Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N А41-22694/14

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N А41-22694/14


Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СВГ-Авто": Скобеев С.Н. по доверенности б/н от 11.04.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СВГ-Авто" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2014 года по делу N А41-22694/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по иску общества с ограниченной ответственностью "СВГ-Авто" к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "СВГ-Авто" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (ФГБУ "ФКП Росреестра") об:
- - установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 30 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, северо-восточнее с. Братовщина, в размере его рыночной стоимости 38 177 000 рублей;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15 площадью 30 000 кв. м в размере его рыночной стоимости 38 177 000 рублей (т. 1, л.д. 2 - 5).
Иск заявлен на основании статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной налоговой службы (Управление ФНС) по Московской области (т. 1, л.д. 1).
Протокольным определением от 11 августа 2014 года Арбитражный суд Московской области уточнил наименование ответчика, указав считать им ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (т. 2, л.д. 66).
Решением Арбитражного суда Московской области 29 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 68 - 70).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "СВГ-Авто" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права (т. 2, л.д. 73 - 77).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "СВГ-Авто" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от исковых требований в части обязания ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15 площадью 30 000 кв. м в размере его рыночной стоимости 38 177 000 рублей. Также поддержал требование об установлении кадастровой стоимости этого участка в размере рыночной, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Письменный текст отказа от части исковых требований, подписанный представителем ООО "СВГ-Авто" по доверенности от 11.04.14 - Скобеевым С.Н., представлен суду.
Полномочия лица, подписавшего названное заявление, судом проверены.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд полагает, что заявление ООО "СВГ-Авто" об отказе от части исковых требований подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Поскольку отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, апелляционный суд принимает отказ от иска.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят судом.
ООО "СВГ-Авто" был заявлен отказ от части исковых требований, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению в части требований об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15 площадью 30 000 кв. м в размере его рыночной стоимости 38 177 000 рублей.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 26.05.10 между Комитетом по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области (Арендодатель) и ООО "СВГ-Авто" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого Арендатор принял в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050413:15, площадью 30 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, северо-восточнее с. Братовщина, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-промышленной зоны (т. 1, л.д. 114 - 116).
На основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.13 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15 по состоянию на 01.01.13 в размере 148 742 400 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 958 рублей 08 копеек.
Между тем, согласно отчету ООО "Бюро оценки бизнеса" N 2013-01/218 от 18.02.14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15 по состоянию на 01.01.13 составила 38 177 000 рублей (т. 1, л.д. 35 - 128).
Посчитав определенный органом кадастрового учета размер кадастровой стоимости земельного участка завышенным, ООО "СВГ-Авто" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что арендатор земельного участка не наделен полномочиями по оспариванию его кадастровой стоимости.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.13 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15 в размере 148 742 400 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 958 рублей 08 копеек (строка 51555 таблицы 48 приложения N 1 к Распоряжения N 566-РМ от 27.11.13).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете ООО "Бюро оценки бизнеса" N 2013?01/218 от 18.02.14 (т. 1, л.д. 35 - 128).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с заключением эксперта от 18.02.14, подготовленном ООО "Бюро оценки бизнеса", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15 по состоянию на 01.01.13 составила 38 177 000 рублей.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, апелляционный суд полагает, что оно является надлежащим доказательством размера рыночной стоимости спорного участка.
Следует отметить, что наличие у истца статуса арендатора земельного участка не лишает его права на обращения в суд с настоящим иском.
Федеральным законодательством установлены основные принципы и правила определения арендной платы при аренде земельных участков, которые в силу единства экономического пространства на территории Российской Федерации должны соблюдаться при установлении арендной платы субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 16.07.09 было принято Постановление N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (Постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и вида разрешенного использования.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 582 закреплено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, в размере, не превышающем 2% их кадастровой стоимости.
Таким образом, поскольку результатом деятельности по определению кадастровой стоимости является внесение в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, то оспаривание результата определения кадастровой стоимости земельного участка должно происходить посредством иска, направленного на установление судом иного результата определения кадастровой стоимости земельного участка, определенного на основании его действительной рыночной стоимости; сторонами такого иска являются лица, чьи имущественные права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости спорного земельного участка (например, плательщик и получатель земельного налога; публичное образование - собственник земельного участка и обратившиеся за его выкупом собственник расположенного на нем здания; плательщик и получатель арендной платы, ставка которой определена в процентах от его кадастровой стоимости, др.).
В связи с указанным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что по настоящему делу иск заявлен надлежащим истцом, заинтересованным в оспаривании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель, которому законом предоставлено право такого оспаривания; выбранный истцом способ защиты является надлежащим.
Кроме того, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у истца права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Таким образом, ООО "СВГ-Авто", как арендатор земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15, имеет право на судебную защиту путем признания кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьями 49, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2014 года по делу N А41-22694/14 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15 площадью 30 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, северо-восточнее с. Братовщина, в размере его рыночной стоимости 38 177 000 рублей.
Принять отказ ООО "СВГ-Авто" от требований в части обязания ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050413:15 площадью 30 000 кв. м в размере его рыночной стоимости 38 177 000 рублей.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Возвратить ООО "СВГ-Авто" из Федерального бюджета 4 000 рублей расходов по оплате госпошлины.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)