Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Степановой Т.Г., Стыцюн С.А.
при секретаре Табота Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 04 декабря 2013 г. по иску Ц.В.Н. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности обеспечить выбор земельных участков.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Ц.В.Н. предъявил в суд иск по тем основаниям, что в <...> он обращался в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее в т.ч. администрация района) с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов, все земельные участки испрашивались для ведения дачного хозяйства в <...> РК в кадастровом квартале <...>. Письмами от <...> администрация района сообщила, что испрашиваемые истцом земельные участки используются местными жителями для огородничества на основании похозяйственных книг администрации Нововилговского сельского поселения.
Считая отказ администрации района необоснованным, ссылаясь на отсутствие доказательств использования испрашиваемых земельных участков для огородничества, истец просил обязать администрацию обеспечить в порядке, предусмотренном статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) выбор земельных участков по следующим заявлениям о выборе земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного в <...> Республики Карелия в границах кадастрового квартала <...>, и предварительном согласовании места размещения объекта - дачного дома: <...>
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал администрацию района обеспечить в порядке, предусмотренном статьями 30 и 31 ЗК РФ, выбор земельных участков в <...> Республики Карелия в соответствии с заявлениями Ц.В.Н. <...>
С решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации района К.Е.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что бездействия со стороны администрации не имелось, ответчик отказал Ц.В.Н. в предварительном согласовании мест размещения объектов в испрашиваемом месте в связи с наличием ранее учтенных земельных участков согласно похозяйственной книге <...> Отмечает, что в заявлениях Ц.В.Н. не указано испрашиваемое право, а также обоснование примерного размера земельного участка, что не соответствует требованиям ст. 31 ЗК РФ и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. В материалы дела предоставлялись сведения о наличии решения Нововилговского сельского поселения, которым утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, считает, что при предоставлении земельных участков следует исходить из Правил землепользования и застройки, позволяющих определить вид разрешенного использования земельных участков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации района К.Е.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель истца Б.Н.А. относительно доводов жалобы возражала.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Судом установлено, что Ц.В.Н. в <...> обращался в администрацию района с заявлениями о выборе земельных участков ориентировочной площадью <...> кв. м каждый, расположенных в <...> <...> в границах кадастрового квартала <...>, для ведения дачного хозяйства и предварительном согласовании места размещения объектов. К заявлениям была приложена схема примерного местоположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории. В результате рассмотрения указанных заявлений в газете <...> " было размещено соответствующее информационное сообщение в порядке п. 3 ст. 31 ЗК РФ.
Письмом от <...> администрация района отказала истцу в предварительном согласовании мест размещения объектов для указанных целей в связи с наличием информации от администрации Нововилговского сельского поселения, в соответствии с которой в границах испрашиваемых Ц.В.Н. земельных участков у граждан находятся в пользовании огороды на основании похозяйственных книг за <...>
Поскольку использование дачного участка не исключает осуществление на нем строительства, суд первой инстанции с учетом ст. 81 ЗК РФ, а также положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", пришел к правильному выводу о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ).
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. При этом решение о проведении торгов принимается в отношении сформированного земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что процедура предоставления земельных участков истцу на основании указанных им заявлений была начата администрацией района согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ, который в т.ч. предусматривает выбор земельного участка.
Доказательством изложенного является размещение администрацией района информационного сообщения в газете "Прионежье" именно в порядке ст. 31 ЗК РФ, по результатам рассмотрения обозначенных заявлений Ц.В.Н.
Отсутствие действий со стороны администрации района, которая прекратила осуществление выбора участков, обоснованно оценено судом как бездействие, нарушающее права заявителя на получение земельных участков в аренду.
Доводы апелляционной жалобы администрации района о том, что в заявлениях истца не был указан вид испрашиваемого права, на правильность постановленного по делу решения не влияют, поскольку таковой может быть определен администрацией района с учетом положений ст. 28 ЗК РФ. Кроме того, данное обстоятельство не явилось препятствием для начала осуществления администрацией района процедуры рассмотрения заявлений истца, которая в дальнейшем была необоснованно прекращена.
Доводы администрации о невозможности осуществления выбора земельных участков по причине размещения на соответствующей территории огородов обоснованно не были приняты судом первой инстанции во внимание. Действительно, с учетом приведенных выше положений ст. 31 ЗК РФ судебная коллегия учитывает, что выбор земельного участка по смыслу положений земельного законодательства имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению объекта, что отражается в акте выбора земельного участка. Статьей 31 ЗК РФ не предусмотрен отказ в рассмотрении заявления или принятии решения до момента такого выбора. В случае установления препятствий в размещении объекта в предварительном согласовании места его размещения может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка. Таким образом, если по результатам выбора испрашиваемых истцом земельных участков будут установлены препятствия, в том числе будет установлено наложение испрашиваемых земельных участков или пересечение границ с земельными участками, ранее предоставленными иным лицам, в размещении объектов в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ может быть отказано.
В настоящее время до осуществления процедуры выбора земельных участков проверить доводы ответчика (в т.ч. и в части определения вида разрешенного использования земельных участков, при этом, судом правомерно учтено отсутствие данных о том, что границы территориальных зон или зон с особыми условиями использования территории установлены, а согласно кадастрового плана территории в указанном квартале имеются участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства) невозможно, как и достоверно установить нахождение в месте испрашиваемых истцом земельных участков иных участков, ранее предоставленных в установленном порядке иным лицам, поскольку истцом в адресованных администрации района заявлениях указано лишь примерное местоположение испрашиваемых участков, которое должно быть уточнено по результатам проведения процедуры выбора земельного участка и осуществления кадастровых работ. Более того, данных о наличии в отношении предоставленных для огородничества земельных участков, о которых указывает ответчик, в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ этих земельных участков не представлено.
На основании изложенного суд обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования, возложив на администрацию Прионежского муниципального района РК обязанность обеспечить выбор земельных участков в <...> <...> в соответствии с его заявлениями в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 и 31 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах судом правильно применены нормы материального права, установлены имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, собранным по делу доказательствам дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ. Решение является законным, обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 04 декабря 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 25.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-683/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу N 33-683/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Степановой Т.Г., Стыцюн С.А.
при секретаре Табота Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 04 декабря 2013 г. по иску Ц.В.Н. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности обеспечить выбор земельных участков.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Ц.В.Н. предъявил в суд иск по тем основаниям, что в <...> он обращался в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее в т.ч. администрация района) с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов, все земельные участки испрашивались для ведения дачного хозяйства в <...> РК в кадастровом квартале <...>. Письмами от <...> администрация района сообщила, что испрашиваемые истцом земельные участки используются местными жителями для огородничества на основании похозяйственных книг администрации Нововилговского сельского поселения.
Считая отказ администрации района необоснованным, ссылаясь на отсутствие доказательств использования испрашиваемых земельных участков для огородничества, истец просил обязать администрацию обеспечить в порядке, предусмотренном статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) выбор земельных участков по следующим заявлениям о выборе земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного в <...> Республики Карелия в границах кадастрового квартала <...>, и предварительном согласовании места размещения объекта - дачного дома: <...>
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал администрацию района обеспечить в порядке, предусмотренном статьями 30 и 31 ЗК РФ, выбор земельных участков в <...> Республики Карелия в соответствии с заявлениями Ц.В.Н. <...>
С решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель администрации района К.Е.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что бездействия со стороны администрации не имелось, ответчик отказал Ц.В.Н. в предварительном согласовании мест размещения объектов в испрашиваемом месте в связи с наличием ранее учтенных земельных участков согласно похозяйственной книге <...> Отмечает, что в заявлениях Ц.В.Н. не указано испрашиваемое право, а также обоснование примерного размера земельного участка, что не соответствует требованиям ст. 31 ЗК РФ и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. В материалы дела предоставлялись сведения о наличии решения Нововилговского сельского поселения, которым утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, считает, что при предоставлении земельных участков следует исходить из Правил землепользования и застройки, позволяющих определить вид разрешенного использования земельных участков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации района К.Е.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель истца Б.Н.А. относительно доводов жалобы возражала.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Судом установлено, что Ц.В.Н. в <...> обращался в администрацию района с заявлениями о выборе земельных участков ориентировочной площадью <...> кв. м каждый, расположенных в <...> <...> в границах кадастрового квартала <...>, для ведения дачного хозяйства и предварительном согласовании места размещения объектов. К заявлениям была приложена схема примерного местоположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории. В результате рассмотрения указанных заявлений в газете <...> " было размещено соответствующее информационное сообщение в порядке п. 3 ст. 31 ЗК РФ.
Письмом от <...> администрация района отказала истцу в предварительном согласовании мест размещения объектов для указанных целей в связи с наличием информации от администрации Нововилговского сельского поселения, в соответствии с которой в границах испрашиваемых Ц.В.Н. земельных участков у граждан находятся в пользовании огороды на основании похозяйственных книг за <...>
Поскольку использование дачного участка не исключает осуществление на нем строительства, суд первой инстанции с учетом ст. 81 ЗК РФ, а также положений Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", пришел к правильному выводу о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ).
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. При этом решение о проведении торгов принимается в отношении сформированного земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что процедура предоставления земельных участков истцу на основании указанных им заявлений была начата администрацией района согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ, который в т.ч. предусматривает выбор земельного участка.
Доказательством изложенного является размещение администрацией района информационного сообщения в газете "Прионежье" именно в порядке ст. 31 ЗК РФ, по результатам рассмотрения обозначенных заявлений Ц.В.Н.
Отсутствие действий со стороны администрации района, которая прекратила осуществление выбора участков, обоснованно оценено судом как бездействие, нарушающее права заявителя на получение земельных участков в аренду.
Доводы апелляционной жалобы администрации района о том, что в заявлениях истца не был указан вид испрашиваемого права, на правильность постановленного по делу решения не влияют, поскольку таковой может быть определен администрацией района с учетом положений ст. 28 ЗК РФ. Кроме того, данное обстоятельство не явилось препятствием для начала осуществления администрацией района процедуры рассмотрения заявлений истца, которая в дальнейшем была необоснованно прекращена.
Доводы администрации о невозможности осуществления выбора земельных участков по причине размещения на соответствующей территории огородов обоснованно не были приняты судом первой инстанции во внимание. Действительно, с учетом приведенных выше положений ст. 31 ЗК РФ судебная коллегия учитывает, что выбор земельного участка по смыслу положений земельного законодательства имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению объекта, что отражается в акте выбора земельного участка. Статьей 31 ЗК РФ не предусмотрен отказ в рассмотрении заявления или принятии решения до момента такого выбора. В случае установления препятствий в размещении объекта в предварительном согласовании места его размещения может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка. Таким образом, если по результатам выбора испрашиваемых истцом земельных участков будут установлены препятствия, в том числе будет установлено наложение испрашиваемых земельных участков или пересечение границ с земельными участками, ранее предоставленными иным лицам, в размещении объектов в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ может быть отказано.
В настоящее время до осуществления процедуры выбора земельных участков проверить доводы ответчика (в т.ч. и в части определения вида разрешенного использования земельных участков, при этом, судом правомерно учтено отсутствие данных о том, что границы территориальных зон или зон с особыми условиями использования территории установлены, а согласно кадастрового плана территории в указанном квартале имеются участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства) невозможно, как и достоверно установить нахождение в месте испрашиваемых истцом земельных участков иных участков, ранее предоставленных в установленном порядке иным лицам, поскольку истцом в адресованных администрации района заявлениях указано лишь примерное местоположение испрашиваемых участков, которое должно быть уточнено по результатам проведения процедуры выбора земельного участка и осуществления кадастровых работ. Более того, данных о наличии в отношении предоставленных для огородничества земельных участков, о которых указывает ответчик, в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ этих земельных участков не представлено.
На основании изложенного суд обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования, возложив на администрацию Прионежского муниципального района РК обязанность обеспечить выбор земельных участков в <...> <...> в соответствии с его заявлениями в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 и 31 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах судом правильно применены нормы материального права, установлены имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, собранным по делу доказательствам дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ. Решение является законным, обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 04 декабря 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)