Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Энергия НТ" (ИНН 2312138350, ОГРН 1072312008064) - Розовика А.Н. (директор), в отсутствие представителей ответчиков: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, третьих лиц: Самарцевой Людмилы Николаевны, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергия НТ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-18770/2013, установил следующее.
ООО "Энергия НТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о возложении на Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обязанности изменить конфигурацию арендованного обществом лесного участка площадью 1,69 га, местоположение: Краснодарский край, лесничество Туапсинское, участковое лесничество Солох-Аульское, квартал 92А, выдел 6, часть выдела 3, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-15-03-08-0073, путем формирования лесного участка из материнского участка с кадастровым номером 23:49:100000:9, согласно приведенным координатам МСК-23: Xl=342654.65 Yl=2189105.49, Х2=342657.39 Y2=2189420.06, Х3=342626.31 Y3=2189418.48, Х4=342622.33 Y4=2189363.91, Х5=342619.41 Y5=2189349.45, Х6=342613.37 Y6=2189319.50, Х7=342621.09 Y7-2189290.65, X8=342628.85 Y8=2189261.69, Х9=342636.31 Y9=2189232.77, ХЮ-342597.54 Y 10=2189224.17, X11=342563.94 Y11=2189217.70, X12=342565.03 Y12=2189204.82, X13=342592.54 Y13=2189080.57, X14=342593.20 Y 14=2189080.75; возложении на министерство обязанности изменить разрешенный вид использования лесного участка, сформированного из материнского участка с кадастровым номером 23:49:100000:9, согласно приведенным координатам МСК-23: МСК-23: X1=342654.65 Y1=2189105.49, Х2=342657.39 Y2=2189420.06, Х3=342626.31 Y3=2189418.48, Х4=342622.33 Y4=2189363.91, Х5=342619.41 Y5=2189349.45, Х6=342613.37 Y6=2189319.50, Х7=342621.09 Y7-2189290.65, X8=342628.85 Y8=2189261.69, Х9=342636.31 Y9=2189232.77, ХЮ-342597.54 Y 10=2189224.17, X11=342563.94 Y11=2189217.70, X12=342565.03 Y12=2189204.82, X13=342592.54 Y13=2189080.57, X14=342593.20 Y14=2189080.75, с "нужды лесного хозяйства" на "рекреационная деятельность"; возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680 (почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, п. Солох-Аул, Харциз-1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Самарцева Людмила Николаевна.
Решением от 30.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Ходатайство истца о назначении экспертизы оставлено без удовлетворения. Суд пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Изменение конфигурации земельного участка и местоположения его границ без внесения изменений в заключенный договор не восстановит права общества, поскольку оно будет обязано арендовать (использовать в своей деятельности) участок конфигурацией и месторасположением границ, указанными в приложении N 1 к договору аренды земельного участка. Общество в фактическое владение лесным участком в части наложения его границ на границы других семи земельных участков не вступило, поскольку они используются иными лицами. Отсутствие владения частями участка, являющегося предметом договора аренды, заключенного сторонами, свидетельствует о том, что арендодатель - комитет не исполнил предусмотренную законом обязанность - не передал арендатору объект аренды в состоянии, как указано в статье 611 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), соответствующем условиям договора аренды. Отсутствие владения является основанием для отказа в иске об изменении конфигурации и местоположения границ спорного земельного участка. Требование о возложении на кадастровую палату обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680 носит негаторный характер, поскольку направлено на устранение препятствий в пользовании обществом земельным участком. В отсутствие фактического владения объектом аренды арендатор не вправе устранять препятствия в пользовании данным имуществом, чинимые другими лицами. Надлежащим способом защиты права в данном случае будет являться возложение на арендодателя обязанности передать обществу арендованное имущество. Поскольку земельный участок в новых границах не сформирован, как без постановки на кадастровый учет (по воле собственника в виде схемы расположения границ земельного участка, являющейся приложением к договору аренды), так и с постановкой его на кадастровый учет, а истец арендатором нового участка не является, изменение вида разрешенного использования несуществующего объекта не восстановит права истца в силу отсутствия таких прав на несуществующий объект.
Определением от 25.09.2014 апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.
Постановлением апелляционного суда от 28.10.2014 принят частичный отказ общества от иска в части возложения на министерство обязанности изменить конфигурацию арендованного лесного участка площадью 1,69 га, путем его формирования из материнского участка с кадастровым номером 23:49:100000:9, согласно приведенным координатам, а также разрешенный вид использования лесного участка, сформированного из материнского участка с кадастровым номером 23:49:100000:9, согласно приведенным координатам. Решение от 30.04.2014 в данной части отменено, производство по делу прекращено. В части отказа в удовлетворении требований судебный акт первой инстанции оставлен без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение от 30.04.2014 и постановление апелляционного суда от 28.10.2014 в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить. В отмененной части принять по делу новый судебный акт, которым требования общества удовлетворить путем возложения на кадастровую палату обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1680. В остальной части судебные акты оставить без изменения. По доводам жалобы отсутствие государственного кадастрового учета лесного участка, находящегося в аренде у истца, не означает, что участок общества не мог быть идентифицирован, поскольку его границы определены планом лесного участка, картой-схемой расположения (приложение N 1 к договору аренды от 11.01.2010 N 09-09а-020) и границей лесного участка. Для завершения работ по межеванию арендованного лесного участка обществу необходимо устранить причины, препятствующие продолжению этих работ, а именно: снять с кадастрового учета земельный участок 23:49:0000000:1680. Постановка этого участка на кадастровый учет привела к существенному нарушению гражданских прав общества как арендатора лесного участка, поскольку границы участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1680 пересекают границы лесного участка, принадлежащего на праве аренды обществу (установлено кадастровым инженером Михайловым А.Ю.). Избранный истцом способ защиты является адекватным нарушению, поскольку наложение участка 23:49:0000000:1680 на арендованный участок общества не может быть устранено в рамках спора об установлении границ смежных земельных участков. Предметом спора о границах смежных земельных участков является определение надлежащего местоположения обоих участков, являющихся объектами гражданских прав, что в отношении незаконно сформированного земельного участка неприменимо. В результате наложения истец лишен возможности провести межевание своего участка. Участок 23:49:0000000:1680 поставлен на кадастровый учет как временный 28.05.2013, без учета расположения лесного участка, находящегося в аренде истца. Право пользования спорным участком не зарегистрировано, в связи с чем отсутствуют лица, владеющие им.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные лица явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены в порядке статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 156 Кодекса.
В судебном заседании от 26.02.2015 объявлялся перерыв до 05.03.2015 до 15 часов 15 минут, информация о котором размещена в сети Интернет. После перерыва судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя подателя жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 11.01.2010 департамент лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 11.01.2010 N 09-09а-020 аренды лесного участка, по условиям которого истцу передан в аренду лесной участок площадью 1,69 га, имеющий местоположение: Краснодарский край, лесничество Туапсинское, участковое лесничество Солох-Аульское, квартал 92А, выдел 6, часть выдела 3, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-15-03-08-0073, в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 07.04.2010 (т. 1, л.д. 12-21).
В соответствии с пунктом 3.3.1 договора арендатор имеет право приступить к освоению участка, в том числе после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка.
Пункт 3.4.3 договора предусматривает в числе обязанностей арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Для разработки проекта освоения лесов, уточнение границ арендованного земельного в системе координат МСК-23 истцу необходимо провести межевание лесного участка, находящегося в аренде.
Уведомлением от 03.06.2013 кадастровый инженер, имеющий гражданско-правовые отношения с истцом, поставил последнего в известность о невозможности продолжения работ по уточнению границ земельного участка, предоставленного обществу в аренду, в связи с наложением границ данного участка на границы участков с кадастровыми номерами 23:49:0000000:1680, 23:49:1000001:1162, 23:49:1000001:983, 23:49:1000001:979, 23:49:1000001:978, 23:49:0134003:143, 23:49:1000002:9.
Согласно кадастровой выписке от 06.06.2013 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680 площадью 37 953 кв. м+/-1705 поставлен на кадастровый учет 28.05.2013, сведения о нем носят временный характер.
Полагая что постановкой на кадастровый учет земельного участка 23:49:0000000:1680 нарушены права общества как арендатора своего земельного участка, истец обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец отказался от иска в части требований к министерству (статья 49 Кодекса), отказ принят судом, решение от 30.04.2014 в данной части отменено, производство по делу прекращено. Апелляционное постановление в части прекращения производства по делу не обжалуется.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статья 72 Лесного кодекса определяет, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса. При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статья 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) до определенной в ней даты допускает предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (пункты 1, 2 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ).
В соответствии со статьей 4.4 Закона N 201-ФЗ в случае, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Оценив имеющуюся в материалах дела доказательственную базу в соответствии со статьей 71 Кодекса, апелляционный суд пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества о возложении на кадастровую палату обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680, отметив, что данное требование носит негаторный характер, направлено на устранение препятствий в пользовании истцом земельным участком, который он считает своим в силу договора аренды.
Суды верно указали, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права. С учетом наложения границ земельных участков имеется спор о праве между истцом и правообладателями всех иных участков, в числе которых временно поставленный на учет участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680.
В отсутствие фактического владения объектом аренды арендатор не вправе устранять препятствия в пользовании этим имуществом, чинимые другими лицами. У общества имеется спор о праве, который не может быть разрешен в рамках настоящего спора без привлечения всех правообладателей соседних участков.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлены.
Учитывая, что решение суда первой инстанции отменено в части с прекращением производства по делу, - оставлению в силе подлежит апелляционное постановление.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу N А32-18770/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2015 ПО ДЕЛУ N А32-18770/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2015 г. по делу N А32-18770/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Энергия НТ" (ИНН 2312138350, ОГРН 1072312008064) - Розовика А.Н. (директор), в отсутствие представителей ответчиков: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, третьих лиц: Самарцевой Людмилы Николаевны, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергия НТ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-18770/2013, установил следующее.
ООО "Энергия НТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о возложении на Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обязанности изменить конфигурацию арендованного обществом лесного участка площадью 1,69 га, местоположение: Краснодарский край, лесничество Туапсинское, участковое лесничество Солох-Аульское, квартал 92А, выдел 6, часть выдела 3, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-15-03-08-0073, путем формирования лесного участка из материнского участка с кадастровым номером 23:49:100000:9, согласно приведенным координатам МСК-23: Xl=342654.65 Yl=2189105.49, Х2=342657.39 Y2=2189420.06, Х3=342626.31 Y3=2189418.48, Х4=342622.33 Y4=2189363.91, Х5=342619.41 Y5=2189349.45, Х6=342613.37 Y6=2189319.50, Х7=342621.09 Y7-2189290.65, X8=342628.85 Y8=2189261.69, Х9=342636.31 Y9=2189232.77, ХЮ-342597.54 Y 10=2189224.17, X11=342563.94 Y11=2189217.70, X12=342565.03 Y12=2189204.82, X13=342592.54 Y13=2189080.57, X14=342593.20 Y 14=2189080.75; возложении на министерство обязанности изменить разрешенный вид использования лесного участка, сформированного из материнского участка с кадастровым номером 23:49:100000:9, согласно приведенным координатам МСК-23: МСК-23: X1=342654.65 Y1=2189105.49, Х2=342657.39 Y2=2189420.06, Х3=342626.31 Y3=2189418.48, Х4=342622.33 Y4=2189363.91, Х5=342619.41 Y5=2189349.45, Х6=342613.37 Y6=2189319.50, Х7=342621.09 Y7-2189290.65, X8=342628.85 Y8=2189261.69, Х9=342636.31 Y9=2189232.77, ХЮ-342597.54 Y 10=2189224.17, X11=342563.94 Y11=2189217.70, X12=342565.03 Y12=2189204.82, X13=342592.54 Y13=2189080.57, X14=342593.20 Y14=2189080.75, с "нужды лесного хозяйства" на "рекреационная деятельность"; возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680 (почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, район Лазаревский, п. Солох-Аул, Харциз-1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Самарцева Людмила Николаевна.
Решением от 30.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Ходатайство истца о назначении экспертизы оставлено без удовлетворения. Суд пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Изменение конфигурации земельного участка и местоположения его границ без внесения изменений в заключенный договор не восстановит права общества, поскольку оно будет обязано арендовать (использовать в своей деятельности) участок конфигурацией и месторасположением границ, указанными в приложении N 1 к договору аренды земельного участка. Общество в фактическое владение лесным участком в части наложения его границ на границы других семи земельных участков не вступило, поскольку они используются иными лицами. Отсутствие владения частями участка, являющегося предметом договора аренды, заключенного сторонами, свидетельствует о том, что арендодатель - комитет не исполнил предусмотренную законом обязанность - не передал арендатору объект аренды в состоянии, как указано в статье 611 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), соответствующем условиям договора аренды. Отсутствие владения является основанием для отказа в иске об изменении конфигурации и местоположения границ спорного земельного участка. Требование о возложении на кадастровую палату обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680 носит негаторный характер, поскольку направлено на устранение препятствий в пользовании обществом земельным участком. В отсутствие фактического владения объектом аренды арендатор не вправе устранять препятствия в пользовании данным имуществом, чинимые другими лицами. Надлежащим способом защиты права в данном случае будет являться возложение на арендодателя обязанности передать обществу арендованное имущество. Поскольку земельный участок в новых границах не сформирован, как без постановки на кадастровый учет (по воле собственника в виде схемы расположения границ земельного участка, являющейся приложением к договору аренды), так и с постановкой его на кадастровый учет, а истец арендатором нового участка не является, изменение вида разрешенного использования несуществующего объекта не восстановит права истца в силу отсутствия таких прав на несуществующий объект.
Определением от 25.09.2014 апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.
Постановлением апелляционного суда от 28.10.2014 принят частичный отказ общества от иска в части возложения на министерство обязанности изменить конфигурацию арендованного лесного участка площадью 1,69 га, путем его формирования из материнского участка с кадастровым номером 23:49:100000:9, согласно приведенным координатам, а также разрешенный вид использования лесного участка, сформированного из материнского участка с кадастровым номером 23:49:100000:9, согласно приведенным координатам. Решение от 30.04.2014 в данной части отменено, производство по делу прекращено. В части отказа в удовлетворении требований судебный акт первой инстанции оставлен без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение от 30.04.2014 и постановление апелляционного суда от 28.10.2014 в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить. В отмененной части принять по делу новый судебный акт, которым требования общества удовлетворить путем возложения на кадастровую палату обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1680. В остальной части судебные акты оставить без изменения. По доводам жалобы отсутствие государственного кадастрового учета лесного участка, находящегося в аренде у истца, не означает, что участок общества не мог быть идентифицирован, поскольку его границы определены планом лесного участка, картой-схемой расположения (приложение N 1 к договору аренды от 11.01.2010 N 09-09а-020) и границей лесного участка. Для завершения работ по межеванию арендованного лесного участка обществу необходимо устранить причины, препятствующие продолжению этих работ, а именно: снять с кадастрового учета земельный участок 23:49:0000000:1680. Постановка этого участка на кадастровый учет привела к существенному нарушению гражданских прав общества как арендатора лесного участка, поскольку границы участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1680 пересекают границы лесного участка, принадлежащего на праве аренды обществу (установлено кадастровым инженером Михайловым А.Ю.). Избранный истцом способ защиты является адекватным нарушению, поскольку наложение участка 23:49:0000000:1680 на арендованный участок общества не может быть устранено в рамках спора об установлении границ смежных земельных участков. Предметом спора о границах смежных земельных участков является определение надлежащего местоположения обоих участков, являющихся объектами гражданских прав, что в отношении незаконно сформированного земельного участка неприменимо. В результате наложения истец лишен возможности провести межевание своего участка. Участок 23:49:0000000:1680 поставлен на кадастровый учет как временный 28.05.2013, без учета расположения лесного участка, находящегося в аренде истца. Право пользования спорным участком не зарегистрировано, в связи с чем отсутствуют лица, владеющие им.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Иные лица явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены в порядке статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 156 Кодекса.
В судебном заседании от 26.02.2015 объявлялся перерыв до 05.03.2015 до 15 часов 15 минут, информация о котором размещена в сети Интернет. После перерыва судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя подателя жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 11.01.2010 департамент лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 11.01.2010 N 09-09а-020 аренды лесного участка, по условиям которого истцу передан в аренду лесной участок площадью 1,69 га, имеющий местоположение: Краснодарский край, лесничество Туапсинское, участковое лесничество Солох-Аульское, квартал 92А, выдел 6, часть выдела 3, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-15-03-08-0073, в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 07.04.2010 (т. 1, л.д. 12-21).
В соответствии с пунктом 3.3.1 договора арендатор имеет право приступить к освоению участка, в том числе после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка.
Пункт 3.4.3 договора предусматривает в числе обязанностей арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Для разработки проекта освоения лесов, уточнение границ арендованного земельного в системе координат МСК-23 истцу необходимо провести межевание лесного участка, находящегося в аренде.
Уведомлением от 03.06.2013 кадастровый инженер, имеющий гражданско-правовые отношения с истцом, поставил последнего в известность о невозможности продолжения работ по уточнению границ земельного участка, предоставленного обществу в аренду, в связи с наложением границ данного участка на границы участков с кадастровыми номерами 23:49:0000000:1680, 23:49:1000001:1162, 23:49:1000001:983, 23:49:1000001:979, 23:49:1000001:978, 23:49:0134003:143, 23:49:1000002:9.
Согласно кадастровой выписке от 06.06.2013 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680 площадью 37 953 кв. м+/-1705 поставлен на кадастровый учет 28.05.2013, сведения о нем носят временный характер.
Полагая что постановкой на кадастровый учет земельного участка 23:49:0000000:1680 нарушены права общества как арендатора своего земельного участка, истец обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец отказался от иска в части требований к министерству (статья 49 Кодекса), отказ принят судом, решение от 30.04.2014 в данной части отменено, производство по делу прекращено. Апелляционное постановление в части прекращения производства по делу не обжалуется.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статья 72 Лесного кодекса определяет, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса. При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статья 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) до определенной в ней даты допускает предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (пункты 1, 2 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ).
В соответствии со статьей 4.4 Закона N 201-ФЗ в случае, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Оценив имеющуюся в материалах дела доказательственную базу в соответствии со статьей 71 Кодекса, апелляционный суд пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества о возложении на кадастровую палату обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680, отметив, что данное требование носит негаторный характер, направлено на устранение препятствий в пользовании истцом земельным участком, который он считает своим в силу договора аренды.
Суды верно указали, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права. С учетом наложения границ земельных участков имеется спор о праве между истцом и правообладателями всех иных участков, в числе которых временно поставленный на учет участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1680.
В отсутствие фактического владения объектом аренды арендатор не вправе устранять препятствия в пользовании этим имуществом, чинимые другими лицами. У общества имеется спор о праве, который не может быть разрешен в рамках настоящего спора без привлечения всех правообладателей соседних участков.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлены.
Учитывая, что решение суда первой инстанции отменено в части с прекращением производства по делу, - оставлению в силе подлежит апелляционное постановление.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу N А32-18770/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
И.В.СИДОРОВА
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)