713 рублей 20 копеек.
Для установления рыночной стоимости земельного участка заявитель обратился в ООО "Оценочная компания "Тереза".
ООО "Оценочная компания "Тереза" подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 17.04.2013 N 64-1/13-Т, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 70 669 000 рублей.
Отчет получил положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости заявитель в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, с заявлением от 30.05.2013 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
В ответ на данное заявление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с приложенными к нему документами возвращено заявителю со ссылкой на то, что заявление не может быть принято к рассмотрению в связи с тем, что датой, на которую должна быть определена рыночная стоимость земельного участка будет являться дата принятия органом кадастрового учета решения о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, то есть 10.08.2010. Управлением указано на право заявителя повторно сдать документы в комиссию после устранения указанных замечаний (т. 2 л.д. 35).
В связи с полученным ответом ЗАО "Уралмостострой" вновь обратилось в ООО "Оценочная компания "Тереза" для установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 10.08.2010.
ООО "Оценочная компания "Тереза" подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 17.04.2013 N 64-1/13-Т, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 10.08.2010 составляет 70 896 000 руб. 00 коп.
Отчет также получил положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
04.06.2013 ЗАО "Уралмостострой" вновь обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Решением N 445 от 25.06.2013 Комиссия отклонила заявление (т. 1 л.д. 13-14).
Считая данное решение незаконным, противоречащим положениям ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития от 04.05.2012 N 263, ЗАО "Уралмостострой" обратилось с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из того, что решение Комиссии об отклонении заявления со ссылкой на то, что рыночная стоимость земельного участка отличается от утвержденной кадастровой стоимости более чем на 30%, а именно - 37%, является неправомерным, между тем, в Комиссию заявителем представлен отчет о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 10.08.2010 вместо необходимо отчета по состоянию на 01.01.2010.
При этом суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что уведомлением от 30.05.2013 N 246 заявителю отказано в принятии заявления ввиду предоставления отчета по состоянию на 01.01.2010 со ссылкой на то, что заявитель не был лишен права на оспаривание данного отказа Комиссии.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Таким образом, требования ЗАО "Уралмостострой" обоснованно заявлены им в качестве исковых и рассматриваются судом апелляционной инстанции именно в этом порядке.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (ред. от 16.05.2013) "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Приказ N 263) Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Согласно пункту 15 Приказа N 263, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Анализ указанных положений свидетельствует о том, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению по пункту 15 Приказа N 263, а в дальнейшем заявитель воспользовался предусмотренным данной нормой правом и после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления, вновь обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, рассмотрение данного заявления должно быть произведено Комиссией с учетом его предыдущего обращения, подлежащего оценке на предмет устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости отдельного оспаривания уведомления от 30.05.2013 N 246, поскольку оспариваемое истцом в настоящем деле решение Комиссии вынесено по результатам устранения ЗАО "Уралмостострой" недостатков, поименованных в уведомлении от 30.05.2013 N 246.
Более того, именно данное уведомление явилось причиной и основанием для представления истцом в Комиссию отчета об оценке по состоянию на 10.08.2010 вместо необходимого отчета по состоянию на 01.01.2010.
В связи с этим апелляционная коллегия при разрешении настоящего спора об оспаривании кадастровой стоимости анализирует и оценивает действия и решения ответчика в целом (уведомление от 30.05.2013 N 246 и решение от 25.06.2013 N 445 об отклонении заявления ЗАО "Уралмостострой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости), а также все представленные в Комиссию с целью оспаривания кадастровой стоимости документы, включая представленный истцом в Комиссию отчет об оценке по состоянию на 01.01.2010. Данный отчет представлен суду апелляционной инстанции и приобщен к материалам дела.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил отчет ООО "Оценочная компания "Тереза" N 64-1/13-Т об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N Э-230413/3-П от 23.04.2013, составленным на основании статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчики не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика по состоянию на 01.01.2010.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 утвержден федеральный стандарт оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" (далее - ФСО N 5), регламентирующий порядок проведения экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.
В соответствии с пунктом 16 ФСО N 5 в экспертном заключении указываются, в том числе, результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.
При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки (пункт 11 ФСО N 1).
Результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение (абзац 1). При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2). При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству (абзац 3 пункта 17 ФСО N 5).
Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (п. 19 ФСО N 5).
Законом не предусмотрены обязательные требования к проведению экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка. Для подтверждения достоверности представленного в материалы дела отчета об оценке достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", а также учитывая, что доказательств недостоверности отчета об оценке ответчиками не представлено, апелляционная коллегия полагает отсутствующими основания для признания отчета N 64-1/13-Т об оценке рыночной стоимости недвижимости, подготовленного ООО "Оценочная компания "Тереза" по состоянию на 01.01.2010, недостоверным.
С учетом изложенного решение от 19.12.2013 подлежит отмене (п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исковые требования о признании решения незаконным и установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимости - удовлетворению. При этом в качестве рыночной стоимости судом принимается стоимость, установленная в отчете по состоянию на 01.01.2010-70 669 000 рублей.
При этом, учитывая сформированную судебную практику по рассмотрению таких видов спора, с учетом задач судопроизводства в арбитражных судах, к числу которых относится защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (ст. 2 АПК РФ), а также принципа исполнимости судебных актов, заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению в виде установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4515072:2, площадью 76 471 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 51, установленную по состоянию на 01 января 2010 года, равной его рыночной стоимости в размере 70 669 000 рублей.
Понесенные истцом судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной при подаче иска (2 000 рублей) и апелляционной жалобы (2 000 рублей), в силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, и подлежат взысканию с него в пользу ЗАО "Уралмостострой".
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19 декабря 2013 года по делу N А50-18569/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, от 25.06.2013 N 445 об отклонении заявления ЗАО "Уралмостострой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4515072:2, площадью 76 471 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 51, установленную по состоянию на 01 января 2010 года, равной его рыночной стоимости в размере 70 669 000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в пользу закрытого акционерного общества "Уралмостострой" (ОГРН 1027402892879, ИНН 7451048960) расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы в общей сумме 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.О.ГЛАДКИХ
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2014 N 17АП-1419/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-18569/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. N 17АП-1419/2014-ГК
Дело N А50-18569/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольской Е.О.
судей Виноградовой Л.Ф., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Уралмостострой"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 декабря 2013 года
по делу N А50-18569/2013,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по иску закрытого акционерного общества "Уралмостострой"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю,
о признании решения Комиссии незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
закрытое акционерное общество "Уралмостострой" (далее - ЗАО "Уралмостострой", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю, о признании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 25.06.2013 N 445 об отклонении заявления ЗАО "Уралмостострой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости незаконным, обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав ЗАО "Уралмостострой" путем принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, равной 70 896 000 руб. 00 коп.
Определением суда от 02.10.2013 к участию в деле привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю.
Решением суда от 19.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжалует решение суда от 19.12.2013, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ЗАО "Уралмостострой" считает, что судом необоснованно не принят во внимание тот факт, что заявление с приложенным к нему отчетом на 01.01.2010 не было принято со ссылкой на разъяснения Минэкономразвития РФ от 15.12.2011, согласно которым при подаче заявления об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссию отчет должен содержать оценку земельного участка на дату внесения сведений об изменении характеристик земельного участка на дату внесения сведений об изменении характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости. На тот момент никаких иных толкований законодательства не было. Постановление Президиума ВАС РФ N 10761/11 было принято только 25.06.2013. При этом дата, на которую составлен отчет об оценке земельного участка, не оспаривалась Комиссией ни при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, нив отзыве на исковое заявление, нив судебном заседании. Заявитель жалобы считает, что незаконные действия Комиссии (отказ Комиссии в приеме отчета об оценке земельного участка на 01.01.2010 и прием отчета об оценке земельного участка) не позволяют ЗАО "Уралмостострой" восстановить свои нарушенные права в судебном порядке.
Заявленное истцом ходатайство о приобщении к материалам дела отчета N 64-1/13-Т об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 и положительного экспертного заключения НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" на отчет от 17.04.2013 N 64-1/13-Т рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворено на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на апелляционную жалобу ответчик и третье лицо не представили.
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Участвующие в деле лица своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Уралмостострой" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4515072:2, площадью 76 471 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 51 (далее - земельный участок).
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" по состоянию на 01.01.2010 утверждена кадастровая стоимость в числе других и данного земельного участка в размере 111 551 713 рублей 20 копеек.
Для установления рыночной стоимости земельного участка заявитель обратился в ООО "Оценочная компания "Тереза".
ООО "Оценочная компания "Тереза" подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 17.04.2013 N 64-1/13-Т, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 70 669 000 рублей.
Отчет получил положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости заявитель в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, с заявлением от 30.05.2013 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
В ответ на данное заявление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с приложенными к нему документами возвращено заявителю со ссылкой на то, что заявление не может быть принято к рассмотрению в связи с тем, что датой, на которую должна быть определена рыночная стоимость земельного участка будет являться дата принятия органом кадастрового учета решения о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, то есть 10.08.2010. Управлением указано на право заявителя повторно сдать документы в комиссию после устранения указанных замечаний (т. 2 л.д. 35).
В связи с полученным ответом ЗАО "Уралмостострой" вновь обратилось в ООО "Оценочная компания "Тереза" для установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 10.08.2010.
ООО "Оценочная компания "Тереза" подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 17.04.2013 N 64-1/13-Т, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 10.08.2010 составляет 70 896 000 руб. 00 коп.
Отчет также получил положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
04.06.2013 ЗАО "Уралмостострой" вновь обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Решением N 445 от 25.06.2013 Комиссия отклонила заявление (т. 1 л.д. 13-14).
Считая данное решение незаконным, противоречащим положениям ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития от 04.05.2012 N 263, ЗАО "Уралмостострой" обратилось с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из того, что решение Комиссии об отклонении заявления со ссылкой на то, что рыночная стоимость земельного участка отличается от утвержденной кадастровой стоимости более чем на 30%, а именно - 37%, является неправомерным, между тем, в Комиссию заявителем представлен отчет о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 10.08.2010 вместо необходимо отчета по состоянию на 01.01.2010.
При этом суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что уведомлением от 30.05.2013 N 246 заявителю отказано в принятии заявления ввиду предоставления отчета по состоянию на 01.01.2010 со ссылкой на то, что заявитель не был лишен права на оспаривание данного отказа Комиссии.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Таким образом, требования ЗАО "Уралмостострой" обоснованно заявлены им в качестве исковых и рассматриваются судом апелляционной инстанции именно в этом порядке.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (ред. от 16.05.2013) "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Приказ N 263) Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Согласно пункту 15 Приказа N 263, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Анализ указанных положений свидетельствует о том, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению по пункту 15 Приказа N 263, а в дальнейшем заявитель воспользовался предусмотренным данной нормой правом и после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления, вновь обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, рассмотрение данного заявления должно быть произведено Комиссией с учетом его предыдущего обращения, подлежащего оценке на предмет устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости отдельного оспаривания уведомления от 30.05.2013 N 246, поскольку оспариваемое истцом в настоящем деле решение Комиссии вынесено по результатам устранения ЗАО "Уралмостострой" недостатков, поименованных в уведомлении от 30.05.2013 N 246.
Более того, именно данное уведомление явилось причиной и основанием для представления истцом в Комиссию отчета об оценке по состоянию на 10.08.2010 вместо необходимого отчета по состоянию на 01.01.2010.
В связи с этим апелляционная коллегия при разрешении настоящего спора об оспаривании кадастровой стоимости анализирует и оценивает действия и решения ответчика в целом (уведомление от 30.05.2013 N 246 и решение от 25.06.2013 N 445 об отклонении заявления ЗАО "Уралмостострой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости), а также все представленные в Комиссию с целью оспаривания кадастровой стоимости документы, включая представленный истцом в Комиссию отчет об оценке по состоянию на 01.01.2010. Данный отчет представлен суду апелляционной инстанции и приобщен к материалам дела.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил отчет ООО "Оценочная компания "Тереза" N 64-1/13-Т об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" N Э-230413/3-П от 23.04.2013, составленным на основании статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчики не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика по состоянию на 01.01.2010.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 утвержден федеральный стандарт оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" (далее - ФСО N 5), регламентирующий порядок проведения экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.
В соответствии с пунктом 16 ФСО N 5 в экспертном заключении указываются, в том числе, результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.
При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки (пункт 11 ФСО N 1).
Результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение (абзац 1). При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2). При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству (абзац 3 пункта 17 ФСО N 5).
Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (п. 19 ФСО N 5).
Законом не предусмотрены обязательные требования к проведению экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка. Для подтверждения достоверности представленного в материалы дела отчета об оценке достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", а также учитывая, что доказательств недостоверности отчета об оценке ответчиками не представлено, апелляционная коллегия полагает отсутствующими основания для признания отчета N 64-1/13-Т об оценке рыночной стоимости недвижимости, подготовленного ООО "Оценочная компания "Тереза" по состоянию на 01.01.2010, недостоверным.
С учетом изложенного решение от 19.12.2013 подлежит отмене (п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исковые требования о признании решения незаконным и установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимости - удовлетворению. При этом в качестве рыночной стоимости судом принимается стоимость, установленная в отчете по состоянию на 01.01.2010-70 669 000 рублей.
При этом, учитывая сформированную судебную практику по рассмотрению таких видов спора, с учетом задач судопроизводства в арбитражных судах, к числу которых относится защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (ст. 2 АПК РФ), а также принципа исполнимости судебных актов, заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению в виде установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4515072:2, площадью 76 471 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 51, установленную по состоянию на 01 января 2010 года, равной его рыночной стоимости в размере 70 669 000 рублей.
Понесенные истцом судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной при подаче иска (2 000 рублей) и апелляционной жалобы (2 000 рублей), в силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, и подлежат взысканию с него в пользу ЗАО "Уралмостострой".
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19 декабря 2013 года по делу N А50-18569/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, от 25.06.2013 N 445 об отклонении заявления ЗАО "Уралмостострой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4515072:2, площадью 76 471 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Фоминская, 51, установленную по состоянию на 01 января 2010 года, равной его рыночной стоимости в размере 70 669 000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в пользу закрытого акционерного общества "Уралмостострой" (ОГРН 1027402892879, ИНН 7451048960) расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы в общей сумме 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.О.ГЛАДКИХ
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)