Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 18 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
апелляционное производство N 05АП-11028/2014
на решение от 03.07.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1737/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток" (ИНН 4101114788, ОГРН 1074101000874, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.02.2007)
к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.10.2002)
- о признании недействительным постановления от 28.03.2014 N 728 "Об отмене постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей"; об обязании предоставить в аренду земельный участок кадастровый номер 41:01:0010126:2986;
- при участии:
- от Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: представитель О.А. по доверенности от 23.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, паспорт;
- ООО "Восток": не явились, извещены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - заявитель, общество, ООО "Восток") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - администрация) от 28.03.2014 N 728 "Об отмене постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей", об обязании предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:2986.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 03.07.2014 постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.03.2014 N 728 "Об отмене постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей" признано недействительным, как несоответствующее законодательству Российской Федерации. На администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы и дополнений к ней указывает, что в соответствии с земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации земельные участки используются по целевому назначению в соответствии с видами разрешенного использования.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку на момент вынесения постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной, в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей" Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" утратило силу и не могло быть применено, на основании пункта 4 части 8 статьи 3 Решения Городской Думы N 163-нд администрацией правомерно в порядке части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" издано оспариваемое постановление.
В судебном заседании представитель Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Восток", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось, представителя не направило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Общества.
От ООО "Восток" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых Общество просит решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
22.08.2013 ООО "Восток" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду примерной площадью 6000 кв. м для целей, не связанных со строительством, расположенного по ул. Высотной в г. Петропавловске-Камчатском, для хранения и обслуживания транспорта.
Постановлением администрации от 03.12.2013 N 3536 на основании заявления общества от 22.08.2013 сформирован земельный участок, расположенный по ул. Высотной в г. Петропавловске-Камчатском, площадью 0,0485 га, и утверждена схема расположения земельного участка от 20.11.2013 N 492. Вид разрешенного использования: основной - земельные участки объектов для хранения и обслуживания транспорта, категория земель: земли населенных пунктов.
Названным постановлением заявителю предписано обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый паспорт земельного участка предоставить в Департамент.
ООО "Восток" выполнило в отношении земельного участка кадастровые работы, поставило его на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый номер 41:01:0010126:2986, выдан кадастровый паспорт земельного участка, который 05.02.2014 представлен в Департамент.
Постановлением администрации от 11.03.2014 N 546 ООО "Восток" сроком на пять лет предоставлен в аренду земельный участок кадастровый номер 41:01:0010126:2986 для целей, не связанных со строительством, для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей. Департаменту предписано в недельный срок со дня подписания названного постановления подготовить проект договора аренды земельного участка.
Оспариваемым постановлением от 28.03.2014 N 728 администрация отменила постановление администрации от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей".
Полагая оспариваемое постановление от 28.03.2014 N 728 незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, письменные возражения на жалобу, выслушав представителя администрации, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене ввиду следующего:
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Решение Городской Думы N 163-нд не могло являться надлежащим правовым основанием для отмены ранее принятого постановления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку правоотношения между Обществом и администрацией возникли на основании Решения Городской Думы N 309-нд от 29.01.2013, а именно с момента подачи обществом заявления о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, то есть до принятия и вступления в силу Решения от 27.12.2013 N 163-нд, а акты гражданского законодательства в силу статьи 4 ГК РФ не имеют обратной силы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В свою очередь уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
На момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду 22.08.2013, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для указанных целей были урегулированы Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - Решение N 309-нд).
Решение Городской Думы N 309-нд утратило силу в связи с изданием Решения Городской Думы N 163-нд, вступившим в силу 28.12.2013.
Данное Решение о процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа разработано в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в Петропавловск-Камчатском городском округе.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 3 Решения Городской Думы N 163-нд одним из оснований для отказа в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством является наличие самовольно размещенных объектов на испрашиваемом земельном участке (зданий, строений, сооружений, временных объектов).
Как следует из графических материалов дела (геодезическая съемка от 17.06.2014, кадастровый план территории на топографической основе масштаба 1:500, фотоматериалы), в границах испрашиваемого обществом земельного участка находится самовольно размещенный объект. Данный факт самим обществом по существу не оспаривается, доказательства обратного в материалы дела представлены не были.
Поскольку на момент принятия постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей" действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка в случае наличия на нем самовольно размещенных объектов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для предоставления спорного земельного участка у администрации отсутствовали.
Делая вывод об обратном, суд первой инстанции исходил из того, что спорные отношения возникли на момент обращения общества с заявлением в августе 2013 года, то есть до вступления в силу Решения Думы N 163-нд.
Вместе с тем, то обстоятельство, что на момент обращения общества с заявлением от 22.08.2013 наличие самовольно размещенных объектов на испрашиваемом земельном участке не противоречило действующему на тот момент Решению Городской Думы N 309 "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа", не может служить основанием для предоставления земельного участка в настоящее время в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязанности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворение заявленных требований фактически означает принятие ответчиком решения не соответствующего нормам действующего законодательства, что является недопустимым.
Рассматривая вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, коллегия исходит из того, что отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ), муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Таким образом, администрация, установив нарушение порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, правомерно отменила ненормативный правовой акт, изданный с нарушением действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела коллегией установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, то, соответственно, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 03.07.2014 по делу N А24-1737/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2014 N 05АП-11028/2014 ПО ДЕЛУ N А24-1737/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. N 05АП-11028/2014
Дело N А24-1737/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 18 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
апелляционное производство N 05АП-11028/2014
на решение от 03.07.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1737/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток" (ИНН 4101114788, ОГРН 1074101000874, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.02.2007)
к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.10.2002)
- о признании недействительным постановления от 28.03.2014 N 728 "Об отмене постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей"; об обязании предоставить в аренду земельный участок кадастровый номер 41:01:0010126:2986;
- при участии:
- от Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: представитель О.А. по доверенности от 23.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, паспорт;
- ООО "Восток": не явились, извещены надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - заявитель, общество, ООО "Восток") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - администрация) от 28.03.2014 N 728 "Об отмене постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей", об обязании предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010126:2986.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 03.07.2014 постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.03.2014 N 728 "Об отмене постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей" признано недействительным, как несоответствующее законодательству Российской Федерации. На администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы и дополнений к ней указывает, что в соответствии с земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации земельные участки используются по целевому назначению в соответствии с видами разрешенного использования.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку на момент вынесения постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной, в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей" Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" утратило силу и не могло быть применено, на основании пункта 4 части 8 статьи 3 Решения Городской Думы N 163-нд администрацией правомерно в порядке части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" издано оспариваемое постановление.
В судебном заседании представитель Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Восток", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось, представителя не направило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Общества.
От ООО "Восток" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых Общество просит решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
22.08.2013 ООО "Восток" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду примерной площадью 6000 кв. м для целей, не связанных со строительством, расположенного по ул. Высотной в г. Петропавловске-Камчатском, для хранения и обслуживания транспорта.
Постановлением администрации от 03.12.2013 N 3536 на основании заявления общества от 22.08.2013 сформирован земельный участок, расположенный по ул. Высотной в г. Петропавловске-Камчатском, площадью 0,0485 га, и утверждена схема расположения земельного участка от 20.11.2013 N 492. Вид разрешенного использования: основной - земельные участки объектов для хранения и обслуживания транспорта, категория земель: земли населенных пунктов.
Названным постановлением заявителю предписано обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый паспорт земельного участка предоставить в Департамент.
ООО "Восток" выполнило в отношении земельного участка кадастровые работы, поставило его на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый номер 41:01:0010126:2986, выдан кадастровый паспорт земельного участка, который 05.02.2014 представлен в Департамент.
Постановлением администрации от 11.03.2014 N 546 ООО "Восток" сроком на пять лет предоставлен в аренду земельный участок кадастровый номер 41:01:0010126:2986 для целей, не связанных со строительством, для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей. Департаменту предписано в недельный срок со дня подписания названного постановления подготовить проект договора аренды земельного участка.
Оспариваемым постановлением от 28.03.2014 N 728 администрация отменила постановление администрации от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей".
Полагая оспариваемое постановление от 28.03.2014 N 728 незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, письменные возражения на жалобу, выслушав представителя администрации, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене ввиду следующего:
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Решение Городской Думы N 163-нд не могло являться надлежащим правовым основанием для отмены ранее принятого постановления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку правоотношения между Обществом и администрацией возникли на основании Решения Городской Думы N 309-нд от 29.01.2013, а именно с момента подачи обществом заявления о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, то есть до принятия и вступления в силу Решения от 27.12.2013 N 163-нд, а акты гражданского законодательства в силу статьи 4 ГК РФ не имеют обратной силы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В свою очередь уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
На момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду 22.08.2013, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для указанных целей были урегулированы Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - Решение N 309-нд).
Решение Городской Думы N 309-нд утратило силу в связи с изданием Решения Городской Думы N 163-нд, вступившим в силу 28.12.2013.
Данное Решение о процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа разработано в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в Петропавловск-Камчатском городском округе.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 3 Решения Городской Думы N 163-нд одним из оснований для отказа в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством является наличие самовольно размещенных объектов на испрашиваемом земельном участке (зданий, строений, сооружений, временных объектов).
Как следует из графических материалов дела (геодезическая съемка от 17.06.2014, кадастровый план территории на топографической основе масштаба 1:500, фотоматериалы), в границах испрашиваемого обществом земельного участка находится самовольно размещенный объект. Данный факт самим обществом по существу не оспаривается, доказательства обратного в материалы дела представлены не были.
Поскольку на момент принятия постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.03.2014 N 546 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Восток" земельного участка по улице Высотной в аренду для целей, не связанных со строительством, - для размещения временных объектов - автостоянок и парковок автомобилей" действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка в случае наличия на нем самовольно размещенных объектов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для предоставления спорного земельного участка у администрации отсутствовали.
Делая вывод об обратном, суд первой инстанции исходил из того, что спорные отношения возникли на момент обращения общества с заявлением в августе 2013 года, то есть до вступления в силу Решения Думы N 163-нд.
Вместе с тем, то обстоятельство, что на момент обращения общества с заявлением от 22.08.2013 наличие самовольно размещенных объектов на испрашиваемом земельном участке не противоречило действующему на тот момент Решению Городской Думы N 309 "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа", не может служить основанием для предоставления земельного участка в настоящее время в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязанности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворение заявленных требований фактически означает принятие ответчиком решения не соответствующего нормам действующего законодательства, что является недопустимым.
Рассматривая вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, коллегия исходит из того, что отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ), муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Таким образом, администрация, установив нарушение порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, правомерно отменила ненормативный правовой акт, изданный с нарушением действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела коллегией установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, то, соответственно, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 03.07.2014 по делу N А24-1737/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)