Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 09.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4314/2015

Требование: О признании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности отменить акт о выборе земельного участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Истице как арендатору поручено отведенную и прилегающую территорию содержать в надлежащем санитарном состоянии. Она требования постановления исполняла и исполняет по настоящий момент в полном объеме, однако договор аренды земельного участка с нею не заключен, что нарушает предписания, отраженные в данном постановлении, а также нарушает ее права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу N 33-4314/2015


Судья: Шафикова Е.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.,
судей Пономаревой Л.Х., Свистун Т.К.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ф.... на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 января 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Ф. 1 о признании отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности отменить акт о выборе земельного участка, схемы расположения земельного участка и согласовать схему расположения земельного участка - отказать.
Заслушав доклад судьи Свистун Т.К., Судебная коллегия

установила:

Ф..... в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в суд с заявлением о признании отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности отменить акт о выборе земельного участка и схемы расположения земельного участка, согласовать схему расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3948 от 11 августа 2009 года ей предоставлен земельный участок, площадью 1032 кв. м, кадастровый номер..., относящийся к категории земель населенных пунктов, рядом с домом N адрес, для размещения и эксплуатации временного объекта мелкорозничной торговли в аренду на неопределенный срок. В соответствии с указанным постановлением Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поручено заключить в установленном законом порядке с ней договор аренды земельного участка. Ей, как арендатору, поручено отведенную и прилегающую территорию содержать в надлежащем санитарном состоянии. Она требования постановления исполняла и исполняет по настоящий момент в полном объеме, однако договор аренды земельного участка с нею не заключен, что нарушает предписания отраженные в данном постановлении, а также нарушает ее права. Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3948 от 11 августа 2009 года не изменено и не отменено. В настоящее время названный земельный участок снят с кадастрового учета, в связи с чем, она заказала схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
11 сентября 2014 года в адрес Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа она направила обращение с просьбой согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале... по указанному адресу, изготовленную на основании документа о землепользовании - Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 11 августа 2009 года для дальнейшего внесения изменений в Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3948 от 11 августа 2009 года (путем замены кадастрового номера в Постановлении, после постановки на кадастровый учет земельного участка). Письмом от 09 октября 2014 года ей отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что на указанную территорию подготовлен акт о выборе земельного участка N А-50/Ю от 01 августа 2014 года для строительства культурного центра с объектом общественного питания, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу и схема расположения земельного участка может быть утверждена только после публичного информирования и проведения процедур согласования с заинтересованными лицами места расположения земельного участка при его выборе. Все необходимые процедуры по информированию заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка и согласованию места его расположения с учетом интересов иных лиц должны проводиться на стадии выбора земельного участка для строительства в целях соблюдения их прав. Таким образом, Администрация городского округа город Уфа не исполнила надлежащим образом публичное информирование населения для защиты прав третьих лиц, чем нарушила ее права.
Просила признать отказ Администрации городского округа город Уфа, выраженный в письме N Ф12731 от 09 октября 2014 года в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по вышеуказанному адресу незаконным, обязать Администрацию городского округа город Уфа отменить акт о выборе земельного участка N А-50/Ю от 01 августа 2014 года и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также обязать согласовать предоставленную ею схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал:..., адрес: адрес
Определением суда от 19 декабря 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в качестве третьих лиц Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Общество с ограниченной ответственностью "Проект М".
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Ф.... просит решение суда отменить, поскольку договор аренды земельного участка не был заключен ввиду того, что заинтересованное лицо не направляло в адрес заявителя уведомления о необходимости заключения договора аренды. Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с ООО "Проект М" не является препятствием для утверждения ее схемы, поскольку данное действие является первым этапом в процедуре предоставления участка, а не свидетельствует об обременении участка правами третьих лиц, в связи с чем, считает, что судом незаконно отказано ей в удовлетворении заявления. Кроме того, Ф.... полагает, что судом сделан неправильный вывод о неисполнении ею Постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3948 от 11 августа 2009 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Ф.... - Л.... поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан М....., директора ООО "Проект М" Дубова... и представителя ООО "Проект М" Курецкого... возражавших удовлетворению жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что судом не установлено нарушений прав Ф.... действиями Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
С данным выводом Судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3948 от 11 августа 2009 года Ф.... предоставлен земельный участок, площадью 1032 кв. м, кадастровый номер..., относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся рядом с домом N адрес, для размещения и эксплуатации временного объекта мелкорозничной торговли (типа "павильон") в аренду на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд (л.д. 31).
Из содержания данного постановления следует, что Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поручено заключить в установленном законом порядке с Ф..... договор аренды земельного участка, а арендатору отведенную и прилегающую территорию содержать в надлежащем санитарном состоянии.
По обращению Ф. 20 декабря 2013 года кадастровым инженером составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал... по указанному выше адресу, вид разрешенного использования земельного участка - для размещения и эксплуатации временного объекта мелкорозничной торговли, площадь земельного участка 1032 кв. м (л.д. 10).
11 сентября 2014 года Ф.... обратилась в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый квартал... по адресу: адрес площадью 1032 кв. м (л.д. 11).
Письмом N Ф12731 от 09 октября 2014 года Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало Ф.... в удовлетворении заявления ссылаясь на то, что на данной территории подготовлен акт о выборе земельного участка N А-50/Ю от 01 августа 2014 года для строительства культурного центра с объектом общественного питания, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, повторное утверждение схемы не представляется возможным (л.д. 8).
Однако Ф.... не согласившись с данным ответом, полагая свои права нарушенными, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что никаких сведений, подтверждающих, что Ф..... во исполнение постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3948 от 11 августа 2009 года заключила договор аренды на спорный земельный участок либо обращалась в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о заключении договора аренды участка, не имеется.
Поскольку спорный земельный участок не был обременен какими-либо правами, он был снят с кадастрового учета и по обращению ООО "Проект М" 01 августа 2014 года был составлен и выдан акт о выборе земельного участка N А-50/Ю для строительства культурного центра с объектом общественного питания (л.д. 32-56).
На основании <...>
02 сентября 2014 года в газете "Вечерняя Уфа" N 168 (12566) опубликовано объявление, которым Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан информировало население о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду сроком на 3 года для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта, земельного участка по улице адрес, кадастровый номер.... Объект предполагаемый к строительству - учреждение культуры и искусства - Культурный центр с объектом общественного питания; ориентировочная площадь земельного участка: 1 вариант - 5073,01 кв. м, 2 вариант - 6155,62 кв. м; дополнительные сведения - участок свободен от капитальной застройки (л.д. 91,92).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент рассмотрения дела) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Часть 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент рассмотрения дела) определяет следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительным согласованием места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренному статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из материалов дела следует, что на спорный земельный участок право собственности либо право аренды не установлены. Данный участок был снят с кадастрового учета, поскольку какими-либо правами не был обременен. Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3948 от 11 августа 2009 года заявителем не исполнено, следовательно, у Ф.... отсутствуют какие-либо права на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан каких-либо нарушений прав Ф.... не установлено, в связи с чем, ее требования не подлежат удовлетворению.
Указанная позиция суда согласуется с разъяснениями, данными в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Доводы апелляционной жалобы Ф.... о том, что договор аренды спорного земельного участка не заключен ввиду того, что заинтересованное лицо не направляло в адрес заявителя уведомления о необходимости заключения договора аренды, Судебная коллегия находит необоснованными. Ф.... как лицо, заинтересованное в исполнении Постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3948 от 11 августа 2009 года должна была обратиться с заявлением в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан для заключения договора аренды.
Доводы заявления и апелляционной жалобы о том, что Ф.... исполняла и исполняет указанное постановление, использует земельный участок по назначению, соблюдая санитарные нормы по содержанию территории, не могут служить основанием для отмены решения. Судом не установлено, что она, занимая земельный участок, осуществляла плату за пользование земельным участком в соответствии с земельным законодательством.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 1 ч. 1 абз. 7 Земельного Кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного Кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Никаких оснований для бесплатного пользования земельным участком Ф.... материалами дела не установлено и ею не указано.
Также несостоятельны доводы жалобы о том, что согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ООО "Проект М" не является препятствием для утверждения ее схемы, поскольку данное действие является первым этапом в процедуре предоставления участка, а не свидетельствует об обременении участка правами третьих лиц, Судебная коллегия находит несостоятельными. Материалами дела подтверждается, что схема расположения спорного земельного участка утверждена в пользу ООО "Проект М", в установленном законом порядке, в связи с чем, возложить обязанность на заинтересованное лицо согласовать предоставленную Ф.... схему расположения земельного участка не представляется возможным.
Таким образом, оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы Ф.... Судебная коллегия не находит. Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит решение суда оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.... - без удовлетворения.

Председательствующий
Р.Р.АБУБАКИРОВА

Судьи
Л.Х.ПОНОМАРЕВА
Т.К.СВИСТУН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)